Глава сорок восьмая. полная

Александр Колупаев
Завещание великого шамана.    

 Глава сорок восьмая.

  Утро было чудесным! Наступал сезон легких ветров и с ним пришли ясные и солнечные дни. И они не радовали земледельцев - муссоны несли тучи южнее и поля страдали от недостатка воды. Хотя засуха и не грозила посевам, но урожай в это солнечное время, стоил земледельцам больших трудов.
    Завтракали на террасе.
Не успели сесть за стол, как из подъехавшей кареты вышел епископ Жедал и с ним два монаха. Жедал светился, словно новенькая монета в сто санти.  Еще бы! Сам великий Фаран послал за ним гонца задолго до рассвета. Приказ его преосвященства был краток: уговорить, великого Ксанда почтить своим присутствием заседание синода Ордена и после него, конечно если это будет угодно его величеству, посетить библиотеку епископата.
  Но, было еще более приятное известие – на заседании,  лично ему, легату первой степени Жедалу,  будет вручена высокая награда. Радость! И вдвойне приятно то, что с этим орденом, полагаются немалые земли в придачу с поселениями и живущими на них поселянами.
 - Ваша светлость, великий король Ксанд – Жедал проворно опустился на одно колено, - я рад видеть вас в добром здравии!
- Встаньте, легат Жедал! В добром ли здравии пребывает монсеньор Фаран? Всё ли благополучно в королевстве?
- Милостью создателя, и благодаря неустанным заботам нашего короля, да святится его имя, - словно молитву Жедал забормотал слова приветственной речи, - все прекрасно на землях Унерландии! Правда, уличены и изловлены три зловредные ведьмы и сегодня их ожидает суровый, но праведный суд сената Ордена Святителей!
- Что же такого  натворили эти ведьмы, что ими занимается столь высокий суд?
- О-о! – Жедал покосился на Алексея и легким наклоном головы ответил на его приветствие, - они своими колдовскими чарами, угнали все тучи к южным границам королевства! И даже дальше – в империю Тибота! Наши поля страдают от недостатка воды и наши колодцы наполовину пусты!
- Интересно взглянуть на этих ведьм, - я кивнул Алексею и тот, подозвав слугу, приказал принести три стула. Жедал, сел, расправив полы сутаны, а два монаха так и остались стоять на коленях, а услышав приглашение, ещё ниже склонили головы.
- Ваша светлость может сделать это легко! Стоит только поехать в Большой Замок Ордена! Их преосвященство, монсеньор Фаран с нетерпением ожидает вас! Сегодня, второй раз в году,  будет открыт золотой чертог, в котором хранятся священные скрижали! Три самых опытных писаря, скопируют двенадцатую и сорок девятую главу…
- «И хрустальный купол небес твердо опирается на триста шестьдесят колонн, которые покоятся на громадном железном кольце и плывет то кольцо по мрачным водам Моря Мертвецов.  Горе тому, кто коснется хоть одной из колонн, или его стопа утвердится на гладкой поверхности основы мироздания – железном кольце….»
- Велик создатель! – епископ даже слегка поперхнулся куском жареной рыбы, которым с аппетитом заедал Тиботское вино – сеньор де Атоза прекрасно владеет текстами глав скрижалей! - Я порекомендую вас к участию в диспуте по основам священного писания!
- Благодарю за столь высокую честь! – Алексей за улыбкой спрятал легкую иронию.
- А какое отношение это имеет к делу трех ведьм?
- Как?! А разве не они своими дикими плясками затормозили вращение кольца? Разве не они нагнали высокие волны по Морю Мертвецов?
- Оставим эти словесные пререкания мудрецам, разглагольствующим на диспутах! – я встал, тот час торопливо вскочили  монахи, слуги испуганно вытянулись вдоль стен, - едем к Фарану!
- Ваше высочество! – на террасу торопливо вошла хозяйка усадьбы, - вы даже не попробовали десерт! И не притронулись к соку!
