Из жизни начинающего препода

Владимир Федорович Токарев
(в данном случае из книги "Русский менеджмент", потому такая картинка)

 Мой блог.
Мой блог — это настоящий блог, публиковавшийся в течение примерно 5 лет в международном сообществе менеджеров E-xecutive, на каком-то этапе даже получивший, с легкой руки главного редактора портала Е-хе, статус «звездного блога».
Но в моих планах на Прозару построить мостик из прошлого в будущее.


Автор — По образованию я физик, и потому я кандидат не экономических, а технических наук.

Любознательный генеральный директор (далее Любозн. гендир) —

— А мне позволительно по ходу твоего рассказа задавать тебе вопросы?

Автор — я не против перейти на «ты», что касается вопросов, то я только «За». Задавай первый!

Любозн. гендир — Если ты физик, наверняка ты проходил экономическую переподготовку?

Автор — в качестве системной экономической переподготовки можно рассматривать, как я целый год готовился к кандидатским экзаменам по рыночной экономике вместе с двумя аспирантами (я был прикрепленный соискатель). Но реально любое обучение у преподавателя серьезной переподготовкой я не считаю. Но лучше обо всем по порядку.

МОЯ МАКРОЭКОНОМИКА

Из жизни начинающего препода.

1993–1997 гг.

Так получилось, что моя переподготовка (бывшего прикладного физика) за партой проходила по рыночной экономике (подготовка и сдача кандидатских экзаменов по специальности в 1992 г. по истории экономических учений и экономикс). Но преподавать я стал сначала менеджмент (затем маркетинг и близкие к ним предметы). И только через год (после перехода в нижегородский иняз с трудовой книжкой) моя переподготовка мне пригодилась — для нагрузки дали вести практику по экономической теории.

А поскольку в то время (думаю и сейчас также) преподы зарабатывали тем, что в основном еще и подрабатывали (в разных вузах), волею случая попал еще по совместительству в педагогический университет, где мне поручили (наряду с преподаванием менеджмента и маркетинга для спецфакультетов, у кого это было в программе) уже не только вести практику, но и читать лекции именно по экономической теории. Я уже знал — это не мое, но, думаю, делал свою работу не хуже других.

Когда я рассказываю о своем опыте преподавания экономической теории, это всегда вызывает смех. Дело в том, что мне поручили вести курс экономической теории старшекурсникам на факультете… физической культуры (для спортсменов). И всегда со смехом задают вопрос — им-то зачем нужна экономика? Это отдельный вопрос.

Но факт остается фактом — попал я на необычный факультет. И на необычный поток.

Дело в том, что кто-то придумал нововведение — увеличить обучение этим студентам на целых полгода (не очень разбирался — почему и зачем, по моему, им добавили вторую специальность). И поскольку я попал в первый год такого эксперимента, то деканат мне пояснил примерно так: «У нас у всех нагрузки хватает (а все кафедры всех вузов всегда ведут неустанную и непримиримую борьбу за нагрузку — В.Т.), потому в первый год мы решили дать побольше экономической теории» (к сожалению, менеджмента там в программе не было, лучше бы добавили его).

Самим студентам факультета физической культуры (подготовка тренеров и учителей физкультуры) я рассказал всю правду: «В Нижнем экономическую теорию преподают везде (в соответствии с образовательными стандартами). Но если не брать экономические факультеты, то количество учебных часов на экономику у вас — самое большое из всего, что я встречал в городе (ровно в 2 раза больше). Будем готовить из вас еще и экономистов».

Сейчас можно сделать выводы. Кстати, сами студенты, по моей оценке, были нисколько не слабее студентов других факультетов — так что легенда о том, что спортсмены слабенькие — неправда.

Для студентов.

Несколько студентов (наверно много спорили на занятиях — поэтому я их запомнил, и они даже со мной немного подружились) затем встречал в качестве директоров (в частности, известной сети СпортМастер), т.е., они пошли по пути «практической экономики», жаль, что читал им не менеджмент, но экономика им также была полезна — после нее легче изучать и менеджмент и маркетинг самостоятельно.

Для меня (консультанта).

При анализе рынка (при разработке стратегии) приходится много чего анализировать, И выполнять анализ макроэкономического состояния рынка, в котором находится фирма, приходится тоже. Так что, без сомнения, когда я уже стал консультантом, я нисколько не жалел, что на пару лет жизнь меня бросила в сторону «не совсем по специальности».

Полезные выводы (которые постараюсь, при возможности, давать в конце очередного поста моего блога): если некоторое время вам придется заниматься «не совсем своим делом» — не беспокойтесь, увидите далее, что это окажется полезно именно для вашей основной профессии.