Покушение на Достоевского

Владимир Павлинов
     Я, как то, в свое время, пропустил информацию о выходе на экран сериала Достоевский.
     А недавно узнав о нем, обрадовался, тем более, что его снял маститый режиссер.
     Как же разочаровался!
     Никак не ожидал от Хотиненко такой мерзкой картины. Для чего он ее снял? В чем была его цель? Что этим пасквилем он хотел доенсти до зрителя и ради чего?
     Хотел он или нет, надеюсь, что не делал это сознательно и целенаправленно, но в этом фильме Хотинеко, двух великих русских писателей: Достоевского и Тургенева показал просто мерзавцами.
     Любой человек, не знающий о об этих великих писателях, посмотрев этот фильм никогда не захочет читать их, и, уж никак не поймет, в чем их величие.
     В сериале абсолютно не раскрыто и цель в нем такая не просматривается: почему никому не известный человек стал всемирно известным и почитаемым гением - Достоевским!
     Ни одного штриха о его духовном возрастании, о его творческих исканиях, о его активнейшей гражданской позиции.
     Вся любовь Достоевского к России, русскому народу, вера в их мессианство сознательно замазаны и скрыты постельными сценами, любовными похождениями и игрой в рулетку.
     Это все было в жизни Достоевского, но, разве это сделало его тем, кем он стал?
     Почему же Хотиненко, о том, в чем Достоевский раскаивался - говорит много и подробно, а о великом в его душе и Творчестве, о самом его Творчестве не сказал ни одного достойного слова?
     Несколько случайно вырванных из контекста жизни, патриотических высказываний Достоевского, небрежно приклеенных к сценарию, положения не исправляют, даже, являются неправдоподобными в том кинообразе ловеласа и игрока.
     Дурно подано и размышление Достоевского о ложно или превратно понимаемом гражданском долге, в случаях, когда человек узнает о предстоящем теракте.
     В фильме это выглядит как призыв ко всем: никогда, ни при каких обстоятельствах не сообщать властям о готовящемся теракте, в котором погибнут люди, если тебе, мне или еще кому -  стало об этом известно.
    А в реальности, Достоевский размышлял, почему общественное мнение крайне негативно относится к возможности оповещения гражданами гос. органов по известной им информации о готовящихся тяжких преступлениях.
     Настолько негативно, что и он сам, под давлением этого общественного мнения - случайно узнай о готовящемся теракте, заложенной бомбе - не пошел бы в полицию сообщать об этом.   
    То есть, Достоевский пытался привлечь к этому внимание и это общественное мнение переменить, дабы оно не поощряло людей своим молчанием помогать убийцам, и не предотвращать смерти жертв теракта, ни в чем не провинившихся пред убийцами.
     Ведь мог же Хотиненко снять этот эпизод таким - соответствующим духу и озабоченности Достоевского!?
     Мог, но снял в противоречие ему - именно как призыв к тем, кто что-либо знает о готовящихся терактах - становиться молчаливыми сообщниками террористов-убийц.
     Мол сам Достоевский не пошел бы доносить, как же это ты пойдешь?!
     Позор Хотиненко за этот сериал - порочащий Достоевского в глазах всех тех, кто никогда не читал и не прочитает его Произведений.
     А вот этот сериал многие посмотрели и еще многие посмотрят. И того, Кто является величайшим сыном нашего народа - будут считать обыкновенным пройдохой, что то там еще и писавшего...

                Отзывы на сайте Кино-Театр. Ру
                https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/ros/ser/82538/forum/print/

     № 420
     Владимир Павлинов   5.09.2018 - 12:48

     Laris: 
     "... Ну уж, не преувеличивайте, пожалуйста, никто не будет считать   
     Достоевского "обыкновенным пройдохой", и не надо преподносить свое восприятие 
     фильма в таких трагических выражениях. Это всего только ваше восприятие... но никак
     не истина в последней инстанции."

