Дорога смерти

Евгений Ермолин
     Едва ли не ежедневно слышу в новостях: на трассе Омск-Тюмень произошла автомобильная катастрофа. Столкнулись два автомобиля, двое погибших, трое раненых. Виноват водитель Тойоты, выехавшей на полосу встречного движения.
    
     Эту трассу у нас называют «дорогой смерти».
    
     Но меня каждый раз смущает, как неточно подаётся эта информация. Дело в том, что трасса – двухполосная: одна полоса – туда, другая полоса – обратно. И без выезда на встречную полосу тут не обойдёшься в ситуации обгона. Правила автомобильного движения этого не запрещают и не могут запретить, поскольку часто по трассе движутся тихоходы (трактора, грузовики, везущие бьющийся товар: яйца, посуду, и прочее). Без обгона никак, иначе никогда не приедешь в назначенный пункт. Значит, проблема в неаккуратности водителей, их возможной усталости на длинной трассе, слабом обучении вождению и что-то ещё, глубоко не изученное.  И, самое главное, – узкая дорога, вынуждающая водителей выезжать на встречку. Добавлю, что подавляющее большинство дорог в России именно такие. В этом, очевидно, и заложена высокая вероятность смертности на дорогах. Если бы устроить все автотрассы России хотя бы четырёхполосными, то необходимость выезда на встречную полосу отпадёт. А если ещё и разделительное ограждение устроить, то и возможность встречных столкновений отпадёт.
    
     Нам постоянно объясняют и ранее объясняли, что наша очень большая территория – это одно сплошное преимущество: и войны с Наполеоном и Гитлером мы выиграли за счёт длительного отступления в глубь страны, изматывая противника и выигрывая время для укрепления армии и военной промышленности; и полезные ископаемые на такой территории почти всегда можно найти любые; и посевные площади для сельского хозяйства велики, и прочее, и прочее.
    
     Но! Большая площадь территории страны имеет и свои недостатки. Как мы указали выше, – это невозможность обустроить всю Россию двух- и более полосными дорогами. Потребуется весь бюджет государства и ещё взять взаймы придётся. Есть и другие проблемы большой территории: плохая управляемость государством и его функциями, долгие сроки доставки грузов, особенно скоропортящихся товаров, трудности перемещения людей по территории, невозможность охватить всю страну, например, футболом. Хоть кто-то из Москвы и европейской части страны заметил, что чемпионат мира по футболу в Сибирь и на Дальний Восток не пришёл, да и в чемпионате России в Премьер-лиге нет команд, кроме слабого, неизвестно как затесавшегося туда, красноярского Енисея. И что бы вы думали, молодой народ наших регионов, лишённый достойных зарплат, спорта, культуры, образования высшего уровня массово поехал в европейскую часть России, и, особенно, в Москву и Санкт-Петербург. Так, из Омска за 2017 год уехало около 50 тысяч человек. Это плохо для всей России, несколько столетий занимавшейся заселением Сибири и Дальнего Востока. Но это уже другая история, хотя и связанная с недостатками большой территории.
   
     Вы спросите: каковы же твои предложения? – Отвечу так. Надо людям говорить правду, что узкие дороги мы строим потому, что никогда не найдём денег для создания многополосной дорожной сети вследствие очень большой территории страны. И что основная смертность исходит не от пьяных водителей или крутых нарушителей дорожного движения, а от узких двухполосных дорог, предполагающих выезд при обгоне на встречную полосу движения. Даже если два автомобиля едут навстречу друг другу со скоростью 60 км/час, то скорость удара сложится и составит 60+60=120 км/час. При скорости 90 км/час, скорость столкновения составит 90+90=180км/час, что оставляет мало шансов людям, сидящим в автомобилях, на выживание.

     Небольшие элементы, снижающие опасности на дорогах, сейчас введены, например, ремни безопасности, горящие ближним светом фары. Но я бы начал с обучения. Наши люди любят быструю езду с нарушением скоростного режима (а чего тащиться-то 90км/час, если нет поблизости ДПС). Прятки в кустах с измерителем скорости движения мало что дают, водители предупреждают друг друга миганием фар. А уж если попался, то в стрессовом состоянии гонишь совсем без головы. Так вот, ездить у нас хотят многие, но на курсах вождения учат кое-как, представитель ГАИ в доле и не очень-то и придирается на экзамене по вождению. Получается, что тебя по дешёвке обучают нажимать педали, крутить руль, немножко знать правила движения, и на этом всё. Думаю, что в нашей стране нужно ввести систему обучения, близкую к уровню гонщиков, со всеми приёмами выживания автомобиля, чтобы водитель мог мгновенно принять правильное решение в аварийной ситуации и реализовать его с помощью высочайшей техники управления автомобилем. Кто этого не смог достичь, не будут допущены к вождению. Принимаю возражения: в нашей стране всё можно купить, и никакого высокотехничного вождения добиться будет невозможно. Но вода камень точит, ситуация меняется, не всё потеряно. Желание быстро ездить не отменило желание жить.

     А по поводу узких дорог добавлю, что мы видим много молодых людей, желающих заниматься техникой на высоком уровне. Они, я уверен, смогут многое придумать как в части безопасности узких дорог, так и в части безопасности любого автомобиля. Старые советские институты: МАДИ, СИБАДИ, ДОРНИИ эти задачи выполнить не могут, т.к. там велик груз старых советских программ обучения и устаревших стандартов строительства дорог.