По следам Наны. От автора

Игнат Костян
По следам Наны
Tracking Nana

Перевод и литературная адаптация Игната Костяна


Рейд Наны в большинстве литературных  произведениях зарубежных исследователей рассматривается в контексте апачских воин весьма кратко и сжато. Автор книги исследователь энтузиаст, считает, что старик Нана, благодаря своей экстраординарности как историческая личность заслуживает большего внимания. В настоящей книге переведенной и адаптированной мной под русскоязычного читателя сделана попытка собрать имеющиеся факты и устранить различные несоответствия и противоречия в историях о Нане и его рейде описанных разными исследователями в разное время. Роберт Хаган прошел по следам Наны лично, осмотрел каждую расщелину в скалах,  для того, чтобы лично убедиться в правдивости тех историй, которые освещали этот знаменитый рейд.
                писатель И. Костян

От автора

Летом 1881 года, старик вознамерился отомстить за смерть своих людей и восстановить равновесие в своем мире. Это его история.
Р.Хаган.

Я не историк.  Давным-давно я был газетным репортером и  по привычке интересовался историей. Профессор,  у которого я учился, говорил, что у всех есть своя история, поэтому профессию репортера я использовал для того, чтобы помочь тем, кто интересуется историей в ней разобраться. За эти годы я потратил много времени на изучение Нью-Мексико, особенно округа  Хила на юго-западе штата. Именно там, в горах, я впервые услышал историю человека, которого большинство людей называют Нана, потому что так все писали его имя. Но по произношению его имя звучало ближе к  «Нанэй» с тяжелым акцентом на последнем слоге. Обратите внимание, что мое собственное произношение блуждает, когда я произношу его имя, и я не верю, что кто-то действительно знает наверняка, как  правильно это имя произноситься. Его имя лишь одна из маленьких загадок о нем.
Многие авторитетные историки, изучавшие апачей, описывали внешность Наны как человека плотного телосложения и невысокого роста, наверное, руководствуясь известной  фотографией  на которой он сидит, наклоняясь вперед и вглядываясь в камеру (имеется виду фото на переговорах с генералом Круком по поводу сдачи в плен Джеронимо – И.К.). На фото изображен коренастый с большой квадратной головой человек в центре, в окружении Джеронимо и  Чиуауа, справа от Локо и Ульзаны слева.  Джеронимо позже сказал, что если бы он слушал старика, то никогда бы не  сдался. На самом деле Нана был высокий и худой.
Так же есть версия, что его имя Нана есть производное сокращенное  «Nantan»,  – апачское слово которым обозначался лидер – вождь.  Хотя точно известно, что Нана никогда не был вождем как Кочиз или Викторио. Нана был военным лидером, который всю свою жизнь провел в борьбе против мексиканцев, а затем и американцев.
В военном деле у Наны был профиль – рейдорство. Он лучше всех мог воровать оружие и боеприпасы, которых апачам всегда не хватало. Он, также был известен как заклинатель гремучих змей, которым до сих пор кишит страна апачей.
В возрасте Нана стал тем, кого мы можем назвать «компадром» или «консильером»,  т.е. уважаемым человеком, чей многолетний опыт помог ему стать  доверенным лицом и советником вождя. К 1880 году ему было около семидесяти лет, и он прихрамывал из-за старой травмы.
Я был участником многих конференций и разговаривал с белыми учеными, которые, по-моему, по-прежнему склонны недооценивать влияние Наны в племени.
Наны принадлежал к племени Чихине известному также как Ойо-Калиенте или Теплые Источники. Это племя одно из четырех апачских племен, которых называли Чирикауа.
               