    Вот представьте, вы до этого сериала слышали о великом Достоевском, но, не читали его, или, читали, но, как и я в молодости, не доросли до его восприятия. И вот, посмотрели этот сериал. После просмотра, вы поймете - почему Достоевский величайший гений? Вы поймете, почему его почитают гением во всем цивилизованном мире?
    Этот сериал о Достоевском проясняет это?
    Нет, об этом ни кадра нет.
    Ибо, цель сериала - опорочить Достоевского. Об этом ярко говорит сцена в музее у портрета гения.
    Все, по воле сценариста и режиссера участники этой сцены высказались о нем уничижительно и презрительно, вкладывая в уши зрителей мерзкий образ Достоевского.   
    Лишь одна молодая дама возразила, но, опять-таки не тем, что сказала бы о том, что это достойный и благородный человек, а лишь констатировала - что он много страдал.
    Но, страдать может и хороший и плохой человек. И само по себе страдание человека не характеризует.
---

     Laris:
     "... Какой еще "ловелас"? Может, надо было монахом представить? Писатель
     представлен в фильме как человек. Можно подумать, что не было в его жизни каторги,
     не было двух несчастливых любовей, и одной наконец-то счастливой, не было бедности,
     болезни? Вы хотели, чтобы писатель в фильме произносил одни только патриотические
    фразы?"

     Авторы сериала представили зрителю не человека, страстно желающего согреться и согревать любовью, мучающегося противоречием чувство и долга, а как эгоиста, живущего исключительно для себя и своих удовольствий.
     В сериале создан именно такой образ Достоевского: эгоистичный, блудливый -  к тому же, страстно обуреваемый желанием прославиться, о чем киногерой говорит в последней серии полицейскому - поведав тому о задуманном им новом романе, как последнем шансе на славу и известность.
     Не для того задуманном Достоевским, по мысли сценариста и режиссера - что бы вложить в него всю свою душу, свое понимание Бога и человека, свою боль о людях и человечестве,
а лишь для того, что бы сделать себе имя! Каково?
     А сцена обольщения жены у постели дремлющего нетрезвого мужа - это что?
     Где это есть в биографии Достоевского? Кто из авторов сериала стоял со свечкой в этой комнате? Не хочу перечислять другие мерзости и сальности клеветнически приписанные авторами сериала Достоевскому.
---

     Laris:
     "... Суворин передает этот свой разговор с Достоевским так:
     – Нет, не пошел бы.
     – И я бы не пошел. Почему? Я перебрал все причины, которые заставляли бы меня это 
     сделать. Причины основательные, солидные,  Просто боязнь прослыть доносчиком.
     Напечатают: Достоевский указал на преступников. Мне бы либералы не простили. Они 
     измучили бы меня, довели бы до отчаяния. Разве это нормально? У нас всё ненормально,
     оттого всё это происходит, и никто не знает, как ему поступить не только в самых
     трудных обстоятельствах, но и в самых простых. Я бы написал об этом. Я бы мог
     сказать много хорошего и полезного и для общества,
     У нас о самом важном нельзя говорить"

     Слова Суворина полностью подтверждают сказанное мной в рецензии по этому поводу.
     А в сериале, эти слова, вырванные из контекста сказанного Сувориным, звучат как прямой призыв ко всем зрителям ни в коем случае не давать информацию полиции о готовящихся терактах и тяжких преступлениях.
---

   № 425
   Владимир Павлинов   5.09.2018 - 19:12

     №422 Laris:
     "Этот фильм не для тех, кто не читал Достоевского или не дорос до его восприятия."

     Вы хоть сами то поняли что написали? Как вы не допустите смотреть этот сериал людям у телевизора или в интернете? Как раз, большая часть из тех, кто этот сериал смотрел, никогда не читали и не знают творчества этого гения. И их мнение о Достоевском: Хотиненко и компания снявшие этот пасквиль, целенаправленно сформировали, именно, этим пасквилем.

     Laris:
     "Чтобы понять писателя или поэта, надо просто читать его произведения."

