Веники

Людмила Васильева Владиленовна
                "Где любовь и совет, там и горя нет."
                /Русская пословица/

       Дедушка рано нашёл себе невесту. Засматривался на неё. Красавица Поля была
 скромна, с румяными щёчками, с необыкновенными глазами. Он об этом сказал своим
 родителям.
       И вот в один из летних дней дедушка, тогда семнадцатилетний юноша, работал
 в поле, когда окликнул его отец: с в а т а т ь с я   п о й д ё м.

 " Я бежал вдоль колосьев в полотняной рубахе и сердце моё колотилось, а на груди
 подпрыгивал крестик... В доме невесты сидели родители, сваты... Меня спросили:

     - Ты хочешь взять в жёны нашу дочь?

     - Да, - выпалил я. Потом спросили Полю:

     - Ты согласна выйти замуж за Тимофея? Она посмотрела на родителей, колупая
 за спиной печку и сказала, ещё сильнее зарумянившись:

     - Как мама да папа, так и я."  Этот дедушкин рассказ я слушала с трепетом, а
 потом спросила:

     - А откуда ты ,деда, знал, что она колупала печку?

     - Так извёстка сыпалась на пол...волновалась значит. Стали готовиться к свадьбе.
 Теперь нас называли жених и невеста, - ответил деда.

       Вышитый красными нитками свадебный рушник - теперь у меня - это память о моих
 родных и любимых. Лён сама выделывала бабушкина мама. И вышивала она. Прижмёшь его
 к груди и душа вспоминает, как будто сама там была. Силы прибавляются. Так тепло.

       Семья получилась крепкая. Дедушка так сильно любил свою Поленьку, что это 
 тепло чувствовалось на расстоянии.
       Пережили войну, вырастили детей, появились первые внуки. С жильём было худо.
 Старший сын с первенцем и женой жили в дедушкином доме. Была середина пятидесятых
 годов. В ту пору дети получили небольшие земельные участки по четыре сотки на
 окраине города. И деда решил помочь детям, стал заниматься вениками.

       К нам во двор завозили вениче, попросту - просо. Его нужно было обработать,
 сплести веники и отвезти в заготовительный пункт. Невестки и дочки рушили вениче
 на вёдрах. Вставляли под ручку ведра и выдёргивали. Просо сыпалось в ведро и
 рассыпалось кругом... пыль стояла. Но зато получались вычесанные от зёрен метёлки.
 Из них потом плели веники, прошивали шпагатом.

       У нас работал дедушкин приятель - деда Победа. Он был в длинном каком-то
 плотном фартуке до пят и отматывал проволоку нужной длины, загибал с одной стороны
 кусачиками. На такие две проволоки клались готовые веники и деда Победа продевал
 конец проволоки в петлю, потом затягивал хорошенько - получался тюк. Когда собиралось
 несколько тюков, их увозили на подводе (телеге).

       Проса становилось так много, что мне хотелось с этой горы скатиться, но мне не
 разрешали. Бабушка постоянно подгребала кучу, чтобы просо не разносилось по двору.
 Я всё-таки пробралась и один раз съехала... пылищи было полно, но это не главное.
 Интересно было то, что я скатилась в соседский двор прямо к собачьей будке. Тут -то
 и случилась беда. Собака не растерялась и цапнула меня за палец.

       Мама сразу повезла меня в поликлинику и там на всякий случай - от бешенства,
 мне стали делать  уколы. Когда ехали в трамвае домой и я, почти четырёхлетняя,
 сидя у мамы на коленях, думала: зачем я не послушала бабушку...

 Дедушка подшучивал надо мной.

     - Ну что, накаталась? Давай теперь будем считать: я - веники, а ты - уколы.

     - Дедушка, не шути, мне и так больно.

     - Ладно, до свадьбы заживёт, - сказал деда.

 Во дворе "кипела" работа и, видя очередной новый тюк, я приветствовала:

     - Деда Победа, привет от Москвича! - почему так говорила и сама не знаю, но деда
 Победа всегда хохотал от этого приветствия и радовался.

       Бабушка стояла на кухне целыми днями, чтобы всех накормить, а едоков было много.
 Огромную кастрюлю с галушками или борщом уплетали в момент. Было очень вкусно.
 Бабушка пекла много пирожков, варила вареники и компоты. Стоял домашний квас, рядом
 кружка. В жаркую погоду квас этот спасал всех - незабываемый вкус.
       А под вечер, когда кончался рабочий день, на столе появлялись арбузы, дыни и...
 бабушкины песни. Так протяжно и тепло пела она, что хотелось слушать и слушать.
 Вечер завершался песней "Веники":   
     - Веники, веники да... по печи валялися...
 
 Но период веников заканчивался и двор наш стал преображаться на глазах. Больше не было
 пыли, кругом чистота. Дедушка поставил новый забор с улицы и небольшой во дворе с
 фигурными тумбами у двух небольших калиток, которые вели прямо в огород и в виноградник.             
 Мне уже было пять лет и я с удовольствием ожидала, когда деда, наконец, откроет банку
 с краской, ведь столько нужно покрасить... Дедушка знал об этом, и приготовил мне            
 небольшую кисть.

     - Ну, что, готова?

     - Дааа...

     - Держи кисточку и сходи к бабушке, она наденет тебе рабочий фартук, - сказал деда.

 Это было незабываемое время: краска ложилась ровно, растекалась, блестела и вот уже
 калитки с тумбами ярко выделялись от некрашеного штакетника. Одной банки оказалось мало
 и дедушка принёс ещё две банки краски. Мы красили не один день. Большой забор с улицы в
 основном красил деда, там ведь и большие ворота, и высокая калитка. Со временем получилось
 так, что ни красивыми воротами со статной калиткой почти не пришлось пользоваться:
 любимые дедушкины виноградники заняли всё свободное место в огороде. Пришлось врезать
 в заборе, прямо у входа в дом, небольшую калитку. Она была ходовая, а прежняя красавица с
 воротами остались декором.

      Саманный дом обложили кирпичом и он стал солидным господином с  крыльцом, украшенным
 железными зубчиками. Пристроили новую летнюю кухню, и там впервые установили газовую плиту.
 А газ нам подвозили в больших баллонах. Они стояли с задней стороны кухни в двухстворчатом
 шкафу, на котором я позже  написала краской "огнеопасно".
 Старую летнюю кухню перестроили в небольшой домик для нас с братиком, мамой и папой, а
 дедушка с бабушкой жили в основном доме.

 Когда я выходила замуж, а свадьба была у нас во дворе, деда встречал нас с цветами и
 высказал главное пожелание: Уступайте друг другу.

 Бабушки в ту пору уже не было, но её голос до сих пор звучит во мне: 
               
 Веники, веники, да по печи валялися...


 04.09. 18.