История о том, почему собаки с кошками не дружат

Темергалий Казиев
               
            


 
   Жили у одного хозяина собака с кошкой. Собака, которую звали Аф-аф, охраняла дом и двор от непрошеных гостей, кошка - Мяука, оберегала хозяйское имущество от мышей. В общем, каждое из животных исправно занималось отведённым ему делом.
   Были собака с кошкой очень дружны, жили, можно сказать, душа в душу. Мяука порой целыми днями не отходила от собачьей конуры, беспробудно коротая время в компании неразлучного друга. Тёплыми летними вечерами, удобно расположившись перед скромным жилищем Аф-афа, они долгими часами с упоением рассуждали о жизни. Заводила разговор, обычно, Мяука. 
   - Как же мудро поступили наши далёкие предки – кошки и собаки, решив перейти на службу к людям,  – начинала она. – Ведь жизнь в дикой природе так непредсказуема, так опасна… Необходимо самим себе добывать пропитание, устраивать жильё, защищаться от бесчисленных врагов… Это так сложно, это так пугает… 
   - Да-да! – согласно кивая головой, поддакивал собеседнице Аф-аф. 
   - Представляю, как тяжело приходится выживать там, за границами нашего цивилизованного мира, моим многочисленным родственникам… Львам, тиграм, пантерам, леопардам, барсам… - продолжала Мяука. 
   - А разве это твои родственники?..  – широко раскрывал глаза в неподдельном изумлении Аф-аф.
   - А как же! Ведь все они входят в наше общее семейство кошачьих! Знать об этом надо, приятель!
   - Теперь буду знать…
   - Я назвала тебе лишь малую часть своих родственников – самых крупных и известных. Но помимо них у меня имеются ещё многочисленные мелкие сородичи – лесная кошка, степная кошка, пустынная кошка, камышовая кошка… А также: золотая, мраморная, пятнистая, рыбья, андская, борнейская, манул… Да всех и не перечислить!
    - Как же много у тебя родственников!.. Даже запомнить трудно! Завидую, завидую от всей души… А вот я могу назвать только одного своего сородича – могучего и сильного серого волка.
   - Не превирай, пёс! Про братьев своих, шакалов и гиен, забыл, что ли? А еноты разве не вашей собачьей породы?
   - Да что ты сразу про них… Разве не знаешь, что из всех животных на Земле, я только серого брата и признаю?
   - Какой гордый!.. Лишь самого сильного из сородичей признаёшь... не видишь ничего больше! А вот мне, кошке, что сильные, что слабые, что родичи, что не родичи – всё равно. Главное, чтобы польза от них хоть какая-то была. К примеру, хозяин наш, дядя Миша, по виду большой, сильный, а на самом деле глупый. Он кормит, поит меня, думает, что я вовсю стараюсь для него, мышей ловлю. А разве это так? Я мышей не ловлю, как полоумная за ними по углам не бегаю. Зачем мне это?.. Я просто по-хорошему договариваюсь с этими мелкими тварями. Ночью запускаю их в амбар, развязываю узлы на мешках и объявляю: «Ешьте корма, сколько хотите, только мешки не портьте, не грызите!». Дожидаюсь, пока наедятся, и сразу прогоняю обратно. Потом завязываю, как было, узлы на мешках и - всё!.. Но если, бывает, разбросают вокруг себя зёрнышки – заставляю подметать пол вениками! 
   - Вениками? Какими вениками?..
   - Обычными! Собирают отовсюду соломинки, обвязывают их нитками из хозяйкиного сундука, и в итоге получаются веники! Отличные веники, между прочим. Не знал об этом что ли?
   - Не-е-ет…
   - Да что ты вообще знаешь, узколобый? Я тебя многим вещам могу научить, друг!