     Здесь вы абсолютно правы, хотя в контексте нынешних времен, это утверждение становится издевкой и вы знаете почему. Ныне, абсолютное большинство молодежи, да и не только молодежи, либо не читает книг вообще, либо читает легкое массовое чтиво от Марининой, Донцовой и иже с ними.
     Достоевского, Пушкина, Тургенева, Толстых (трех авторов) – читают единицы.
     Именно поэтому, и нравственный и гражданский долг - любого, не утратившего совесть режиссера, берущегося за биографию гения, рассмотреть самому и показать зрителю в гении не то, что есть в каждом человеке, а то, что его сделало гением: какие факты биографии, какие жизненные обстоятельства, какие потрясения и обретения; показать какие встречи, беседы, авторы и их произведения, политические и социальные события и диспуты о них формировали и взращивали его мировоззрение и взращивали его дух.
     Что из этого есть в сериале?
     В сериале, создание Достоевским журнала, лживо подается, исключительно -  как средство,  иметь доход!
     Но, это же ложь прямая!
     Ибо Достоевский создавал журнал - для донесения своего мнения и своей позиции  -  по важнейшим вопросам жизни внутренней и внешней жизни России - ее обществу.
     Авторы фильма примазались к гению, как Моська ко Слону и с той же целью.

     Laris:
     "Жизнь духа это внутренняя жизнь человека, и перенести ее на киноленту невозможно."
 
     Возможно. Большинство сцен и даже диалогов в данном сериале, это чистый авторский: сценариста и режиссера вымысел -  использовавший для "правдивости" и "биографичности" реальные факты жизни Достоевского, но искажая и огрязняя их – тем самым делая их ложью.
     И сам подбор биографических данных, включение одних и исключение других – наиболее ценных для понимания духовного роста Достоевского, как раз и подтверждает тенденциозность замысла авторов этого сериала.
     Что бы показать жизнь духа высокодуховного человека и возрастание его как гения - за это должен взяться режиссер глубоко почитающий того, о ком собирается сделать фильм, не заботящийся о конъюнктуре и не выполняющий подлый заказ на очернение народного гения.

     Laris:
     "Биографические фильмы рассказывают о внешней жизни писателя."

     Достойные и объективные биографические фильмы и книги всегда ставят целью, рассказывая биографию знаменитости – показать, почему этот человек стал знаменит и гениален. А не просто перечисляют отдельные, угодные автору и редакции факты из его жизни.

     Laris:
    "А на основе ваших пафосных представлений о том, каким должен быть фильм о
     Достоевском, у вас получится только фильм, который никто не будет смотреть,
     потому что зашкаливает пафос."
 
     Смотреть фильмы и сериалы о великих людях будут всегда, даже, если они сняты вот так мерзко, как это сделал в данном случае Хотиненко.
     Если фильм соответствует духу его героя и снят творческим режиссером с привлечением такой же великолепной группы актеров, тем более будут смотреть. И будут с ним сострадать, сопереживать, достигать и падать, каяться и восставать вновь. И таких примеров в кинематографе много.

     Laris:
     "Да зря вы так озаботились. Да и Достоевский зря на этот счет беспокоился. Через
     каких-нибудь пятьдесят-шестьдесят лет наша рьяная общественность без всяких
     призывов бросилась доносить на ближних, например, на соседа-троцкиста, который
     использует газеты с портретами не по назначению, и стало быть, по мысли доносителя,
     готовит теракт против руководителей партии и правительства. Так что… не стоит и
     вам так беспокоиться насчет нашей общественности, донесут о том, чего и не было,
     несмотря ни на какой фильм."

     Вот в этом и суть, которой опасался Достоевский! Как же вы не понимаете?
     Достоевский переживает о том, что ради общественного блага и общей безопасности, опасаясь общественного презрения, люди не пойдут сообщать о готовящихся преступлениях! Не пойдут! Пусть люди гибнут. Ибо "доносчика", потом заклюют!
     А вот ради шкурных интересов, ради квартиры соседа, ради мести начальнику или по зависти к коллеге артисту, писателю, поэту, режиссеру, командиру, сослуживцу, или чужому любовнику – пойдут! И анонимки писать будут! И это самое общественное мнение заткнется, а то еще и поаплодирует доносчику!  К сожалению так и было и бывает.

     Laris:
     "Интересно, а гений - он что вообще, не человек, что ли? Дух бесплотный? Он так и   
     родился гением? Не ходил в кружок петрашевцев? И наверняка он даже жалел, что не 
     донес властям на себя самого, когда ходил к петрашевцам..."

