Предъявите билет!

Иван Левитский
               

  Один мой одноклассник отправился как-то раз с отцом за покупками в Москву. Дело происходило в самом начале 90-х, когда в стране только-только зарождались первые рыночные коммерсанты, именуемые в народе, как «челноки».
  Мотающиеся за товаром в Турцию, Китай и Москву барыги, привозили его в свои провинциальные города в огромных, набитых до отказа клеёнчатых сумках. Дома, весь привезённый ими ширпотреб, продавался с двойной, а то и тройной наценкой, местному населению. После чего, барыги подсчитывали прибыль, опять брали ноги в руки и ехали за следующей партией. Видимо, за эти курсирующие туда-сюда передвижения их и прозвали «челноками».
  Семейство моего одноклассника тоже решило идти в ногу со временем и попытать счастья в коммерции. Сказано – сделано. Собрав определённую сумму денег, женская часть семейства откомандировала своих мужчин за товаром в столицу.
  На первом этапе путешествия отцу с сыном предстояло добраться автобусом до железнодорожного вокзала и там сесть в поезд, следующий прямиком до Москвы.
  Казалось бы, ничего сложного. Однако уже в самом начале пути новоявленные «челноки» попали в неожиданную и довольно курьёзную ситуацию. В те времена билет на автобус резко подорожал с 5-ти копеек до 10. Автоматически подорожал и штраф за безбилетный проезд. Если раньше пойманному контролёром «зайцу» приходилось платить 1 рубль, то теперь эта сумма увеличилась втрое.
  Автобусы у нас ходили самые что ни на есть советские - кондовые. Марки ЛиАЗ. Такие вечно битком набитые людьми тихоходы, у которых зимой двигатель переохлаждается, а летом – перегревается. В результате чего, водители вынуждены были зимой укрывать движок пледами и вставлять палку под капот для вентиляции летом. В передней части автобусного салона обычно размещался специальный ящик кассы, в который пассажир бросал свои деньги и отрывал самостоятельно себе билетик. Касса каким-то непостижимым для советского человека образом определяла номинал брошенной в неё монетки и позволяла оторвать билетов ровно на эту сумму. Поэтому тот пассажир, что кидал, например, 10 копеек, забирал пять копеек у следующего стоящего к кассе, делясь с ним талончиком на проезд. Некоторые особо продвинутые умельцы кидали в приёмник кассового аппарата самодельные жетончики. Бездушная машина иногда принимала их, а иногда – нет. Но подлинным шиком было, зайдя в салон автобуса объявить во всеуслышание: - Проездной! И таким наглым и бесчестным образом проехать до своей остановки.
  В былые времена на задней площадке ЛиАЗа, занимая специально отведённое для него место на возвышении, восседал кондуктор. Потом, ближе к развалу Советского Союза, кондукторов отменили. В связи с чем, обилетчиваться пассажирам приходилось самостоятельно. Здесь уже каждый поступал по своему усмотрению: кто-то брал у водителя талончик на проезд, а кто-то - нет. Последняя категория граждан, конечно, экономила свои «кровные», но зато она рисковала нарваться на контролёра. Так вот, именно в подобный рейсовый ЛиАЗ загрузились и наши будущие коммерсанты, намереваясь доехать до железнодорожного вокзала.
  Мой одноклассник привычно озвучил наличие у себя проездного, которого у него, понятное дело, отродясь не было, а его отец бросил на него взволнованный взгляд.
  – Сын, у тебя есть с собой какие-нибудь деньги? Надо же купить билет, а я, как назло, совсем без мелочи, - поинтересовался родитель.
  – Откуда у меня деньги? Ты же ведь у нас главный бухгалтер. Забыл разве, что я, вообще, пустой? Да не парься, скажи людям, что у тебя тоже проездной, - отозвался сын.
  – Я так не могу. Это же обман. Мне совесть не позволит, - возразил ему отец.
    – Ну, не знаю. Иди тогда к водителю, разменивай крупные купюры.
    Пока они подобным образом препирались, к ним подвалила невесть откуда взявшаяся женщина-контролёр.
  – Предъявите ваши билеты! – потребовала она.
  – Мы только недавно зашли. Поэтому ещё не успели приобрести их, - начал было оправдываться папаша.
  – Не врите. Я за вами следила. Вы уже проехали одну остановку. Так что предъявляйте проездные талоны или платите штраф!
 – Понимаете, тут такое дело. Я, в принципе, не против оплатить  проезд, но есть небольшая проблема, - окончательно смутился отец моего одноклассника.
  – Какая ещё проблема!? Мне что: остановить автобус и позвать на помощь водителя!? – повысила голос контролёрша.      
  Пассажиры с соседних сидений, почувствовав запах «жареного», дружно повернули головы в сторону действующих лиц и с любопытством уставились на них.
  – Не стОит звать никакого водителя. И, ради бога, не надо так громко кричать и привлекать всеобщее внимание, - умоляюще попросил пойманный безбилетник.
  - Чего это вы мне тут указываете!? А ну, гоните немедленно три рубля! И как вам только не стыдно? Такой вроде с виду порядочный и интеллигентный мужчина, а туда же - норовит «зайцем» проехать! – окончательно вошла в раж работница автотранспортного предприятия. 
  Как рассказывал одноклассник, на отца в тот момент нельзя было смотреть без слёз. Он стал пунцовым, словно, варёный рак, а затем вдруг рявкнул на опешившую контролёршу: - Женщина, да заткнитесь вы уже! Подождите несколько минут! Сейчас я оплачу вам этот долбанный штраф! Просто у меня деньги в трусах! Сын, прикрой меня от этой мегеры, чтобы я их ей достал!
  Оказалось: мама одноклассника, опасаясь поездных воров, пришила к трусам отца внутренний кармашек, в который и положила всю взятую на дорогу наличность.
  Стоит ли говорить о том, как все пассажиры автобуса откровенно потешались, наблюдая за мужчиной, расстегивающим перед контролёршей штаны и достающим из трусов деньги?