   - Только не надо меня ничему учить, Мяука, потому что таким изворотливым и ловким, как ты, мне не быть никогда. Я не умею хитрить, я привык всегда поступать правильно. За что, откровенно признаться, иногда незаслуженно страдаю. Вот, к примеру всего дня три назад неприятная история со мной приключилась. Началось с того, что вечером, когда стемнело, хозяин снял с меня ошейник и отпустил гулять по саду – плодовые деревья от воров охранять. Избавленный от ненавистной цепи, на радостях я часа два бешено носился по садовым закоулкам. Потом, устав, присел отдохнуть у забора. Сижу спокойно, отдыхаю и вдруг вижу... кто-то неслышно перемахнул через забор и, зайдя под яблоню, принялся срывать с ветвей плоды. Немного выждав, я осторожно подкрался к вору сзади и громко зарычал. Вор, завидев меня, камнем застыл на месте, а потом бросился к забору. Пока он перелезал через забор, я успел укусить за задницу. Так вот всё и было…
   - Быть может, я чего-то не понимаю, Аф-аф, но что же тут неприятного?
   - Неприятности начались утром, когда у ворот появился сосед нашего хозяина. Завидев его, я по привычке залаял. А тот вдруг закричал на меня! Никогда до этого рта не раскрывал, молчун, а тут, не знаю с какого перепуга, закричал, замахал руками!.. Я даже на мгновение опешил от удивления! Заслышав затеянный нами шум, из дома вышел дядя Миша. Когда они начали между собой разговаривать, выяснилось, что вечером в саду я укусил за зад его сына! Теперь этот жалобник требовал, чтобы хозяин наказал меня! За что-о-о?.. За то, что я прилежно исполнил свою работу?! Но дядя Миша, к счастью, повёл себя очень разумно и решительно: сказал, что мальчишку могла укусить любая другая собака и, пригрозил, что если вдруг ещё раз застанет озорника в своём саду, поступит с ним также и, возможно, хуже. Затем он попросил соседа поскорее покинуть двор. Сосед вышел, ещё немного поругался и ушёл. А я смог наконец с облегчением вздохнуть. 
   - Дело обошлось миром, можно было бы и забыть об этом.
   - Да как забыть, если в тот же день последовало её печальное продолжение – вечером хозяин не снял с меня ошейник, не выпустил гулять по саду! А мне так хотелось снова свободно носиться среди деревьев, обнюхивать нежные зелёные листочки и цветы, кататься по земле, рыть лапами землю… Как жаль, как жаль…
   - Сочувствую тебе Аф-аф, но ничем не могу помочь. Такова уж наша нелёгкая звериная доля… Ты своим рассказом, может, не желая того, слегка разбередил и мою душу, заставил о грустном вспомнить. Ведь мне и самой до чёртиков надоело целыми днями сидеть дома, без конца видеть одно и то же – дом-двор, дом-двор, дом-двор… Хочется уже и гульнуть немного, тоску зелёную разогнать! У женихов своих погостить. А их у меня знаешь как много! И все как на подбор несравненные красавцы! Один кот Вася чего стоит… Грудь богатырская, глаза зелёные, выпуклые, светятся в темени, как алмазы! Завидный чудо-кавалер!.. А Борю-кота, как не вспомнить? Нежный, обходительный… Песни чудесно поёт! Круглыми ночами без устали может петь: заслушавшись, даже твои собратья-псы, ему подпевать, подлаивать начинают! И я тоже, бывает, подпеваю. Вдвоём поём так красиво, так красиво… По всем окрестностям голоса наши протяжные разносятся! Всем-всем вокруг пение наше нравится! Кроме одних только людей… Они кричат на нас, камнями кидаются, злятся!.. А знаешь, почему они злятся?      
   - Почему?
   - Да просто потому, что завидуют! Сами как следует петь не умеют, вот и завидуют! Жаба их давит!..
   - Да-да. Правильно говоришь.
   - Может быть, прямо завтра, лапу тебе на прощание пожму и уйду гостить. Дня на три, а может, и на неделю… В общем, как получится. Так что не скучай тут без меня, друг… Случаются в жизни и разлуки! А вон и хозяйка из дома вышла, еду мне в чаше вынесла… Побегу-ка к ней, распробую, что она на этот раз настряпала!
   Поднялась кошка с земли, встряхнулась и, высоко вспрыгивая, побежала к хозяйке.
   А на следующий день Мяука действительно пропала. Хозяева попытались её разыскать, прошлись, взывая: «Кис! Кис!» по двору. Но всё бесполезно: никто на их зов не откликнулся, не вышел.

