Недетские игры в сказке для взрослых

Алла Чурлина
ЗАЛЬЦБУРГ: ФЕСТИВАЛЬ 2018

О новой постановке оперы В.А.Моцарта
«Волшебная флейта», KV 620, в Зальцбурге 2018

Главный Летний фестиваль им. В.А.Моцарта каждый сезон представляет одну из 22 опер композитора в «новом свете». Иногда — это премьера и одна-две старые постановки; в юбилейный 2006 были предъявлены все его оперы. А так как у зальцбургского фестиваля есть «тема года» (некий лейтмотив/ девиз/ угол зрения), то под неё содержанием подбирается и оперное, и симфоническое, и концертное сольное, и драматическое наполнение, а также циклы театроведческих докладов или даже симпозиумов. Такой механизм 5-6 недельного события мира искусств продумывается, закладывается и планируется за 3-4 года. Потому и сменяющие друг друга интенданты фестиваля одновременно свободны в выборе репертуара и мастеров, но и невольники уже ведущихся до них проектов. А чтобы не ошибиться в выборе и его стилистических аспектах, сложилась традиция произведений-архетипов.

Если просмотреть список оперных или драматических произведений в рамках 98-летней истории фестиваля, то архетипический подход очевиден. Выделяется набор шаблонных схем-страданий или геройств: 1. несчастная любовь, которой препятствуют сословные, религиозные и прочие предрассудки или политическая ситуация; 2. невзаимная любовь; 3. коварство и корыстность целей в любовной интриге; 4. любовь, принесённая в жертву ради «патриотизма»; 5. любовь-калека; 6. любовь-ненависть. Да всё оперное искусство архетипично, скажете вы, и будете правы. Потому что любовь не только другое название слияния «музыки и театра», любовь — это высшее напряжение всей эмоциональной жизни человека, выводящее его на иной уровень самореализации. Любовь делает человека бессмертным, она раздвигает рамки времени и пространства и приближает его к божеству. Эта мощь проживания на сцене пусть не своего, но чужого озарения или утраты и есть неисцелимость оперой, её наркотик. Узнаваемость «сегодня» в повторении «всегда».

Дальше задача режиссуры: как это повторение подать сегодняшней аудитории. Чтобы нескучно, чтобы читался подтекст, чтобы актуально и чтобы угадать тот градус зрителей-болельщиков, с которым они найдут общий язык с классикой. А что может быть ещё более архетипично, если не сказочный мотив. И хотя мы знаем, сколько всего на самом деле запрятано в сюжет экзотической оперы-сказки Моцарта, она продолжает оставаться на поверхности именно сказкой со всем присущим ей набором частей: погони-бегства, столкновений, конфликтов, испытаний и кульминации. Восемнадцать раз в истории зальцбургского Летнего фестиваля ставилась последняя опера В.А.Моцарта «Волшебная флейта» (1928, 1931, 1937, 1941, 1943, 1949, 1955, 1959, 1963, 1967, 1974, 1978, 1980, 1991, 1997, 2005, 2008, 2012, 2018). Нынешняя постановка 19-ая. На моём опыте (включая одну венскую премьеру) — это седьмой вариант женского унижения, важнейшего посыла спектакля. Что же предъявлено на этот раз?

Некий симбиоз из провинциального балагана, Pee-Wee цирка, голивудской добротности и бульварной пошлости. Чувства неподдельные убиты театральщиной, последняя сдобрена психоанализом. Вполне современно для … И встаёт главный вопрос: для кого? Чья ментальность заложена в эту яркую фальшивку? Сделать из возвышенной смыслом и тонкой по реализации подтекстов оперы дешёвое ток-шоу. Рассредоточить внимание на детали, чтобы отвлечь от содержания. Сделать удобоваримой для проглатывания без напряжения мысли. Обесточить эмоциональный аппетит зрителя, переведя стрелки на развлекательность и драйв. Кому адресован этот бескрылый Моцарт? О какой силе (волшебной флейте) внутри нас идёт речь? Что за примитивный дуализм «добро-зло» скармливается массам?

