Андрей Сальников. Травленый штрих

Гриш Тарасов 34
Чёрно-белый формат

Травленый штрих: Рассказы /Андрей Сальников. - Екатеринбург, 2018, -180 с

   Проза Андрея Сальникова – вещь тяжёлая. Как по исполнению, так и содержательно – совсем не развлекательное чтиво. Встречаются в ней громоздкие конструкции, местами не отёсано, да и оставлено так. Сюжеты коротких, хлёстких рассказов большей частью ужасны. То есть это очень интересные истории, даже если и вымышленные, вполне они могли случиться на просторах страны, и не одной. Ужасны они по содержанию. Дёргают за душу, бьют поддых. Да ещё рефрен в каждом рассказе – ключик к тому, что хотел сказать — подчеркнуть автор – воздействие усиливает. Нагнетает. Удачная находка.   
   Честно говоря, сначала я был в недоумении, потому что перва я книга Андрея, «Чёрная манера», стилистически была очень выверена, да и выстроена довольно точно. А потом… Потом мне пришло в голову, что так и должно, наверное, быть, если берёшься всерьёз описывать патологии современного общества. Всё уже было. Про всё уже писали так или иначе. Описывали бездушность, чёрствость, мертвенность, бессердечность и более яркими красками, атмосферней, антураж покруче случался.
   Однако, передать ущербность психологическую, моральную, степень, не побоюсь, разложения некоторых членов (если не пластов) общества, показалось мне, очень удачно помогла именно эта нарочито простоватая, грубая, резкая манера повествования. Не заслуживает большая часть героев этой книжки хорошего, сочного, затейливого языка. Сами они скомканы, расплющены, размыты. Не доделаны. Оттого и не режет глаз такая форма письма.
   А ещё в книге Андрея Сальникова чернухи, как таковой, нет. Нету. Совсем. Ужас, кошмар, грязь, преступления – имеются, и вполне достаточно. Но вот ставшего уже фирменным у многих авторов, причём очень профессионально сделанного,  смакования гнусностей, трепетного описания бесчеловечных вещей, скрытого намёка на то, что все такие, всё и выхода нету, – я таки не нашёл. Добрые рассказы у Сальникова. Парадокс. Жалеет он распоследних мерзавцев и негодяев, понимает, что может сотворить и творит подчас жизнь с человеком.
  «Протравленные души». Подзаголовок, содержащий в себе, пожалуй, самые беспросветные рассказы. Обычные, к сожалению, бытовые трагедии, социальные драмы. Но из каждой истории глядит на тебя душа человеческая, или то, что от неё осталось. И понимаешь постепенно, что, привычный нам в повседневности, ровный серый цвет – даже не маскировка. Это временное отсутствие преобладающего оттенка. Белого. Или второго.
«Заштрихованные обстоятельства». Вторая серия рассказов. Штриховки почти что и нет. Как лубок, но не совсем. Это для наглядности так сделано. Заштрихованы здесь большей частью нормальные, человечные душевные движения, поступки. Такие вот обстоятельства. Бывает, и нередко.
«Авелева печать». Казалось бы, здесь будет посветлей, полегче. И да, истории уже немножко другие. Про людей. Про победы над нелюдью. Впрочем, и первая — вторая части книги Андрея про это иногда рассказывают. Что особенно понравилось лично мне – никаких сверхспособностей, чудесных избавлений, защитников нации в формате тиви-сериала. Буднично всё. Обыденно. И зло, и добро. Что победит в конечном счёте? А кто знает. Но всё это рядом с нами, сейчас.
   Добавились социальные сети, интернет… Некоторая небольшая перестройка всё же приключилась. А местами и ускорение. Даже в личной жизни хозрасчёт превалировать начал и часто довольно-таки… Только не изменилось ничего. Это как одёжка. А в одёжке всё то же тельце. Старое, в общем-то. И выбор есть. Всегда. Вот об этом, как кажется, книга. О выборе. О цвете. Контрастном.