   Незаметно минула со времени пропажи кошки неделя, потом прошёл восьмой день, а на девятый, Мяука неожиданно объявилась. Аф-аф увидел её поздним вечером, когда во дворе уже было темно. Стремительной чёрной тенью Мяука вынырнула со стороны амбара и спустя мгновения предстала перед ним.    
   - Не могу поверить своим глазам! Мяука?! Неужели это ты?.. – удивлённо воскликнул Аф-аф. - Где же, где же ты была?..
  - Привет, приятель, - грустным голосом проговорила Мяука. – Всё также, как прежде, дежуришь у конуры… А я вот немного задержалась у своих женихов… Днями и ночами пели-гуляли… Очень устала от этого. Вернуться решила. Вроде вернулась, а тут… Хозяин с хозяйкой встречают, злые! Как увидели… вместо радостных объятий и поглаживаний кричать, будто сумасшедшие, начали! Я разобраться ни в чём не могу… А дядя Миша грубо схватил меня за шиворот и поволок куда-то. В амбар затащил и бросил на пол!.. Только там я смогла понять причину их буйства. Оказывается, во время моего отсутствия мыши изгрызли все мешки в амбаре! Да ещё вдобавок разбросали по полу корма! Представляешь, какими противными и неблагодарными оказались эти твари! Доброты моей не оценили!.. Дождутся, дождутся они теперь того, что я начну их беспощадно кушать! Дождутся этого, грызуны… Дядя Миша, уходя, запер за собой дверь, думал, видно, что я не выберусь из амбара. А я вот, как видишь, выбралась. Пролезла через щель в разбитом окне и - сразу к тебе. После всего того, что произошло,  мне теперь необходимо немного отдохнуть, набраться свежих сил. Надеюсь, ты, Аф-аф, приютишь меня на время у себя, укроешь в будке от хозяев?         
   - Конечно, конечно, Мяука! Разве могу я тебе в чём-то отказать?! Оставайся, раз надо, у меня. Правда, чуть тесновата моя конура, не знаю, хватит ли для двоих места... 
   - Да это ничего, что тесно! Привыкну, привыкну к тесноте! Мне бы здесь всего несколько дней прожить, а дальше уж видно будет.
   - Живи, живи, сколько захочешь! Голодной не оставлю, едой, что сам питаюсь, делиться буду!
   - Спасибо, спасибо, дорогой друг. Твоей доброты я никогда не забуду, отплачу за помощь, – поблагодарила кошка.

