Третье свидетельство Маршака

Елена Шувалова
  Ну, и сразу уже, чтобы покончить со свидетельствами С.Я.Маршака, скажем о третьем и последнем его свидетельстве о «Коньке-Горбунке».

  Оно относится к 15 сентября 1959 года.

  14 сентября 1959 года в 00 ч. 02 мин. 24 сек. советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» успешно доставила вымпел "СССР" на лунную поверхность в районе Моря Дождей вблизи кратеров Аристилл, Архимед и Автолик.
В ответ на это событие 15 сентября 1959 года в газете "Правда"  С. Я. Маршак напечатал такое своё стихотворение:



"Здравствуй, Месяц Месяцович!"


Помню, в книжечке дешевой
Сказки  дедушки   Ершова
Мчался на коне
Русский парень, сын крестьянский
Из земли своей землянской
К Месяцу - к Луне.

Конь горбатый, быстроногий
По лазоревой дороге
Всадника домчал.
- Здравствуй, Месяц Месяцович!
Я Иванушка Петрович! -
Парень закричал.

А теперь не в сказке детской
И не в смутном сне
Гордый вымпел наш советский
Рдеет на Луне.


// Маршак  С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 352.


  Что тут странного, в этом стихотворении? Ну, прежде всего, бросается в глаза непривычное сочетание «сказки дедушки Ершова». Если учесть, что сказку «Конёк-Горбунок» Ершов дописал до исполнения ему 19 лет (22 февр. по ст.ст., 1834), - то, - какого же «дедушки»?!

   С другой стороны, если считать, что все правки всех 7 прижизненных изданий сказки вносил сам Ершов (а мы, вслед за С.Е. Шубиным, так не считаем), то закончил «сказочник» свою сказку, действительно, незадолго до кончины. Правда, последние исправления были внесены в 5-е издание, января 1856 года; Ершову, соответственно, - 40 лет, - если дедушка, то очень молодой! Скончался же Пётр Павлович в 1869 году, 54 лет от роду. Дедушка?! По нашим современным понятиям – нет. Но ведь трёх месяцев не доживший до 54-летия В.И. Ленин на протяжении 70 лет был для всех советских детей дедушкой! Думаем, здесь Маршак проводит прямую аналогию «дедушки Ершова» с «дедушкой Лениным».
 
   Кроме того, здесь слышится какое-то «подсвистывание» Маршака А.Н. Толстому, его образу старого Ершова-Карасёва из повести «Как ни в чём не бывало». Повесть «Как ни в чём не бывало» относится к 1923 году, - году возвращения Толстого из эмиграции. К этому же году относится первое свидетельство Маршака о «Коньке-Горбунке», - его пьеса «Золотое колесо».

  Маршак как бы закругляет этим своим стихотворением тему «Конька». Закольцовывает…

  Другая странность, несколько режущая ухо,-  то, что Маршак помнит эту сказку из «книжечки дешёвой».  Конечно, поэт указывает таким образом на дореволюционные дешёвые издания сказки, - скорее всего, - сытинские издания, которые предназначались для крестьян, для простого народа. Это издание «для крестьян» перекликается в стихотворении с тем, что Иванушка назван «сыном крестьянским».
 
  Кажется, что же здесь странного? Иван действительно – крестьянский сын…

  Да, но мы ведь с вами уже рассмотрели свидетельства, в которых место крестьянского сына Ивана занимает аристократ Пушкин!.. (Марионетки Лебедевой и рисунки Розенфельда, прежде всего).

  Третья странность, - неожиданная цитата в последнем четверостишии из «Евгения Онегина»: «в смутном сне»:

А теперь не в сказке детской
И не в смутном сне
Гордый вымпел наш советский
Рдеет на Луне.

Е.О. Гл.VIII, Строфа L:

Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал.


  Так хорошо или плохо то, что советский вымпел рдеет на Луне не в сказке детской и не в «смутном сне»?.. Ни то, ни другое, это просто – д а н н о с т ь. Конечно, этим можно и должно гордиться и, наверное, сам Маршак, сколько мог, гордился. Но это не имеет отношения к тому, пушкинскому, смутному сну. Ведь он – предвестник творческого акта, - создания великого романа. А советский вымпел на Луне – акт героический, политический, - но не творческий, не сакральный…

Ну, вот и слово найдено!..

Сакральный (от латинского sacralis - священный), обозначение сферы явлений, предметов, людей, относящихся к божественному, религиозному, связанных с ними, в отличие от светского, мирского, профанного. / Словари и энциклопедии на Академике. https://dic.academic.ru/

Вот, и другое слово – п р о ф а н н ы й…

  Так вот, и всё стихотворение Маршака обращено, - извините, - к профанам. Потому что советский человек – человек заведомо профанный. Он же отказался от религии, от святости, от Бога.

  В этом профанном советском мире сказку «Конёк-Горбунок» написал «дедушка Ершов», а главный герой её – крестьянский сын Иванушка Петрович, скачущий на горбатом коне. И всё это – только детская сказка, и книжечка поэтому дешёвая – до сих пор, - хотя давно уже нет копеечных изданий Сытина…

  В сакральном же мире всё по-другому. И чуть-чуть выглядывает этот сакральный мир в цитате из «Евгения Онегина» о «смутном сне». На всякий случай, для «посвящённых», которые, несмотря ни на что, ещё оставались тогда в СССР, и – особенно, - для будущих посвящённых…


Продолжение: http://www.proza.ru/2018/09/06/1321