Выборгский трамвай

Сергей Рябцев
Не знаю как остальным, но лично мне при упоминании слова «трамвай» воображение тут же рисует трёх персонажей – это некую даму по имени Аннушка, которая всюду разливает подсолнечное масло, вагоновожатую комсомолку с красным платком на голове и гражданина с известной фамилией Берлиоз, непокрытая голова которого катится по мостовой. Читателям, знакомым с творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, вероятно, будут понятны мои такие «странные» ассоциации. Другим же, кто роман «Мастер и Маргарита» прочесть ещё не успел, советую непременно к нему обратиться, можно много чего интересного узнать и в том числе, как правильно, а главное безопасно для здоровья, переходить трамвайные пути. Иначе может произойти катастрофа, подобная той, что случилась не на страницах известной книги, а на брусчатой мостовой города Выборга осенью 1920 года.

Тогда в результате чьей-то халатности, а может даже предначертаний свыше, это если вспоминать Булгакова, сошёл с рельсов трамвай. Опрокидываясь, он подмял под себя пассажиров и просто граждан, оказавшихся рядом. Всего погибло пять человек. О той по-настоящему печальной истории не преминули сообщить все городские газеты.

Сегодня трамваи уже не ходят по улицам Выборга и причина тому не катастрофа 20-го года и даже не литературные персонажи, а огромная масса всевозможного автомобильного транспорта, она то и вытеснила скромный трамвай. Однако один уличный электрический поезд в городе всё же имеется и появился он совсем недавно, 3 августа 2018 года.

Именно в этот день на пересечении улиц Крепостной, Пионерской и Банковского проезда состоялось торжественное открытие памятника-макета Выборгскому трамваю. На мероприятии присутствовали как простые граждане — пассажиры, водители и пешеходы, так и ответственные работники — главы местной администрации и руководители предприятий, в частности Выборгского судостроительного завода, где данный трамвай был изготовлен.

Памятник-макет получился как настоящий, выполнен из прочной корабельной стали, дважды грунтован и покрыт специальной краской, что используют для покраски судов. Такому трамваю, как заявляют специалисты его создававшие, не страшны ни дождь, ни мороз, ни ветер, и прослужит он десятки лет.

За образец был взят трамвай немецкой компании ASEA/AEG 1912 года выпуска. Именно такие, маленькие, но довольно юркие самоходные вагончики начинали трамвайный век города Выборга.


С годами увеличивался парк, расширялись маршруты, охватывая всё новые и новые районы города. Однако случались и незапланированные остановки. Так в связи с военными действиями и переходом Выборга в состав СССР отсутствовало трамвайное движение с декабря 1939 по конец августа 1940 года. В 41-ом, когда Красная армия отступила, город отошёл финнам, и трамвай запустили. С 1944 по 1946 год выборгский трамвай опять был вынужден «отдыхать», сказывался очередной переходный период, Выборг вновь переходил из одной страны в другую.

Окончательную точку в трамвайном движении поставили 31 марта 1957 года. Местные власти, ссылаясь на крайнюю изношенность рельсовых путей при возрастающем количестве автомобилей на узких улицах, сочли нецелесообразным дальнейшее использование данного транспорта.

Последний трамвай, к тому времени уже местного производства, прибыл в депо поздним вечером. Вагоновожатый с чувством некой утраты отсоединил с помощью верёвки пантографы, в просторечии – рога, от электрических проводов, надёжно привязал дуги к специальному креплению и с тяжёлой походкой, сказывалось воинское ранение, побрёл в раздевалку. Здесь пожилой мужчина умылся, сменил форменную тужурку с блестящей бляхой на старенькое перелицованное пальто, фуражку – на обычную кепку, после чего взглянул в маленькое треснувшее зеркало, закреплённое им когда-то, ещё молодым и здоровым, над чугунной раковиной с умывальником.

На мужчину глядели глаза, такие же серые и потёртые, как стены депо. Что-либо кроме усталости и тоски прочесть в них было нельзя. И не потому, что зеркало было треснуто, а по совершенно другой причине, листу бумаги, то был график работы депо, кому и когда выходить на работу. Апрель, как и все последующие месяцы 1957 года, были кем-то нещадно вычеркнуты. Химический карандаш точно пулей прошёлся по фамилиям, отчествам и именам их носителей.

А ещё через несколько минут на одной из электроподстанций, ближайшей к депо, другой уставший мужчина нехотя отключил рубильник, от которого подавался ток к трамвайным проводам и поспешил домой. Обоим мужчинам предстояло пройти почти через весь город, но они не встретились. Они не были даже знакомы.

Впрочем, всё в тот воскресный день, а именно таким по календарю было 31 марта 1957 года, могло пойти по совершенно другому, оптимистическому, сценарию. В деповском клубе, например, могло состояться торжественное собрание с награждением передовиков производства, банкет и коллективное фотографирование на память. После чего пожилой мужчина в перелицованном пальто ушёл бы домой с улыбкой. По дороге он встретит электрика, познакомится с ним и, узнав, что оба они воевали на одном фронте, поспешит с новым приятелем в гастроном, продолжать праздничное мероприятие. Как бы там ни было, но одно определённо сказать можно, в тот вечер время выборгского трамвая окончательно остановилось.

Однако вернёмся в нашу эпоху и обратим взор на трамвай нынешний, вернее на его реплику или копию, ибо последняя, как бы мастерски ни была выполнена, не в состоянии повторить оригинал, хранящийся, кстати, в одном из музеев города Хельсинки.

Сегодня Выборгский трамвай – это лишь памятник, историческое напоминание потомкам о славном городском прошлом.

О тех временах нам говорят две бронзовые скульптуры. Это вагоновожатый, он стоит у самого входа в трамвай, и явно не из 1957 года, если судить по глазам. И мальчишка-безбилетник, устроившийся на «колбасе», так называлась задняя подножка старых трамваев, кстати, очень уважаемая у данной категории пассажиров.

Что до других граждан, которые закон не нарушают, им предоставляется право проследовать внутрь и самим оценить интерьер трамвая, а заодно испить чай или кофе, ибо вагон представляет собой хоть маленькое, но кафе.

Где ещё встретишь подобный универсальный памятник, здесь и историю с техникой изучать можно, трогая всё руками, и жажду утолять, а ещё фотографироваться на память.

А сквер, где настоящий макет-памятник располагается, теперь носит имя — Трамвайный. И последнее, ни подсолнечного масла, ни самой Аннушки, как и головы Берлиоза, в обозримых окрестностях обнаружить не удалось. Что вполне объяснимо, трамвай то новый, не успел ещё обзавестись историями.

Россия, Выборг, сентябрь 2018

(фото из личного архива)