Два виноградаря

Юлия Набережнева
   Жили-были недалеко друг от друга два виноградаря.

Была у каждого из них земля под виноградники, недалеко от их наделов земли протекала речка.И рос на их землях виноград...

  Вот пришла пора сбора урожая. У первого виноградаря уродился такой чудесный урожай! Виноград так и сиял, был крупный да сочный, разных сортов и на любой вкус! И приехал он со своим виноградом, да с молодым вином, да со своим уже зрелым вином с прошлых урожаев на базар.
И зазывает народ:
- Подходите, люди добрые! Покупайте мой прекрасный вкусный виноград, да вино молодое, а хотите - вино зрелое, да разных сортов и крепости! На любой вкус найдётся у меня товару! Вот какой урожай мне Бог дал! Пробуйте, наслаждайтесь дарами природы-Матери и дарами Божьими!
   Так зазывал он народ, и люди с удовольствием пробовали и покупали его вино и виноград!

  Тут не выдержал второй виноградарь, его сосед, который тоже на базар приехал:
 - Как смеешь ты продавать свои вино и виноград! Ведь ты сам говоришь, что это тебе Бог дал и Природа-Мать! Мне вот они не дали почти ничего, скудный  у меня вышел урожай, и потому купить я не могу ничего, только на хлеб мне и хватит! Нечем кормить даже мою семью! Постыдился бы ты продавать то, что Богом-то дано! Ведь это значит, что общее это, и не имеешь ты никакого такого права брать за это деньги! Давай-ка ты поделись со мной своим урожаем, виноградом, да винами! Так будет честно!

- Эх, дорогой ты мой сосед! - отвечал ему первый виноградарь. - Да я с удовольствием делюсь, сколько могу, с бедными людьми, детишками, да немощными стариками! Но ведь Бог и природа-Мать и тебе тоже самое дала! Посмотри-ка внимательно: и участки земли у нас с тобой одинаковые, твой даже побольше моего  будет. И речка от них на одинаковом расстоянии, и Солнце и ветры, и погоды нам даны одинаково! Вот только мало этого для хорошего урожая винограда.... Да, Бог даёт нам урожай и все условия. А что сделал ты сам и семья твоя, чтобы виноград ваш уродился?

- Обрабатывал его целыми днями, как я и моя семья, сыновья мои и дочери? - продолжал он, показывая на свои натруженные руки.- Ухаживал ли за землёй-Матерью, поливал ли, подвязывал? Готовил ли ты бочки под вино с любовью и трепетом? Изучал ли книги старинные, спрашивал ли совета у старших и мудрейших людей? Охранял ли виноградник свой от птиц и насекомых, от набегов лентяев и разбойников?

   Наклонил тут второй виноградарь голову повинную, плечи согнул да спину сгорбил.... Правду ведь ему сказал его сосед! Ленился он и семья его, больше спали да отдыхали, да вино своё пробовали.... Все припасы свои съели-выпили, лето уж с осенью встретилось, а у них ещё с весны как был в хозяйстве беспорядок, так и остался!

- Что ж сосед, прав ты, что греха таить! - повинился второй виноградарь.... НО ведь Бог тебе вон какой урожай дал! Делится тебе положено, ведь Бог тебе много дал!

- Да, соседушка..... Видно понял ты, да не понял.... Не хочу я лень твою кормить, да вину тобой на меня навешенную, своей признавать! Я годами, десятилетиями трудился, чтобы такого расцвета в своём хозяйстве достичь! И готов делиться с теми, кто по здоровью али по годам немощен, но не с теми, кто сам трудиться не хочет, и других ещё в своей бедности корит! Дам я тебе бутылку вина, да ведро винограда для семьи твоей, но кормить семью свою ты сам обязан, да детей своих приучать трудиться и свой виноградник возделывать!

   Так и остался каждый из виноградарей при своём мнении и при своих трудах и плодах своего труда.

   А народ с охотой у первого виноградаря всё покупал, да товар хвалил, да ещё за товаром приходил! А у второго почему-то его сушёный да кислый виноград и вино противное никто и пробовать не захотел....

   Хотя Бог и природа-Мать обоих виноградарей одинаково одарили.

22: 24 мск 04.09.2018