- Спасибо, благородная Фарита! – я удивился свежему виду синьоры, а ведь она не спала всю ночь. Ждала своего Волада. А пилот, нашей высотной рыбки, перепоручив еретика Наригу Анастасии и быстренько выполнив просьбу Алексея, взвинтил аппарат ввысь, и помчался на предельной скорости к землям королевства. Хорошо - датчики бортового компьютера, уловив недопустимый нагрев носового  обтекателя, снизили скорость, а то бы гореть нашему влюбленному пилоту огненным метеором, над синей гладью океана.
 - Не пеняйте мне в вину мою дерзость, - епископ Жедал, словно собачонка, забежал вперед и заискивающе заглядывал мне в глаза, - но, позвольте предложить вам мою карету! Их преосвященство, монсеньор Фаран, выделили со своей конюшни самых лучших лошадей!
   Лошади и вправду были великолепны – светло-серой масти, с темными пятнами, словно мозаика покрывающие их бока.  Выведение такой породы стоило немало лет лучшим монастырским конюшенным.
- Великолепные лошади!- не удержался я от похвалы, - за какое время мы доедем до замка?
-  Великий Ксанд! Наши дороги не такие ровные как в вашем прекрасном королевстве! Однако, за сорок минут мы будем у ворот Большого Замка!
 - Едем! – я отстранил протянутую руку кучера и поднялся по ступеням кареты. Легкий наклон корпуса показал мягкость рессор, это хорошо – не так будет трясти.
   Ехали и вправду быстро. И заслуга в этом была не только верхового скакавшего впереди.  Тот, ударами кнута, а порой и грубой бранью разгонял редких пешеходов и заставлял отворачивать неторопливые повозки, которые уныло влекли ленивые волы.
 - Почему в королевстве так процветает брань? – мой вопрос мгновенно оторвал Жедала  от окна.
-  Ваше высочество?!  - в его голосе была настороженность от полного непонимания мной столь простого вопроса, - а как ещё можно разговаривать с этими тупыми невеждами? Они только брань и понимают!- епископ довольный собой, снова откинулся на подушки сидения.
   Впрочем, можно было и не удивляться грубым словам и площадной брани – в королевстве это было нормой. Поговаривали, правда, тайком, что и их величества, сам король Унерланд, теперь уже шестой отпрыск династии, мог такое лихое словцо отпустить в адрес своей сиятельной супруге, что случись рядом бригадир портовой команды грузчиков, у бедняги сразу уши свернулись в трубочку от услышанного. 
  Жедал снова уставился в окно. Он все еще пребывал в состоянии легкой эйфории от щедрой награды председателя Ордена. Сейчас он по-другому взирал на проплывающие мимо поля, он уже чувствовал себя хозяином немалого поместья и не только замечал мелкие огрехи и недоделки в работе нерадивых смотрителей усадьб, а даже мысленно раздал немало ударов розгами, для назидания и правильного исполнения работы. 
   Поэтому он равнодушным взглядом скользнул  по уныло бредущему путнику, лохмотья которого едва скрывали его наготу. И все же цепкий взгляд епископа заметил небольшой глиняный кувшинчик, болтающийся у пояса бродяги. «Никак грамотей, наверное, из бывших…» - он не успел додумать свою мысль как вздрогнул от резкого и властного оклика:
 - Останови! 
   Лошади, закусив удила, остановились как вкопанные.
   Я, вышел из кареты. За мной, ничего не понявшие, выскочили епископ и Алексей.
 - Это же Шига! Сказитель Шига! – до бродяги меня отделяло метров десять, но стоило мне шагнуть в его сторону, как он упал на колени. А завидев маячивших за моей спиной епископа и Алексея в роскошном наряде дворянина и вовсе уткнулся лбом в землю, вытянув вперед ладони.
  - Встань, сказитель! – я взмахом руки, подозвал двух монахов, что примостились на запятках кареты. Два здоровяка, словно пушинку подняли оборванца и поставили предо мной.
