Метод 5 пальцев

Владимир Федорович Токарев
 СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Задача — «Почувствовать» взаимодействие подсистем.

Упражнение 3 — (модифицированный) Метод «5 пальцев»

Цель упражнения: Осознать, что каждая подсистема человека не просто часть целого, но влияет на другие подсистемы и сама испытывает на себе влияние других подсистем.

Л. Зайверт предлагает простую методику оценки сделанного за день, которую он назвал метод «пяти пальцев», который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.

М (мизинец) — мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный палец) — близость к цели: что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) — состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?

У (указательный палец) — услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или «поспособствовал»?

б (большой палец) — бодрость, физическая форма: каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания своих физических кондиций?

Если внимательно посмотреть на эту технологию самонаблюдения, то можно найти общие элементы метода «пять пальцев» и пяти подсистем человека, которые мы применили при анализе составных компонентов личности.

Рисунок 22. Метод «пять пальцев» и подсистемы человека
Мыслительные процессы касаются, в первую очередь, нашей рациональной подсистемы, физическая форма — Человека Физического, состояние духа определяется функционированием психологической составляющей (ЧП), за «услужение» другим отвечает Человек Нравственный, а достижение наших жизненных целей помогает осуществить Человек Творческий.

Вышесказанное позволяет использовать метод «Пяти пальцев» как инструмент самонаблюдения за нашими подсистемами.

Задание:

Выполнить анализ вчерашнего дня, либо анализ 3—4 последних дней по методу «5 пальцев».