   Приютил Аф-аф Мяуку, стали они жить вместе. Днём кошка прячется от хозяев в конуре, а ночью выходит прогуляться по окрестностям. На шестые сутки вышла она рано утром во двор и пропала. Долго, почти до самого полудня, прождал её, не сходя со своего места Аф-аф. Когда совсем уже отчаялся, пропавшая Мяука вдруг  снова появилась. Появилась совсем не оттуда, откуда ожидал, - увидел её на крыльце хозяйского дома! Спрыгнув со ступеней, кошка с приветственным криком устремилась к псу.    
   - Куда ты пропала? – едва они сблизились, обеспокоенно спросил Аф-аф.
   - Разве не видел, откуда я пришла? В доме была. Рано утром встретилась мне на пути наша хозяйка тётя Лена. Завидев её, я сразу стала убегать. Через некоторое время остановилась, оглядываюсь назад - а хозяйка-то идёт за мной следом и ласково так: «Кис-кис-кис… Кис-кис-кис…» - приговаривает. Подзывает к себе добрым голоском: «Не бойся, не бойся меня, кошечка… Я тебя не трону, не обижу… Возвращайся домой – всем-всем, чем не пожелаешь, угощу…» Слушала я её, слушала - и не выдержала, подошла. Она меня на руки взяла, в дом занесла, накормила-напоила, поспать с часок дала. Отдохнула я там чуток, повалялась, но потом вспомнила про тебя и явилась, чтобы рассказать об изменениях в своей жизни. Вроде, тьфу-тьфу, на лад дела пошли. Думаю теперь вновь приступать к прежним обязанностям – с грызунами амбарными бороться, детей хозяйских своим присутствием радовать… А тебе, друг, хочу выразить огромную-огромную благодарность за то, что не оставил в беде, предоставил кров. Как только всё наладится, обязательно отплачу. Колбасой, ветчиной, сосисками и ещё много чем угощу, мне там всякие-всякие вкусности дают! Будешь доволен, пёс! А сейчас мне пора снова в дом - заждались уже, наверно, моего возвращения тётя Лена с дочками. Загляну к тебе завтра. Не унывай, дружище. Пока!         
   - Пока! – ответил Аф-аф.
   Провожая взглядом уходящую кошку, пёс восхищённо рассуждал: «Какая молодчина! С её ли талантами в конуре сидеть?!».   
   На другое утро Мяука вновь появилась у жилища Аф-афа. Пёс, завидев её, радостно забегал на цепи и прокричал: 
   - Привет! Как дела?
   - Здравствуй, здравствуй, дорогой! Дела мои как никогда хороши, – отозвалась кошка. – Чего и тебе от души желаю.
   - А что с мышами? Смогла разобраться?
   - С мышами я вопрос успешно уладила. Ночью подкараулила в амбаре их вожака, впилась в него когтями, помучила, потаскала по полу, а потом строго так спросила: "Что это вы тут без меня за бардак устроили - мешки изгрызли, корм повсюду разбросали?! Хочешь, чтобы я тебя за это съела?.." А вожак в ответ: "Нет, нет, не надо меня кушать! Это не я, это не я, это всё молодёжь устроила! Безголовая, не знающая жизни молодёжь! Я им говорил, я им объяснял: не грызите мешки, не разбрасывайте корма! А они будто оглохли: меня, уважаемого стаей вожака, не послушались… Оттолкнули в сторону и бросились с воплями к мешкам!.. Вот так всё и было на самом деле… Я ни в чём не виноват!.." Закончил говорить и смотрит снизу жалостливо… "Значит, плохой ты вожак, - сказала я ему. - Если хочешь пощады и мира, как раньше, пообещай, что приведёшь сейчас сюда своих мышей! Пусть заново наводят в помещении порядок! Тогда и прощу!.." "Обещаю, обещаю… - сразу живо встрепенулся, закивал головой вожак. - Приведу, - говорит, - всех до единого, всё-всё, как велишь, исполню!" Поверила я ему, выпустила из лап. А спустя время, как было обещано, явились мыши. Построились передо мной, а потом по команде взяли в лапы веники и стали подметать амбар. Весь пол, все углы дочиста вымели, а мусор совками в ямки выбросили.    
   - Бесподобно! Просто бесподобно!.. Даже не знаю, что ещё сказать!  – восторженно мотая головой, разразился похвалой пёс. – Так, как ты, Мяука, не умеет решать проблемы никто! Никто на свете! А  как, расскажи, в доме обстоят дела?
   - В доме тоже всё хорошо. С утра с их младшей дочкой нянчилась. Потом, когда надоело, сунула ей в рот соску, набросала кучу игрушек, а сама пошла спать. Как только проснулась – сразу сюда побежала.
   - Хорошо, что прибежала! Будто знала, что мне тут очень скучно одному сидеть. Расскажешь что-нибудь новенькое? Например, о коте, который стал королём зверей. Львом его, кажется, зовут.
   - Конечно, расскажу! – похлопывая пса по плечу, бодрым тоном ответила Мяука. - Времени у меня свободного много, почему бы и не поболтать?
   Выбрали они тенистое местечко у конуры, присели там и стали рассказывать друг другу разные истории. Рассказывали до тех пор, пока на крыльце дома не появилась тётя Лена. Завидев их, она начала зазывать мягким нежным голосом:
   - Кис-кис-кис… Кис-кис-кис… Подходи, подходи ко мне, моя кошечка. Сосисочку тебе вынесла, угостить хочу…
   - Иди, раз зовут, – сказал пёс Мяуке.
   - Пойду, конечно, куда же я денусь? А знаешь, почему она меня зовёт?   
  - Понятно, почему – угостить сосиской решила.
  - Нет, не из-за этого, не угадал. Видно, младшая дочка её проснулась, плачет, а успокоить некому. Вот и зовёт меня. Я-то тётю Лену хорошо знаю…
   Сузив глаза, кошка расплылась в довольной улыбке. Затем встала и, неспешно перебирая лапами, направилась к дому.
   С этого дня жизнь друзей вернулась в прежнее русло. Снова они часами просиживали у конуры, проводя время в нескончаемых, подобно огородным сорнякам, разговорах. Казалось, что их дружбе не будет конца. Но конец однажды наступил.