 - Великий господин, - забормотал сказитель, заикаясь от страха, - прости мою дерзость, что не заметил твою карету и оскорбил твой взор скудностью своего платья! – старик пытался рукой смахнуть слезинки жалости к себе, что предательски катились по его щекам и застревали в реденькой бороденке.
- Ничего не бойся, сказитель Шига! Ведь не станешь отрицать, что это ты написал знаменитую сказку : «Страна счастья»? Отпустите его! – приказал я монахам.
 Те, разом разжали руки и сказитель, словно тряпичная кукла легко скользнул вниз.
  Монахи снова подхватили его под руки.
- Смилуйся надо мной, великий господин! Я больше не буду ходить вдоль дороги, чтобы не оскорблять взор сиятельных господ!
 - Сколько дней ты не ел? Эй, вы! Принесите подушку из кареты!
 Ничего не понимающий сказитель, ещё больше задрожал от страха и замотал головой, когда я приказал ему сесть на яркий атлас подушки.
- Сделай так, как говорит их величество! – вкрадчивый голос Жедала подействовал на сказителя, и он проворно пересел с земли на подушку.
 - Принесите вина, моему гостю! – резвости монахов можно было только удивляться.
- Пей, сказитель, пей и ничего больше не бойся! – Алексей протянул фужер с вином бродяге, - отныне и навсегда ты под защитой могучего и справедливого короля! – поклон в мою сторону.
  До сказителя, наконец – то дошло, с кем он разговаривает и, втянув голову в плечи он, уткнулся губами в край фужера. Руки бедняги тряслись от страха и голода, вино плескалось и текло кроваво – красными каплями  по подбородку и отвороту полу истлевшей рубахи.
- Найдите ему другое платье!
  Один из монахов, сбросив с себя сутану, потянул через голову рубашку.
- Переоденься вот в это! Может тебе помочь?
  Сказитель, на щеках которого проступил легкий румянец, замотал головой и, выскользнув из своих лохмотьев, одел рубашку.  Жедал отвернулся, ему стало не по себе.  Худюще тело бродяги – сказителя было покрыто рубцами от ударов кнутом. Жалости легат Ордена не знал, но заметив потемневший от гнева взгляд Алексея, поспешил ретироваться к карете.
 - Куда держишь путь? – как можно мягче поинтересовался я.
- Разве может быть у бродяги – оборванца, путь? Мой путь – в никуда, мой путь из ниоткуда… - на впалых щеках сказителя заиграл слабый румянец, выпитое вино дало о себе знать.
 - Мой путь – дорога брошена под ноги, мой путь – в небесный свод, - эхом отозвался Алексей, продолжив строчки знаменитого стихотворения.
- Великий господин знает строки моего жалкого стиха?! – сказитель в великом изумлении так крепко прижал к себе фужер, что тоненькая ножка сломалась с легким звоном.
  Я, протянув руку забрал, сломанный фужер и ободряюще кивнул посеревшему от страха Шиге:
- Мы скажем, что это сломал я! – и звонко рассмеявшись,  швырнул обломки себе под ноги.
- Скажи, мне магистр Шига, где можно прочитать твой труд – «Страна счастья?»
  У сказителя от изумления округлились глаза – назвать всеми презираемого и гонимого бродягу, магистром, этим высшим званием в ученой братии, было просто немыслимо! Тем более если эти слова произнес дворянин, то и всем остальным следовало так же называть его! А тут – сам король! Пусть и не ведомой страны – но король! Немыслимо!
- Прости, великий! Но я давно не держал в руках свитков сочинения, пусть и согретых теплом моих ладоней….
- Великий Ксанд! – епископ Жедал, легонько дотронулся до моего локтя, - библиотека Ордена хранит все опусы, этого, - монах слегка замялся, - сказителя! Вы прочтете подлинник его мерзкой и еретической стряпни! Нам следует поспешить, вы сами пожелали увидеть, праведный суд над ведьмами!
