Чадский И Шерлок Холмс

Андрей Смолюк 3
1. Чадский и Шерлок Холмс

Не помню уж в каком классе, то ли в восьмом, то ли в девятом, на уроках литературы стали мы проходить произведение Грибоедова «Горе от ума». Поначалу это произведение меня заинтересовало, так как мне было интересно, как это «горе от ума», если я всегда считал, что от ума бывает только польза.
Я с удовольствием слушал нашу учительницу Татьяну Алексеевну, запоминал крылатые фразы, которыми было полно это произведение. Одним словом, мне по-началу было интересно.
Но тут на беду этого самого Грибоедова, да и на мою тоже, стала нам домой приходить подписка произведений Конан Дойля о приключениях мистера Шерлока Холмса и доктора Ватсона.  Сами понимаете, этот самый Шерлок Холмс настолько увлёк меня, что окружающий мир перестал для меня существовать. В голове был только Шерлок Холмс, доктор Ватсон и их похождения. Я даже в школу брал томик Конан Дойля, чтобы там втихаря на уроках почитывать его, пряча всё это в школьной парте.
Естественно, что и Грибоедов со своим Чадским тоже померкли для меня.
А дело в том, что наша учительница Татьяна Алексеевна была натурой увлекающейся и поэтому при разборах того или иного произведения настолько увлекалась своим рассказом, что порой не замечала, что же творится в классе. Я тоже не замечал, чего такого творится в классе и с упоением почитывал про Шерлока Холмса, томик которого, как уже говорил, прятал в парте.
Но уроки по литературе шли своим чередом. «Горе от ума» надо было дома читать, чтобы выучить очередной урок, чего я, не делал по причине таланта Конан Дойля. Просто по утрам, встав пораньше, я быстренько пробегал по диагонали заданное домашнее задание по литературе и бежал в школу изучать очередное приключение знаменитого сыщика.
Но вот в один очень «замечательный» момент наступила расплата. Меня вызвали к доске, чтобы ответить на какие-то вопросы из «Горе от ума», ответы на которые я представлял очень смутно. По-моему это был вопрос о взаимоотношениях Чадского и Фамусова.
Я, конечно, знал, что они злейшие враги, но вот в чём это выражалось конкретно, совершенно не представлял. А поэтому выйдя к доске, я поначалу молчал. Класс сразу понял, что я «не в зуб ногой» и принялся мне что-то подсказывать. Но я ничего из этих подсказок не понимал, потому что голова продолжала работать в смысле Шерлока Холмса и никаким другим образом.
-Ну, что? – спросила меня Татьяна Алексеевна. – Не читал?
-Читал, - хмуро сказал я, потому что всё же читал, правда, по диагонали, – честно читал.
-Ну, тогда рассказывай, что же там такого не поделили Чадский и Фамусов.
Я с трудом открыл рот, понимая, что будет двойка и начал что-то рассказывать, тихо так тихо.
-Погромче, пожалуйста, - не удержалась Татьяна Алексеевна, которая жуть как не любила, когда кто-то не выучивал урока. (Да и кто из учителей это любит!)
А  класс меня поддерживал, как только мог. Это меня вдохновило. Я набрал в лёгкие как можно больше воздуха и начал свой рассказ про взаимоотношения Чадского и Фамусова. А  если на меня что-то находит, то рассказывать я могу долго и с чувством. И вот здесь что-то на меня нашло. Я говорил и говорил, причём, если откровенно, то всё какую-то чушь.
В результате моего рассказа выяснилось, что Чадский был другом доктора Ватсона, а Шерлок Холмс по просьбе того же Ватсона, вёл беспощадную борьбу с Фамусовым, загоняя его куда-то в угол, из которого выхода не было.
Такую чушь я нёс минут десять и никак не мог остановиться.
-Ну, ладно, хватит, - сказала Татьяна Алексеевна, - всё мне с тобой ясно.
А класс мой,  во время моего рассказа хохотал буквально до слёз, причем, не скрывая их.
-Значит, Конан Дойля начитался, - заметила Татьяна Алексеевна, - которая была человеком весьма начитанным.
-Ага, - честно признался я, опустив голову, понимая, что двойка мне обеспечена.
-Конан Дойль – это, конечно, хорошо, - сказала учительница, - ты нам про него потом обязательно расскажешь. Но и «Горе от ума» тоже надо знать. Так что давай дневник.
Я подал свой дневник, наверняка зная, что там будет двойка, за которую дома меня по головке не погладят. Но каково же было моё удивление, когда в дневнике я увидел тройку. Жирную такую, но всё же тройку. Это меня чрезвычайно обрадовало, потому что я понял, что дома мне не влетит, а только отец сделает недовольным лицо. А это было не так уж и страшно.
Я с чувством облегчения сел на парту и глубоко вздохнул, снимая волнение.
-Тройка – это тебе наперёд, - сказала Татьяна Алексеевна, - а вот тебе задание: через неделю на внеклассном чтении ты нам всё и расскажешь про английского писателя  Артура Конан Дойля.
Я тут окончательно успокоился, понял, что ничего страшного не произошло, пусть даже и класс весь надо мной хохотал до слёз.
А через неделю на внеклассном чтении я провёл доклад про Конан Дойля, где постарался выложить всё то, на что я способен. Лекция моя всем понравилась, что меня обрадовало и вдохновило. И я вскоре узнал, что многие мои одноклассники ходили в библиотеку за этим самым Конан Дойлям.
Правда, самого Конан Дойля я больше на уроках не читал, а слушал учительницу, потому что понял, что Шерлок Холмс это Шерлок Холмс и пребывал он в Англии. А у нас всё же Россия и нам надо и своих классиков знать, в том числе и Грибоедова с его Чадским и Фамусовым.

17.10.2011 9:57
Смолюк А. Л.