Надгробный памятник Микеланджело

Алина Алексеева-Маркезин
         Останки великого творца лежат во Флоренции в церкви Санта Кроче. В этой церкви похоронены предки Микеланджело, именно поэтому и тело мастера положили под плитой у ступенек второго алтаря правого нефа.

     Семья держала под своим патронажем алтарь, для которого Джорджио Вазари написал картину «Восхождение на Голгофу». Более чем шестьдесят представителей рода Буонарроти нашли последний приют в базилике, где их продолжали хоронить до 1858 года.

ПРОЕКТ ПАМЯТНИКА

         Сразу после переноса останков во Флоренцию и похорон великого скульптора племянник и единственный наследник Микеланджело Леонардо Буонарроти начал обдумывать проект надгробного памятника. По воспоминаниям Джорджио Вазари, сам герцог Козимо I Медичи поддержал идею, приказав выделить Микеланджело достойное место в Санта Кроче и подарив необходимый для изготовления памятника мрамор.

         Леонардо хотел заказать памятник мастеру Даниэле да Вольтерра, который был близок Микеланджело и снял посмертную маску с его лица. Даниэле предложил использовать незаконченные произведения Микеланджело, оставленные в его флорентийской мастерской на виа Моцца: «Рабы» и«Гений Победы» для изготовления надгробного памятника.

        Однако проект был отклонен. Возможной причиной послужило желание герцога самому обладать бесценными скульптурами Микеланджело. «Рабы», выставленные в Галерее Академии, и «Гений Победы», во Дворце Синьории действительно были подарены герцогу Козимо I в 1564 году.

НАДГРОБИЕ

       Создание памятника поручили архитектору Джорджо Вазари, который передал работу на исполнение доверенным ему скульпторам.

         Входящие в Санта Кроче видят памятник между первым и вторым алтарём правого нефа, в непосредственной близости от семейного захоронения. Тело Микеланджело лежит под самой плитой.

         Саркофаг из разноцветного мрамора (marmo mischio breccia medicea) окружен тремя аллегорическими фигурами: «Живопись», «Скульптура» и «Архитектура», над саркофагом установлен мраморный бюст Микеланджело, созданный на основе посмертной маски.

        По углам изображены герб семьи и герб Академии Искусств, основанной во Флоренции в 1563 году. Именно в этой Академии Микеланджело, наравне с герцогом Козимо, был первым председателем.

           Художественный вкус и атмосфера времени основания Академии определили стиль памятника.
Три гирлянды из дубовых, лавровых и оливковых веток переплетены в гербе Академии. Они олицетворяют Живопись, Скульптуру и Архитектуру, которые объединены между собой искусством рисования — связующим элементом, являющимся базой для всех искусств. Завершает памятник фресковая декорация, имитирующая балдахин, а также изображение «Пьеты», находящееся непосредственно над бюстом.

СОЗДАТЕЛИ ПАМЯТНИКА.

      Живописное оформлением было выполнено художником Джованни Баттиста Налдини (Фьезоле, 1537 – Флоренция,1591).

            «Скульптуру», занимающую центральное место, изваял Валерио Чоли (Сеттиньано, 1529- Флоренция,1599). Её склоненная голова выражает отчаяние, на коленях покоится маленький блок мрамора, а в руках находятся рабочие инструменты, среди которых излюбленный Микеланджело резец» троянки».

         Баттиста Лоренци (Сеттиньано,1527-1594) выполнил «Живопись», которая держит в руке человеческую фигуру и кисти, а также бюст Микеланджело.

         Джованни дел Опера (Флоренция, 1540-1599) изваял «Архитектуру», держащую циркуль и свисток.
 
Надпись на латыни гласит в переводе:

МИКЕЛАДЖЕЛО БУОНАРРОТИ

ИЗ ДРЕВНЕГО РОДА СИМОНИ

СКУЛЬПТОР ЖИВОПИСЕЦ АРХИТЕКТОР

ВСЕОБЩЕЙ СЛАВОЙ ОКРУЖЕН

ИЗЛЮБЛЕННЫЙ ПЛЕМЯННИК ЛЕОНАРДО ПОХВАЛЬНО

ПЕРЕНЕС ИЗ РИМА ОСТАНКОВ В ЭТОТ ВЕЛИКИЙ ХРАМ

ОСНОВАЛ ЭТО НАДГРОБИЕ ПРИ СОДЕЙСТВИИ СВЕТЛЕЙШЕГО КОЗИМО МЕДИЧИ

ВЕЛИКИЙ ГЕРЦОГ ТОСКАНИИ

ГОД ГОСПОДНИ 1570

ПРОЖИЛ 88 ЛЕТ 11 МЕСЯЦЕВ 15 ДНЕЙ

       В надгобной надписи указаны обе фамилии, используемые семьей: Буонарроти Симони. Вторая часть фамилии- наиболее древняя, происходит от имени предположительного основателя рода (середина ХIII века) — Симоне.

        Буонарроти стала фамилией семьи с XVI века, главным образом из-за славы, которую придал ей сам Микеланджело. Фамилия Буонарроти появилась от другого фамильного имени — Буонаррото, образованного от соединением двух слов: буона — хорошее и руота – колесо, означающее пожелание удачи.

         Год 1570-ый, упоминаемый в надгробной надписи, не отражает точного время установки памятника, так как его изготовление завершилось лишь в 1578 году.

(К.Баркуччи)