Чихине бродили по большей части юго-западной части Нью-Мексико, Юго-Восточной Аризоне и Северной Мексике, но сердце их страны находилось в верховьях реки Хилла в горах Могольон и Сан-Матео.
Вождем чихине являлся племянник Наны – Викторио, у которого Нана был правой рукой. Я уверен, что мало кто знает достаточно о Викторио настолько, что мне не нужно освещать детали.
Единственное, чего хотел Викторио так это того, чтобы его люди  могли продолжать жить в родных горах, которые всегда были их исконной территорией, но он знал, что белые люди не допустят этого.  В конце концов, белые вынудили Викторио перейти границу и скрываться в Мексике, где он был убит в 1880 году. Почти все его люди были убиты вместе с ним. Выжившие женщины и дети отправились в Сьюдад в мексиканской провинции Чиуауа, а Нана и горстка воинов апачи, избежав ловушки, ушли в безопасное место, откуда готовились отомстить за смерть Викторио.
Следующим летом, в июле 1881 года, Нана с тринадцатью или четырнадцатью воинами достаточно юного возраста пересек Рио-Гранде к югу от старого форта Уитман.  (Красная линия на карте указывает его маршрут через Нью-Мексико в течение следующих пяти с половиной недель). Установлено, что военный отряд Наны покрыл расстояние 1000 миль или больше по пересеченной горной местности, убив, ранив и пленив около 100 человек.
Для сравнения, мексиканский повстанец Панчо Вилья гораздо лучше  вооруженный за время всего восстания отправил в могилу всего лишь с десяток американцев. Годы спустя, старые Апачи, которые знали историю,  рейда Наны приписывали ему гораздо больше убийств, чем тому же Джеронимо.
Рейд Наны упоминается в большинстве стандартных историй описывающих войны апачей, и по объему  написанного не превышает несколько абзацев. Во всех этих историях я заменил некоторые несоответствия и противоречия, и около пяти лет назад мне пришло в голову исследовать этот рейд.  В ходе моих изысканий и столкнулся с такими персонажами как Фрэнк Беннетт – белый скаут, который считал, что преследовал Нану 1247 миль, прежде чем старик вымотал его. Беннетт был хорошим человеком, который плохо закончил. Он застрелился в одном из  гостиничных номеров в Гонолулу, так как был замешан в сексуальном скандале.
Также я узнал о Чиуауа – первом сержанте разведчиков апачи, которые участвовали в преследование отряда Наны наряду с американскими военными. Чиуауа был вождем, отличался честностью и храбростью, но также и большой беспокойностью с частой сменой настроения. Он метался из одной крайности в другую, то с белыми против соплеменников, то с соплеменниками против белых. По крайней мере, так было около трех раз  в течение следующих нескольких лет.
Молодой вождь Кайтенай – сегундо Наны. Его старик  видел в качестве приемника Викторио. Но Кайтенай весьма изменился после того как побывал в тюрьме Аклькатрас и убеждать его после этого возглавить сопротивление апачей было делом бесполезным.
А потом появился полковник Эдвард Хэтч, невезучий командир 9-го кавполка, кто приказал солдатам численностью 750 человек гоняться в поле за Наной и, которые в итоге не смогли поймать его. Пресечение кровавой деятельности рейдеров Наны сулило Хэтчу генеральские погоны.
Также за Наной гонялись и Солдаты Баффало – чернокожие военнослужащие, причисленные к 9-ой кавалерии. Они и их полковник никогда не были популярны в Нью-Мексико. Однажды жители Сильвер-Сити повесили чучело Хэтча на митинге и сожгли его на костре, за то, что полковник не смог обеспечить их безопасность и защитить от апачей Наны. Но они были хорошими солдатами. Восемь из них были убиты апачами Наны, десять ранены и четыре, плюс один из них белый офицер, позже были награждены Медалью Почета за проявленную отвагу.
Были и другие, с которыми я встречался. Джордж Дэйли был промоутером горнодобывающей промышленности, который запустил реализацию фондовой аферы в горах Мимбрес. Шахтеры обнаружили  тело Дейли в одной из шахт. Его убили апачи Наны.
 Джордж Вашингтон Смит оставивший свою семью в форте Баярд и отправившийся к шахтам, чтобы прояснить бюрократический казус связанный с оплатой по его счетам, попал в засаду устроенную Наной и отдал свою жизнь за ничто. У каждого из этих людей была своя история.
Нана хорошо знал, как использовать сильные стороны апачей, для того чтобы запутать своих оппонентов и вынудить их разделить силы. Его тактическое мастерство позволяло не только уходить от преследователей, но и, уходя наносить ему ощутимые удары. Несколько раз он был близок к тому, чтобы уничтожить половину кавалерии противника, но не сделал этого от того, что не хотел рисковать воинами, от чего просто ушел в Мексику, чтобы отсидеться.
