Случайные встречи

Денис Наточиев
Не люблю случайные встречи со старыми друзьями. Нет, не друзьями, неправильно выразился. Знакомыми. Даже не знакомыми, а просто учились вместе или работали. Или попадали в одну компанию на каких-то днях рождениях или новосельях. Неважно. Просто не люблю.


Стою, к примеру, выбираю на базаре мясо, прикидываю всё – на сколько вытянет вот этот кусок поменьше, сколько денег останется, надо сигарет купить ещё. Как раз сдачу четыреста тенге дадут, и на пачку хватит, чтобы крупные купюры не разменивать. Десятка долго может лежать в портмоне, пока её «не разбил». Потом разлетается мелочью. Квартплата в конце недели, а зарплата минимум через три. Нет, денег хватает, но как-то в обрез. Впритык. И это всегда очень не нравится. Ощущение – проскочишь или нет. Есть, конечно, кредитка, можно воспользоваться, но лучше не надо. Опять же, бампер надо на машине помять, но вечно – то некогда, то накопить не получается. Вернее, второе – накопить не получается.


И тут такой хлопок по плечу сзади. От неожиданности чуть вперёд торсом подался, и место на плече от хлопка зажгло. Оборачиваюсь со злым лицом и упираюсь в улыбку незнакомой физиономии, которая называет моё имя и начинает сыпать вопросами: про мои дела, семью и работу.


Потихоньку, сквозь небритость, обрюзгшее лицо и поредевшие волосы начинает проступать лицо, которое когда-то, где-то видел. То ли в институте, хотя какой институт, он бы не спрашивал про работу и семью. Значит, работали вместе. Нет. Работа ни при чём. Где-то ближе общались. Ну да. Лицо знакомое. Я улыбаюсь сдержанно, отвечаю ещё сдержанней, чтобы не ляпнуть чего лишнего. На всякий случай. Просто воспитан так, в духе фразы – «это не телефонный разговор». Сейчас эту фразу уже мало кто говорит. Сейчас люди открытые, и могут выдать про себя всё в телефонном разговоре в автобусе, при случайных свидетелях, которые против своего желания такими становятся. Едут на работу утром и узнают все, что им не нужно. Они, конечно, всё это забудут, выйдя на остановке. Но всё же.


А это, до сих пор не узнанное лицо, продолжает сыпать вопросами, перемежая их списком собственных достижений. И я начинаю потихоньку привирать. Даже сам не знаю, как это началось и главное зачем. Может, это такая защитная реакция на то, что «неопределённое лицо» успело уже выдать мне, с какой-то стати, про свой успешный бизнес, про то, что у него дети медалисты и чемпионы Казахстана в какой-то там возрастной категории. Жена красавица, любовница вытворяет такое, что любой позавидует. Только вчера вернулся с ней из Дубаи. А я стою, улыбаюсь и смотрю на пятно на его рубашке, от шашлычного соуса, которому, примерно, дня три уже. И запах от него кислый, застарелый. Неужели он думает, что я никогда не видел бизнесменов? Начинаю отвечать «взаимностью», хотя не понимаю зачем? Такое непредвиденное соревнование жизненных достижений. До любовницы и Дубаи, я, конечно, не докатился. Но тоже.. И сын подает надежды, и дом у меня в два этажа, современный. Тут соврал немного, умолчал, что нет отделки, ещё и сам всё делаю.


Кстати, ведь этим нужно гордиться, а у меня почему-то стеснение всегда. Делать самому – это не успешно, это так. Молодец, конечно, что сам, но успешные люди нанимают работников. И не узбеков, это для нищих, а заключают контракт с какой-нибудь строительной фирмой. Портфолио там, объект сыну замакима строили. По знакомству удалось их нанять, потому что очередь на три года вперёд. Хотя иди, попробуй что-либо сделать своими руками, а я посмотрю. А вот есть стеснение, и это не переломить.


Между делом, чтобы не задерживать продавщицу, тыкаю в самый большой кусок мяса, мол, взвесь вот этот. Он, конечно, не пропадёт, но я на него не рассчитывал. Денег хватит, с квартплатой позже решим. Сейчас главное держать марку.