     Ваша ирония вас же и обличает. Ибо гений рождается обычным человеком, но, в силу своей гениальности, впитывая в себя все человеческое и понимая все человеческое – становится тем, кто может людям сказать истинное то, и так, что люди, без него, о себе бы и не представляли.
     И в петрашевцы, молодой Достоевский пошел не для злодейства, а в поисках Правды, встав по молодости на ложный путь разрушения – ошибочно видя в нем способ улучшения жизни народа, от которого его Бог уберег - дав ему пройти через все, через что Достоевский прошел.
     И, пройдя все это, он – не уподобился бесчисленным судьбам  - теряющим человеческий облик и оскотинивающимся, озверяющимся от ударов судьбы, но,  возрос в величайшего Гения!
---

     № 426
     Владимир Павлинов   5.09.2018 - 19:34

     №424 Laris:
     "... У меня был знакомый японец, научный сотрудник. Так он говорил, что путь к знанию
     лежит через страдание. Это верно и в случае Достоевского. Еще как характеризует! А
     критики фильма и не поняли. Видно, хорошо живут.."
 
     Вы не поняли, на что отвечали. Поэтому ответили не на мою мысль, а на свои.
     Поясню:
     Вам известно о страданиях арестантов. А их жизнь - это реальное страдание. Вы это понимаете.
     Так вот, перед вами страдающие люди, их страдание налицо. Но, что, кроме сочувствия, или, злорадства, если это вам ближе, вы можете ощутить к этим людям и к  развитию их судьбы -  видя их страдание.
     Разве можете вы, глядя на каторжные страдания Достоевского определить и  сказать: благодаря им возрастает гений. Нет, ибо на каторге и тюрьмах и в миру тяжко страдают и страдали миллионы людей, но, много ли из них стали гениями?
     Вы знаете о страдающих людях, но, как они, эти страдания, характеризуют этих страдающих? Для тех, кто просто узнал об их страданиях - никак!
     Ибо вы не поняли: не страдание характеризует страдающего, очищает, возвышает, облагораживает человека, или, оскотинивает, озверяет его, а отношение самого человека к этому страданию, его поведение и отношение к Богу и людям в процессе страдания.
     Страдания - в зависимости от духовного состояния человека, может и возвысить его дух, очистить душу, но, может его и раздавить, превратить в животное.
     А ваш японец, частично прав. Ибо только через страдание пролегает путь не только к знанию, но и к главному в человеке - возрастанию его духа и очищению души.
     Но, повторюсь, только при достойном отношении к страданию, восприятию его как должного и заслуженного. Это нам явил разбойник, распятый справа от Христа, сказавший другому разбойнику, распятому слева:

     39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и   
     нас.
     40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам
     осужден на то же?
     41 и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он
     ничего худого не сделал.
     42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
     43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
     Евангелие от Луки, гл. 23

     Как видите, от одинаковой муки тяжко страдали оба разбойника. Но, насколько разительный результат в отношении Иисуса Христа, в отношении к самому себе и в отношении ко всему миру - проявило в их душах это страдание.
     Разбойник слева - еще более укрепил себя в злобе и лжи, в последние часы своей жизни не признал и не проклял свои тяжкие грехи - приведшие его на крест, а стал гордыниться, высокомерно надсмехаться и поносить Человека, о котором знал, что это Праведник.
     Он мог не знать и не верить в то, что это Сын Божий, но то, что Он страдает безвинно - он знал! И злобился на безвинного!
     Совсем другой результат дало страдание, ставшее для него исцеляющим, очищающим и Спасительным - благоразумному разбойнику, распятому справа от Иисуса Христа
     Поддавшись всеобщему поношению Иисуса Христа, он, вначале присоединился к нему.   
     Но, вскоре совесть восстала в нем и обличила его в неправоте и его и всех окружающих в их отношении к Иисусу Христу и в собственных тяжких грехах.
     Он покаялся в душе своей и, именно это раскаяние и покаяние, и только, и только оно - открыло его духовные очи и побудило его искренне сказать то, что он сказал разбойнику слева и Господу нашему Иисусу Христу.
---

     № 428
    Владимир Павлинов   6.09.2018 - 09:23

     №427 Laris: "... Сочувствие - разве это так мало? В фильме -ФМ, сам в таком же
     положении, как другие арестанты, сочувствует им, доверяет разбойнику свои три
     копейки, чтобы тот чаю купил, расспрашивает его о его судьбе, относится по-
     человечески - оно и есть "отношение к людям в процессе" ... Не говоря уже о том, что все
     это конечно отразилось на творчестве.
     Это все "мерзко"? Что такого "мерзкого" можно увидеть в серии о каторге?"