Я полагаю, что в результате своих изысканий  мне удалось добиться некоторого прогресса в изучении деталей рейда, хотя некоторые из моих выводов откровенно спекулятивны. В конце концов, я думаю, что это не так важно, чтобы точно определить, в каком каньоне произошел бой или сколько людей было вовлечено в него. Я знаю, что это не очень хорошо для историка, но я не историк, а рассказчик. И после того как я изучил историю рейда Наны у меня осталось больше вопросов, чем ответов.
Многие историки этого периода склонны считать подвиг Наны не просто как рейд мести,  а как иррациональный взрыв насилия, выражающий горе и гнев, которые апачи чувствовали после смерти Викторио. Я не уверен, что это полностью соответствует действительности.  Конечно, для апачей месть являлась частью их культурой традиции возведенной в ранг священного долга. Несомненно Нана вернулся в Нью-Мексико не для того чтобы громить поселения американцев, а потому чтобы передать соплеменникам ту часть боли, которую он испытал побывав на месте гибели Викторио в Трес-Кастильос. Но я спрашиваю себя, почему он отправился на север, чтобы прийти в Трес-Кастильос?  На это его подвигли американцы, которые толкнули Викторио к мятежу, или в этом виноваты мексиканцы, которые за деньги убивали апачей? Поэтому ли Нана решил совершить набег на деревни и ранчо в Чиуауа или Соноре?
Я считаю, что рейд был, по крайней мере, отчасти религиозным паломничеством для Наны.  Он пошел сначала на священную гору, пик Салинас в горах Сан-Андреас, который был отличным источником духовной силы для чихине, после чего он сделал три попытки достичь Ойо-Калиенте,   в горах Сан-Матео, это место в буквальном смысле слова было центром  вселенной для апачей.
Сначала я подумал об этом элементе рейда как о прощальном туре, старика, мол, посещает места перед смертью, которые он любил. Теперь я считаю, что в этом не было ничего фаталистического. Нана просто набирался сил, чтобы продолжить борьбу. Как он сказал однажды Кайтенаю: «Пока жив хотя бы один апачи, это еще не конец».
Почему Нана путешествовал так далеко за пределы своей родной страны, сначала в земли мескалеро, а затем почти до резервации навахо?  Очевидно, он пошел туда, для того чтобы набрать людей для своего военного отряда. Но мог ли он при этом также доставить гораздо больше проблем?  Оба племени мескалеро и навахо были беспокойными и несчастными в том году. Некоторые мескалеро сбежали из резервации, когда Нана прибыл туда за новобранцами. К тому же армия подавляла бунт среди навахо.
Я нахожу интересным, что, прежде чем Нана начал свой рейд, он умудрился проскользнуть в резервацию апачи в Аризоне. Он пошел туда, чтобы посмотреть на нового пророка, который появился среди апачей Белой горы. Эти апачи, не были  друзьями апачей чихине, а пророк, которого белые называли «Мечтателем», проводил церемонии подобные ритуалам «Танца Призраков», которые возобновились среди сиу несколько лет спустя. Согласно видению Мечтателя, все белые люди должны были исчезнуть, когда воскреснут Викторио, Кочиз и другие великие мертвые вожди апачей,  после чего Мир  апачей  будет восстановлен в гармонии. Пророк обещал, что все это произойдет, когда кукуруза созреет следующим летом.
Нана, по-видимому, был убежден в силе Мечтателя, но вместо того, чтобы присоединиться к его культу, он вернулся в Сьерра-Мадре, поскольку у него были свои планы на исчезновение белых людей.
Менее чем через две недели после того, как его рейд закончился, в августе, в форту Апачи, армия пыталась арестовать Мечтателя, в результате чего произошло восстание индейцев. Скауты апачи служившие в армии перешли на сторону пророка, который был убит своим охранником. Восставшие даже попытались атаковать сам форт.
Некоторые люди в то время считали, что вспышка была частью заговора, хотя власти позже дисконтировали участие чирикауа, а историки с тех пор согласились с этим выводом.
 Но Нана, возможно, видел в этом восстании возможность для реализации своих целей – объединение сил апачей Белой Горы, навахо и мескалеро, что заставило бы Вашингтон пересмотреть индейскую политику на Юго-западе. Если и был такой смелый план, то он провалился с самого начала. Смертью пророка всеобщее восстание апачей закончилось, так и не начавшись.
В Нью-Мексико, кроме горстки воинов чирикауа присоединившихся к отряду Наны воевать с белыми больше никто из апачей не хотел. Большинство мескалеро и навахо отказались втягиваться в борьбу Наны.
В итоге рейд Наны только усилил позиции противников апачей, которые желали выселения их с Юго-запада во Флориду, что и произошло  пять лет спустя.
Потомки старика, которые сегодня известны как апачи Форта-Силл все еще изо всех сил пытаются вернуться в свои горы.  Я бы хотел сделать все возможное, чтобы это произошло. После всех этих лет, я чувствую, что я обязан этому старому человек.