Вся история расслаивается на три плана: 1) детского сознания, явный мир в их доме 2) сказочного сюжета 3) тайного взрослого сознания с историческим фоном. Введён новый персонаж «разговорной роли» - повествователь-чтец сказки и по совместительству дедушка мальчиков. Тем самым ещё чётче, чем это задумано в опере, обозначены «тройки» среди действующих лиц: три мальчика, трое посвящённых, трое испытуемых, три «помощника», три дамы.

В гигантском разрезе «кукольного дома» зашифрована Священная роща с тремя храмами (храмом Мудрости=благомыслие, храмом Природы=благодеяние и храмом Разума=благословия). Храм Осириса и Исиды (=бога возрождения и богини плодородия), подлинная гармония, нарушенная Сетом (богом ярости, разрушения, хаоса, войны и смерти). И только её, Исиды (=Царицы ночи), усилиями возрождён убитый Сетом супруг Осирис (он становится царём загробного мира и судьёй усопших душ), а она — великая мать — рождает от него сына Гора и, став «госпожой богов, той, кто знает Ра (=ЗаРАстро, следующего вместо него) в его собственном имени», передаёт сыну свои тайные силы и помогает стать наследником отца, владыкой Египта (=мира). О том, насколько здесь прозрачно выступает символ Троицы, сам по себе являющийся архетипичным образом продолжения жизни на земле, можно и не проговаривать.

В храме Мудрости проходит испытание молчанием (воздухом=славой); испытание разлукой в храме Природы (землёй=смертью); испытание враждой и примирением (огнём и водой=объявлением войны и заключением мира) завершают сюжет. Но не всё так безоблачно, как было у Моцарта, и музыка его тому свидетельство. И вновь подкладывается современной трактовкой (режиссёрским замыслом ?) доминирование жёсткой мужской логики над женским светом души. Правда, в этот раз — чтобы не настолько «в лоб» — под шутовство цирковых петард и фейерверков, так щелчок затвора у виска Царицы ночи и не особенно слышен, и совсем не осознаваем. Да и что там какая-то злыдня-баба, когда мы готовы вершить правое дело на фронтах Первой Мировой! И бегут кадры документального задника, дым и мельтешение которого нас вновь обращают к горькой истине: пропляшите свою жизнь ярко (жизнь-цирк), ничего от вас не зависит, всё равно гореть вам в чужих замыслах очередной Мировой схватки.

«О, бесконечная ночь! Когда же ты исчезнешь?»
О, помрачение сознания! Когда же пробуждение твоё наступит?

Улавливаете? Боги вносят исправление в нарушенную гармонию бытия: на смену ночи с её непредсказуемостью (мстительное зло!!!) приходит свет доброго волшебника Зарастро. Женское «саманезнаючегохочу» сменяет мужское «такправильнокакясказал». А вот и статистика «так правильно»: Первая Мировая — 21.507 тысяч (без учёта раненых); Вторая Мировая — 71.171 тысяча (без учёта раненых). Вероятно, есть и статистика всех «локальных» войн мирового уровня современности.

Итак, победа: света над тьмой, правды над ложью, гуманности над нетерпимостью, разума над мракобесием. Мужчины над женщиной. Вот она, главная идея сюжета: кому можно, а кому нельзя доверить воспитание последующего поколения. В чьих руках должна быть молодежь. И если при свете дня что-то пойдёт не так, то вина ложится исключительно на женщин. До разрухи (кризисов, дефолтов, нищеты) доводят человечество женщины. До войн (агрессии, самоуничтожения, варварства) доводят человечество женщины. До безумия (тирании, диктаторства, произвола) доводят человечество женщины. А посему, дуло к виску Царицы ночи и да здравствует свет Зарастро. Да здравствуют игрушки-солдатики-пушки-танки, убить — кнопку нажать, что виртуально, что явно... Да здравствует обречённость наших детей и ирландские пляски в дни памяти жертв Беслана.

А если пробуждение наступает не от ясности мысли, а от света души, который веками женщины вливают в мужчин, делая их мудрыми. От энергии любви, которую так жаждут и так боятся мужчины. И принимают ошибочные законы, и ведут к гибели планету, и не щадят себя самих. Этот храм хочет разрушить Царица ночи — мужчины оказались его не достойны.


03.09.2018

(фото: Salzburger Festspiele, APA/BARBARA GINDL)