     Что вы защищаете? Что вы отстаиваете? Само присвоенное "право" любого сценариста и режиссера в угоду конъюнктуре и сладострастью извращать исторические портреты, биографии, образ национальных гениев и героев?
     Сцены каторги, это та правда в фильме, используя которую, режиссер и сценарист втираются в доверие к зрителю, что бы  вся остальная выдуманная ими мерзость о Достоевском, была воспринята как правда, а не как клевета на выдающееся писателя.
     И, если в сценах каторги Достоевский показан достойно, реально проявляющий сочувствие к совершенно чужим ему людям, то буйная злобная фантазия авторов фильма напрочь стирает в кинообразе Достоевского, в выдуманных о нем сценах - малейшее сочувствие и к первой жене – тяжко болеющей, но брошенной на умирание ради новой пассии, с которой он развлекается в Европе. И к разлюбившей его любовнице – по мерзкой фантазии авторов сериала насилуемой придуманным ими -  кинообразом, перед расставанием…
     Где они вычитали эту сцену у биографов Достоевского или у самого писателя? Или опять, со свечкой стояли и все видели сами? Это могли сочинить и снять только люди забывшие о совести и чести.
     А сцена ограбления кинообразом последней жены, злобно обобранной им до последней нитки ради игры в рулетку.
     Укажите, где в дневнике Достоевского или в иных его записях он описал, как срывал подаренные им колье и сережки со своей жены?
     Вы, вместе с авторами этого мерзкого сериала выступаете против Достоевского, за впечатывание его гадкого кинообраза в сознание масс людей под видом реального образа Достоевского.
     Если бы Хотиненко или вы, снимали подобный сериал о себе, то, уверяю вас, даже реальные мерзости, если они были в вашей жизни – не имея возможности скрыть их, вы сняли бы щадяще и себя, и   впечатление о себе в людях! Вы нашли бы оправдывающие и обеляющие вас обстоятельства и сопроводили бы ими свой кинообраз.
     А вот Достоевского – оплевали, стыд и позор и авторам, и тем, кто их оправдывает.

     Laris:
     "А с какой это стати вы отвечаете за всех? Откуда вам знать, какая часть смотревших   
     "никогда не читали.." этого гения?"

     Не лукавьте! Если в советское время далеко не каждый человек читал хоть что-нибудь из Достоевского, то в наше время таковых катастрофически мало. И вы это прекрасно знаете.

     Laris:
     "Посмотрите на рейтинг фильма! Здесь вверху цифры: рейтинг 7.405, а это значит, что
     около 70% из 316 голосовавших - 212 человек из 316 - поставили фильму плюс! Почитайте
     отзывы - много тех, кому фильм понравился!"
 
     Рейтинг фильма никак не отражает число прочитавших что либо у Достоевского.   
     Напротив, хорошо снятые сериалы по произведениям – как раз порождают всплеск читательского интереса и к автору и к его творчеству. Но – только достойные фильмы и сериалы. Будь то Братья Карамазовы или Анна Каренина. А этот пасквиль никого не подвигнет читать Достоевского.

      Laris:
     "И вовсе не потому, что им показали "мерзость", а потому, что им показали человека со
     своими чувствами, своей нелегкой судьбой, а не плоского ангела с крылышками."
 
     Не лукавьте. Будут потреблять...  Людей целенаправленно приучили смотреть скабрезное и жестокое и читать такое же.
     В сериале показали кинообраз, соответствуй которому, Достоевский никогда бы не стал гением Достоевским, никогда бы не сотворил своих бессмертных произведений.

     Laris:
     "Если уж кто-то не интересуется творчеством писателя, и "никогда не читал", то и
     смотреть пожалуй не будет."

     Опять лукавите. Будут смотреть и смотрят. В том числе и многие из тех, кто тут ставил плюсы сериалу, никогда не читали Достоевского.