Но кто он такой? Я до сих пор его не узнал. И тут он выдаёт вопрос, который всё ставит на свои места. Не сразу, но ставит, первоначально ещё больше вводя в ступор. «Ну что тогда? Всё получилось с той блондинкой? Как её? Ирой, по-моему, звали?». Какой ещё Ирой и почему должно было получиться? Может он меня с кем-то перепутал? Зачем тогда я тут распинался? Да ещё и самый большой кусок мяса хапнул. Да нет. Имя-то моё знает.


И я на автомате выдаю: «Какой Ирой?». «Ну как?» – удивляется мой визави, и начинает рассказывать про день рождения моего троюродного брата, который был черт знает когда. Двадцать лет назад? Нет, чуть меньше. Логически вычислил по возрасту своего сына и разницей в годах, между его рождением и перерывом в общении с троюродным братом в три года, перед моей женитьбой – восемнадцать. Верно. А парня этого зовут Толя. Или Коля? Нет – точно Толя. Коля ниже ростом был. На блондинку Иру я уже не заморачивался. С таким скрипом его вспомнил, а её уже и подавно не воспроизведу в памяти.


А Толя помнит. И меня, и день рождения, и мифическую блондинку, и то, что я её пошёл тогда провожать и не вернулся назад, хотя обещал. Он восемнадцать лет помнил. А я забыл всё напрочь. Может у меня с памятью что-то? Даже как-то неудобно перед Толей. Наверное, он хорошо ко мне относился все эти годы. Рассказывал своим новым знакомым про день рождения моего троюродного брата, и про то, как я ушёл провожать какую-то Иру и не вернулся назад, хотя было так весело. А потом ещё и драка была на лестничной площадке, а я её пропустил, и узнал о ней спустя восемнадцать лет.


Он повторял эту историю всем, раз за разом. Со словами – «а вот у нас был случай..» И дорисовывал фантазией, что у нас с Ирой всё получилось. Он, наверное, был уверен в этом. Или нет, наоборот. Может, он надеялся на другой исход. Может, у него были свои виды на неё? И все эти годы человек возвращался раз за разом к этой картине: дверь за нами закрылась, мы ушли с неизвестной мне Ирой в темноту, а он так и остался в неведении – получилось у нас или нет. И все восемнадцать лет его мучил этот вопрос, и наконец-то он сейчас узнает ответ. А я ему не могу помочь. Может соврать? Нет. На добропорядочность Иры покушаться не буду. Отмолчусь, отулыбаюсь.


Эх, Толик, Толик. Или Коля? Нет. Коля был блондин, а этот рыжий. Точно, Толя. Похлопали друг друга по плечу, крепко пожали руки, со словами «рад был тебя видеть». Он, возможно, сказал искренне, а я соврал. Неужели я циник? Разошлись каждый своей дорогой.


И вот какой-то осадок внутри нехороший. Тут вкупе всё. Наврал малознакомому человеку, немного, но всё же. Что это за вечная манера у людей распускать павлиньи хвосты друг перед другом?


А с другой стороны, ведь мы тогда, восемнадцать лет назад, строили громадьё планов, видели себя на крутых тачках, с шикарными женщинами и шестинулевыми счетами в банках. А тут встретились внезапно, он с пятном на рубашке и в китайских сланцах, я тоже не Илон Маск, считаю в уме, сколько денег на какой срок растянуть. Математические манипуляции мозга явно отражались кисляком на моём лице. Не готовы, в общем, оказались к встрече. И от этого сильно хочется курить.


Ладно, покурю в машине, а пачку куплю возле дома. Хочется быстрее уехать с базара, не задерживаясь у ларька.


Как же так. Ведь и с братом, и Толей-Колей я года три дружил. Что-то с памятью или действительно всё это было неважно. Наверное.


Потратил опять больше, чем планировал. Бампер опять в этом месяце не куплю новый. А кредиткой не воспользуюсь. Из принципа.


Не критично, но зачем поменял свой выбор у продавщицы? Чтобы Толик всем рассказывал, как случайно встретил меня, когда я покупал огромный кусок мяса. Он будет в этот момент улыбаться, довольный тем, что у меня, так же, как и у него, всё хорошо в жизни. Что у нас у всех всё хорошо. Кроме Иры, её судьба так и осталась неизвестной, как и она сама. Надеюсь, что при случайной встрече она меня не узнает. Было бы хорошо.