 - Да, вы правы, легат Жедал! – я все ещё называл монаха титулом посла ордена, - поспешим, о то они казнят ни в чем не повинных женщин! Магистр Шига, - оборванец вздрогнул, словно от удара кнутом, - ты поедешь с нами. В ближайшей таверне, тебе обеспечат приют, дадут пищу, и там ты дождешься нашего возвращения!   
  До чего же проворны и  исполнительны слуги Ордена! Быстро и ловко подхватив ничего не понимающего сказителя, пристроились с ним на запятках кареты.
   Дорога, по которой мы ехали,  огибала столицу королевства с востока, и дыхание близкого океана не так чувствовалось – буковые рощи, обрамляющие монастырские поля, совсем не пропускали терпкий запах выброшенных на берег водорослей.
   Карета, остановилась возле таверны. Как и все таверны в королевстве, у этой были узкие двери, которые в любой момент могли захлопнуться тяжелыми дубовыми дверями. Но сейчас из них выскочил, точнее, было бы сказать – выкатился, сам хозяин. Низенький, лысоватый толстячок, излучал само обаяние и приветливость. Однако, разглядев, что в карете прибыли не простые гости, проворно плюхнулся на колени:
- Милости прошу, благородные сеньоры! К вашим услугам самая лучшая кухня и неплохой выбор вин!
 - Подойди! – резко остановил его епископ. Толстячок проворно подкатился поближе и снова встал на колени.
- Ты хозяин таверны? – я, соскочив с подножки посторонился, пропуская Алексея.
 Хозяин, узрев дворянина, да ещё обличенного высшим знаком королевства – алмазной эполетой, втянул голову в плечи.
 - Ваша милость, благородные синьоры! К вашим услугам! К вашим услугам!
- Да чего ты заладил как попугай одно и то же! – Алексей повернулся боком к «колобку» и ножны его шпаги слегка задели его.
 - Встань и слушай!
   Резвости трактирщика мог бы позавидовать любой спортсмен!
- Внимание и повиновение! Я жду приказаний от столь сиятельных господ!
- Видишь вон того человека? – дворянин де Атоза небрежно ткнул пальцем в сказителя.
- Да ваша светлость! Вижу!
- Накормить, приютить и оберегать, словно это сам главный министр короля Унерланда! Как там дальше?!
  Пока хозяин таверны бодрым голосом бормотал славословия в честь королевской особы, я протянув руку помог сойти с задника кареты ошалевшему и ничего не понимающему сказителю.
- Это тебе задаток! – монета в сто сентамов перекочевала  в руку трактирщика, - если наш гость останется доволен твоим приютом, получишь столь же!
 - Синьор может не сомневаться, я сам и со всем стараниям, буду прислуживать – поклон в сторону сказителя Шиги, - вашему почтенному гостю!
- Да, трактирщик, приодень его, во что ни будь подходящее! Брадобрея, ванну! Мне тебя учить что ли?!
- Синьор! Ни слова больше! К вашему приезду вы не узнаете вашего гостя! Это я вам говорю – трактирщик Гейтер!
- Хорошо, что не Гитлер! – проворчал дворянин де Атоза.
- Алексей! Тебе бы ещё в театре играть! – я, устроившись на сидении кареты, рассмеялся смене настроения своего министра.
- Да они тут все только такой язык и  понимают! Я, позавчера,  в порту, вежливо так и обходительно попросил быстрее разгрузить корабль с дарами королю, так бригадиры грузчиков, разинув рты, четверть часа взирали на меня как на циркового клоуна! А вот когда перешел на понятный им разговор, - Алексей  даже прищелкнул от удовольствия языкам, - так сразу забегали!
- Благородные синьоры! Перед вами – Большой замок Ордена Святителей!  - Жедал сделал широкий жест, как бы приглашая полюбоваться открывшимся видом.