     Laris:
     "С какой стати отвечаете за людей, что их мнение "сформировано этим пасквилем"?   
     Зрители все больше дурачки, по-вашему? Которым надо читать лекции о морали и
     нравственности? А то они не доросли до истины..." 

     Не вставайте в позу. Истина познается только теми, кому не закрыт доступ к ней, тому -  кто стремится к ней и готов восприять ее.
     Иисуса Христа - Истину, не узнали и не восприняли подавляющее число добропорядочных иудеев, лишь только Его ученики и небольшой круг последователей.   
     Остальные потащили Его на распятие.
     Данный сериал - противоречит истине  о Достоевском.
     О морали и нравственности и лекции нужно читать, и нравственные фильмы и сериалы нужно снимать, и в школе и всюду должным образом проповедовать, иначе расстрелы в школах и повсюду, всеобщее отчуждение, неприязнь и вражда, станут не исключениями, а всеобщей жутью.
---

     № 430 Владимир Павлинов   9.09.2018 - 14:11
     Зададимся вопросом: стали бы авторы снимать этот фильм, не будь Достоевский   
     Достоевским – известным всему миру гением?
     Нет, не стали бы.
     Зададимся другим вопросом: стали бы авторы фильма снимать -  позорящие любого человека сцены сексуального насилия, сцену злобного сдирания последних оставшихся у женщины подаренные ей самим же дарителем драгоценностей ради игры в рулетку и другие подобные сцены, если бы они снимали фильм о своем отце или дедушке?
     Заметим при этом, что эти сцены – подлая выдумка сценариста реализованная режиссером!
     Для чего они включили в фильм эту клевету?
     Разве в жизни Достоевского мало было реальных проблем и срывов, известных из его биографии и описанных им самим?! Почему не сняли безукоризненно правдивый в биографическом отношении фильм о величайшем гении – сыне русского народа, беззаветно любившего свой народ и боровшегося в меру своих сил и таланта за его возрождение и возрастание духовное и нравственное?
     Написание любого романа уровня тех, что написаны Достоевским – это величайший труд: и духовный и физический.
     Это поиск образов, это постижение общественной атмосферы порождающей их и обстоятельств - их взращивающих, это обретение и потери вдохновения.
     Что из этого есть в фильме о гении? Что вообще есть в сериале, что показывает его как Пророка и гения, каковым он является?
     Где в сериале - Пророчество Достоевского об измене и вражде к России всех тех славянских народов, которых она бесчисленными жизням своих сынов спасала и спасла, и которые, только лишь появится возможность – сольются во враждебном отношении к России с теми, кто эти народы всячески притеснял и угрожал самому факту их существования.? Как например Болгария, Черногория, Хорватия, Польша, Чехия, Словаки, Словения, а ныне  - Украина?
    Где в сериале явлено не случайно, поверхностно, фрагментарно, а выпукло и объемно - Пророчество о смертельной опасности для России всяческих революционеров и революций – гениально предсказанное им в Бесах?
     Где в сериале - Пророчество Достоевского о том, что зараза атеизма убивает человеческое в человеке, убивает всяческие авторитеты, ибо, убив в своей душе Бога – высший из всех возможных Авторитетов, процесс не остановится, обязательно потянет за собой убийство авторитета отца и матери, авторитета Родины, авторитета семьи и превратит Человека в жестокое животное?
     Где в сериале – Пророчество о мессианской роли России в человеческой истории и удержании мира от погибели?
     Эти Пророчества Гения не показаны в сериале, они сознательно сокрыты, ибо, тогда всем посмотревшим, многое бы запало в душу и подвигло ее к размышлениям о себе и о России, о своем месте в жизни и о высшей цели своей жизни – как пути духовного возрастания и движения к Богу.
     Взамен навязывается иное, чуждое: если уж гении ведут себя подобно скотам, то, чего уж нам то сдерживаться, чего уж нам то стеснятся и заморачиваться - хватай от жизни, то есть - от окружающих тебя людей все, что сможешь урвать у них… Их любовь, их тела, их деньги, их заботу, а что не отдадут сами – бери подлостью, бери силой, бери проливая их кровь…
     Этот сериал не свет несет людям, но тьму…