                Крах дружбы.

   Как-то сидя у конуры, Аф-аф спросил:
   - Ты не позабыла, Мяука, о своём обещании угостить меня, как только всё наладится, всякими вкусностями? Вот сейчас, например, я не отказался бы от палки копчёной колбаски…
   - Конечно, помню, как забыть! – живо откликнулась кошка. – Завтра же принесу, что обещала.

   Утром Мяука явилась к псу с куском колбасы.  Аф-аф принимая гостинец, был несказанно рад и горячо благодарил дарительницу:   
   - Спасибо! Спасибо, дорогая! Мне так давно, так давно хотелось поесть колбасу! Ведь ты же знаешь, какой я большой любитель мясных блюд!

   Через день после того, как прежде, за разговором, Аф-аф сказал Мяуке: 
   - До чего же вкусна была принесённая тобой колбаска! Такая жирная, такая сочная – пальчики оближешь! Не могла бы ты принести ещё одну такую же?
  - Принести ещё одну?.. Ведь всего лишь день прошёл, а ты уже вторую просишь, - недовольно передёрнув плечами, отозвалась кошка. – Что ж… Принесу, раз обещала.
 
   На другой день она доставила псу колбасу. Тот был снова несказанно рад. 
   Через два дня после того Аф-аф попросил принести ему ветчину. Кошка, выслушав просьбу, ответила:
   - Получишь ветчину дня через три, раньше принести не смогу.
   - Через три дня? Почему так долго, почему не сейчас?  – обиженно пробурчал пёс.
   - А ты что, всерьёз думаешь, что колбаса с ветчиной на деревьях растут?! – в сердцах воскликнула Мяука. – И так после пропажи колбасы хозяева на меня косо смотрят!
   - Ладно, подожду,  – мотнув лапой, неохотно согласился Аф-аф.

  Ровно через три дня, явившись, как обычно, утром, кошка бросила к лапам пса кусок ветчины.
   - Почему ты её бросаешь, а не подаёшь мне в лапы? – хмуро обронил Аф-аф.
   - Потому что мне сейчас некогда! Дома дел полно, с хозяйской дочкой нянчиться надо! А с тобой, занудой, стоит только заговорить – сразу, как попрошайка, клянчить чего-нибудь начинаешь! Знаю уже!
   - Ты обозвала меня попрошайкой?! Не ожидал услышать от тебя подобное, Мяука…
   - Я не называла тебя попрошайкой! Я сказала "как попрошайка"! Следи внимательнее за словами!
   - Не нравится, что я иногда что-то прошу? Тогда напомню, если забыла: ты сама пообещала щедро отплатить мне за добро, я за язык тебя не тянул!
   - Что же, будешь теперь всю жизнь попрекать меня за нечаянно сделанные обещания?! Вцепился в обещания, как клещ в кожу!
   - Э-э-эх… Если бы я знал, что ты такая неблагодарная, не делился бы тогда с тобой последним, обманщица…
   - Кто-о-о? Кто обманщик?! Ты переходишь все границы дозволенного, пёс… Сам, хитрый проныра, нагло обманываешь… Делил, наверно, еду по принципу: что негоже, то – Мяуке, что побольше, да получше - себе! Разве не правду говорю?!
   - Да как ты могла вообще о таком подумать?! Я делил еду поровну!
   - Делил поровну? А чем ты это сможешь доказать? Кто-то видел, как ты её делил? Нет, не видел. Значит, обманываешь!
   - Я обманываю?! – взревел, оскалив зубы пёс. – Я никого в жизни не обманывал, хитрая выдумщица! 
   - Выдумщица?.. – медленно отодвигаясь назад на безопасное от пса расстояние, протянула  Мяука. – Меня обозвал выдумщицей? А сам то, не выдумщик?! Хочешь, скажу, кто ты на самом деле? Ты - жалкая собачёнка, мечтающая быть могучей и сильной, как волк… Да никогда тебе таким не быть!
   - Не смей задевать моё больное место! А не то очень больно укушу!
   - Укусишь? Ну, попробуй, укуси, укуси!.. Что застыл, достать не можешь? Цепь мешает? А вот мне цепь не мешает, могу тебя кое-чем угостить…
 
