Горе от ума

Татьяна Харькова
     «Прощайте, друзья»,- говорил умирающий Пушкин,
обращаясь к книгам своей библиотеки. «То Пушкин»,-
скажут многие, почесав в затылке, - «а мы - люди простые.
Обыкновенные».
        И в самом деле, кажется, что простой человек по-своему прав. Забот полон рот, еле успеваешь крутиться. К тому же, существует мнение, что чтение книг уводит человека от реальной жизни. Оно  объясняется просто: в книжках, дескать, мораль, а также  всем известные прописные истины. Всё это далеко от моих проблем. А писали это те, кому делать нечего. Вот покрутились бы все эти писатели как я - узнали бы! Сидит какой-нибудь «книжный червь» в библиотеке и всё читает. А кому, спрашивается, нужны эти книжные премудрости? Жизнь-то - вот она: кто смел, тот и съел. По волчьим законам живём. А он витает себе где-то там, в облаках. Хорошо ещё, если этот самый умник – какой-нибудь учёный, получает много. А так - не человек, а недоразумение.
       Но рассуждающих так людей можно понять. Еще раз нужно вспомнить, что литература- это жизнь, а книги, написанные талантливыми писателями, помогают
человеку разобраться в себе, а значит, и решать свои проблемы. За века, тысячелетия человеческая натура не изменилась. Одна  из основных проблем человека в том, что он плохо знает себя. «Познай самого себя»- говорил Христос. Люди же могут не видеть прямой связи между книжной, литературной жизнью и своей собственной. Многие хотят, чтобы в книгах было указано буквальное, сиюминутное разрешение их житейских трудностей.
       Изначально  ум считается признаком превосходства. Человек, которого он отличает, вызывает самые разные чувства: уважение, восхищение, зависть. Но очень часто бывает, что ещё с детства умный ребёнок пугает своих родителей, становясь для них  причиной сердечной боли. «Умный, во всём разбирается, всё знать хочет», беспокоятся они, «Трудно ему в жизни придётся. Был бы он как все».
      Действительно, человек, чей интеллектуальный уровень выше среднего, больше замечает вокруг себя, о большем задумывается. Он - как более сложный механизм, со всеми его деталями. Поэтому умному человеку легче запутаться в себе. Но это может случиться с ним, только  если он пойдёт по пути наименьшего сопротивления. То есть, например, видя грязь и мерзость жизни, он опустит руки. Чёрные мысли тут же одолеют его, и он начнёт поедать себя. Разумеется, умному человеку, махнувшему на всё, и в первую очередь на себя рукой, будет намного хуже, чем обычному. Именно к этому случаю подходят слова: «горе - от ума». В то же время умный человек, верящий в себя и в свои силы, целеустремлённый и полный оптимизма, способен гору свернуть. Такой человек может помочь и себе и другим. Считается также, что от ума может «крыша поехать», а все философы вообще - сумасшедшие. Здесь нужно вспомнить о том, что ум- это высота. Чем умнее человек, тем заметнее его падение. А тот, кто упал с большой высоты, может разбиться. Философ, проповедующий зло, может сойти с ума.
       Однажды по телевизору шла передача. В ней говорилось о том, что народ зомбируют, вставляя в фильмы  и в рекламу так называемый  двадцать пятый кадр. Этот кадр мелькает, настраивая человека на всё, что угодно, но сознательно запомнить его человек не успевает. Ведущий говорил, что, таким образом, превращаясь в зомби, человек может даже заболеть психической болезнью. Затем было сказано о том, что, чем выше интеллект человека, тем меньше он поддаётся зомбированию. Человек думающий, содержательный способен бороться с дешёвой, негативной информацией, отсеивать её, а то и вовсе не попадается на эту удочку. Это значит, что умный, как никто другой, может восстановить свои физические и душевные силы. Знание, обращенное во вред, приносит горе; знание же, направленное на пользу себе и другим - счастье.



ь