Исторический факт

Владимир Калуцкий
245 лет назад родился Матвей Иванович Славинский

Мы ныне переживаем болезненные времена отрыва Украины от России. Но я возвращу вас на 200 с лишком лет в прошлое, когда единение народов лишь крепло. И поможет нам замечательный учёный, первый краевед Бирюченского порубежья, Матвей Иванович Славинский.
Сначала - немного предыстории. Ещё в середине 16-го века царь Иван Грозный послал в Малороссию , для защиты русской торговли, малые курени донского атамана Миши Черкашина. А с ними своего царского доглядатая Хабара Славуню. Тогда донские казаки и основали на Днепре великорусский город Черкасы. И от того Славуни взял начало дворянский род Славинских. В начале 18-го века их приписали в Гербовнике по Черниговской губернии. А в 1769 году потомок Хабара Иван Владимирович Славинский был включен в состав нового чиновничьего корпуса, созданного под административную реформу Екатерины Второй. И получил назначение на должность городничего в новый уездный центр Воронежской губернии - город Бирюч. И здесь в 1773 году в семье Славинских родился сын Матвей - будущий историк.
А теперь вспомним, что из себя в последней четверти 18-го века представляи Бирюч и окрестности. Это был уезд, собравший в себя землю даух старых уездов - Верхососеского и Усердского. А чуть позже - ещё и Ливенского. Сам городок являл собой поселение из крытых соломой мазаных мелом хат, составленных вдоль кривых и грязных улочек. И жили тогда в Бирюче "обоего пола 722 души". Это было южное порубежье, заселенная вдоль Белгородской засечной черты многолюдная полоса. Сюда широкими потоками двигались переселенцы из северных русских земель, они ставили города и села, вокруг которых возникали слободы волнами бежавших с бунташной Украины несчастных хохлов.
Это был процесс, обратный тому, что идёт нынче. Как раз тогда наш край, канонически входивший в Киевскую митрополию Константинопольского патриархата , переходил под высокую руку Московского патриарха.
Всё это сопровождалось ломкой устоев, вспышками гнева и поземельными стычками. Освоение земель прежнего Дикого поля шло болезнно, и вот как, в хозяйственном плане, выглядел тогда Бирюческий уезд в ответах на вопросы Вольного экономического общества: "Трава по лугам родится умеренно, а на полях и степях редко, в рассуждении засух бываемых здесь жаров...Пшеницы сеют не столь довольно, сколько бы трудолюбивому земледельцу к размножению оной на доброй земле прилежать надлежало. В обыкновенные годы после жатвы хлеба на месте не продают, ибо они его вымолачивают уже в ноябре или декабре месяце.. Продается же хлеб (рожь) по цене 60 - 70 копеек, овёс по 40 копеек, горох - до 70 копеек, а лён - до 2 рублей за четверть"
Если добавить, что на это время приходилось и обострение внутрицерковного раскола, то можно понять, на какие сложные годы пришлось детство будущего историка. Край был двуязычный, с преобладанием украинского языка. А потому Иван Владимирович обучать сына грамоте отправил в Чернигов, в фамильное поместье, в семинарию, где преподавание велось на русском языке.
К сожалению, я не нашел сведений о семинарских годах историка. Мы снова видим его уже студентом Харьковского университета. Там он учился всего год, но вышел учителем латыни, истории и географии.
И дальше началась служба. Жизни Господь ему отмерил не так много - всего 52 года, но за эти годы Матвей Иванович сумел накопить богатый исторический и этнографический материал. Довелось ему преподавать во многих городах Слободской Украины, служил и в Воронежской Главной гимназии, где в 1818 году и написал главный труд своей жизни - " "Историческое, топографическое и статистическое описание Воронежской губернии". Здесь собраны редкие этнографические и статистические сведения о Воронежской губернии начала XIX в. К досаде русской исторической науки, книга эта так и оставалась в рукописи до конца ХХ века. И только в наши дни воронежский ученый А. Акиншин издал бесценный труд, снабдив его научными комментариями и вспомогательными указателями. Ныне книга доступна и предназначена для всех, кто интересуется историей родного края. Вот вам ссылка на Интернет: https://www.labirint.ru/books/607477/.
А сам Матвей Иванович никогда не забывал родного Бирюча. И в 1823 году, в силу болезни, попросился на должность смотрителя Бирюченского городского училища. Харьковский учебный округ пошел навстречу своему старейшему преподавателю, и удовлетворил просьбу.
Это был совсем другой Бирюч. Со строгой классической застройкой по радиально-кольцевому типу, с кирпичными строениями и мощеными камнем улицами, с числом жителей "до 9 тысяч душ", он писался "знатнейшим в Воронежской губернии". Матвей сразу окунулся в жизнь города - он стал членом Дворянского собрания, создал уездное общество Любителей русской словесности и факультатив по изучению "Историю государства Российского". Учитель состоял в уездном комитете споспешествования распространению прививок от оспы, Матвей Иванович сразу наладил живую почтовую переписку с архивами и ученым миром, и от него сам Николай Михайлович Карамзин знал о жизни Бирюча. Личные книги Славинского стали основой первой городской публичной библиотеки...
В следующем году, в почете и славе, Матвей Иванович умер. Похороны вылились в событие губернского значения, и на могиле историка был установлен гранитный памятник .
К сожалению, в ХХ веке памятник был завален и перетащен в кустарник, под кладбищенскую ограду. Нынче уже невозможно найти могилу .
Но благие дела не проходят бесследно. Стараниями директора Бирюческого музея Галины Ямпольской и её сподвижников, камень поднят на фундамент, для него изготовлена памятная доска . И в эту пятницу, 7 сентября, в юбилейную для ученого годовщину, доска займет место на постаменте. Надеюсь, что горожане не останутся безучастными . Ждём и вас, читающих эти строки.
...
На снимке: здание Бирючеснкого училища, где преподавал М.И. Славинский.