    Кошка схватила лежавший перед ней пересохший говяжий мосол и с размаху швырнула им в пса. Сама того не ожидая, попала точно в собачий бок. Аф-аф от удара резко дёрнулся, пронзительно взвизгнул и затем бешено рванулся к обидчице. Но добраться до неё не смог: бессильно завис на месте, удерживаемый неподатливой железной цепью.
   Мяука тем временем взобралась на калитку и сверху с довольным видом наблюдала за беспомощностью врага. Она торжествовала, её безудержный смех подобно ветру разлетался по двору.
   - Хи-хи-хи-хи-хи-хи! Хи-хи-хи-хи-хи-хи! Укусить меня хотел, недоумок? Только вот позабыл про цепь, к которой приковал тебя человек... Быть тебе прикованным к этой цепи вечно, по праву заслужил такую участь, несчастный!.. Ещё возомнил сравниться с волком, презренный брат гиен…
   - Что ты всё обо мне да обо мне, взгляни-ка лучше на себя! - закричал в ответ Аф-аф. - Не хотел говорить об этом раньше, но теперь уж придётся, расскажу всю правду о тебе! Ты, Мяука, считаешь себя умной, считаешь себя красивой, а на самом деле всё обстоит по другому. В действительности ты такая безобразная, такая уродливая… Из всего живого на Земле, с тобой может сравниться лишь грязная болотная лягушка! Вот так!
   Вытянув вперёд морду, Аф-аф состроил насмешливую улыбку и разгорячённо продолжил:
   - А взгляни-ка на свою шкуру, взгляни-ка на шкуру... она у тебя такая тонкая, такая облезлая - её невозможно сравнить ни с тёплой и шелковистой шкурой лисицы, ни с заячьей. Ни с какой другой! А ещё ты… несъедобная! И лишь только поэтому вашу кошачью породу не трогают люди! Они просто брезгуют вами!
   - Неправда! Грязная ложь! Это ты всё со зла придумываешь! На самом деле я красива! Меня любят, меня ценят люди!
   - Нет, не любят!
   - Любят!
   - Не любят!
   - Любят!
   - Не любят! Сама представь: если бы ты была со шкурой собольей, да ещё и съедобной, – люди давно бы тебя уже съели!
   - Не съели бы!
   - Съели бы!
   - Не съели бы!
   - Съели бы! Люди содержат вас, кошек, вовсе не из любви к вам!
   - Ну-у-у… Довёл ты меня до крайней черты, пёс! - устрашающе
выпучив глаза, прошипела Мяука. – Больше ничего у меня не проси! Ничего не получишь!
   - А ты… - прорычал в ответ пёс. – Тоже никогда больше ко мне не подходи! Поняла?! Если хоть на шажок приблизишься – разорву на части! Запомни это навек!
   Позлились, покричали они ещё друг на друга, а потом разошлись.
   Вот так и закончилась дружба Аф-афа с Мяукой. Неразлучные прежде друзья, они с того времени превратились в самых-самых непримиримых врагов. Вражда их оказалась настолько жестокой и стойкой, что продлилась до самого конца жизней животных, а после передалась по наследству многочисленным потомкам. 
   И ныне враждуют кошки с собаками, не могут ужиться мирно уж многие-многие тысячи, а возможно, и миллионы лет. Быть может, когда-то первобытная собака укусили за что-то такую же первобытную кошку, положив начало их вечной вражде? А может, всё было совсем по другому? Как бы того не хотелось, но в точности узнать причину, по которой они стали врагами, нам не удастся уже никогда...