Парадокс функциональных болезней

Василий Доценко
                Он ходит, спит, ест и пьет как все люди,
                но тем не менее он очень больной.
                Неужели нет средств вылечить вас от
                страсти к докторам и вы на всю жизнь
                так и погрязнете в их лекарствах?
                /Мольер, Мнимый больной/

   Как ни странно, но две фразы героев Мольера из эпиграфа удивительно точно излагают проблему функциональных заболеваний человека. Хотелось бы верить, что, по крайней мере, животный мир от этих страданий избавлен.

   Невозможность сегодня радикально помочь ВСЕМ таким больным  отметил и последний IV  Римский консенсус, касающийся функциональных заболеваний органов пищеварения. В новом определении сказано, что функциональные заболевания пищеварительной системы – это нарушение взаимодействия органа и головного мозга.

   Проблема в том, что в отличие от органических, при функциональных страданиях в большинстве случаев отсутствует субстрат болезни либо сегодняшними методами его невозможно обнаружить. И вот сотни и тысячи таких больных атакуют врачей с требованием найти причину болезни и эффективно помочь. Но эффективно помочь не получается как по упомянутой причине, так и из-за главенства в трагедии человека головного мозга, который управляет всем и как захочет. Удивительно, что плацебо (пустышка в виде мела) в сравнительных исследованиях дает положительный эффект у 30-40% таких больных, тогда как препарат – в лучшем случае у 50%. Сказанное хочу проиллюстрировать на конкретных примерах.

   Мне пришлось наблюдать пациента в возрасте 45 лет, занимавшего очень высокое положение в области, страдавшего симптомом «глобуса», проявлявшегося чувством комка в горле, которому не помогали ни какие лекарственные средства и нетрадиционные методы (иглоукалывание). Только после перевода его в столицу на более высокую должность болезнь пропала.

   Ко мне часто обращались с неясными болями в животе средних лет женщины, у которых при деликатном расспросе были проблемы с интимной жизнью из-за страдающих алкоголизмом мужей или разочаровавшихся в семейном сексе отцов, нашедших утешение  «на стороне». Представьте сложное положение врача, вынужденного давать советы женщине вместо поисков чудодейственного лекарства завести любовника. Нередко от женщин поступал недвусмысленный сигнал заменить мужа внимательным доктором.

   Почему-то среди пациенток преобладали школьные учителя, возбужденные, экзальтированные, не дающие слова сказать врачу. Как мне было жаль учеников, которые были обречены на уроки с такими больными женщинами! И в этом случае все они страдали если не из-за холодности мужей, то за счет «выгорания» на работе, беря большую нагрузку (проверка тетрадей, классное руководство, продленка и т.п.). Моя дочь жаловалась на учительницу украинской литературы, которая заставляла детей плакать из-за горькой судьбы Т.Г.Шевченко и по-настоящему рыдала сама. Скажите, как помочь таким несчастным пациентам?

   Думается, что простых рецептов помочь пациентам с функциональными заболеваниями просто не существует.