Мысли... ч195

Новиков Борис Владимирович
Античный функционал.
Этос – расположить к себе.
Пафос – внушить эмоциональное доверие.
Логос – убедить.
***
«– А не стали бы артистом, что делали бы?» (Корреспондент).
«– Ну, колол бы я башкой кафель в ближайшей церкви» (И. Охлобыстин).
 ***
Нельзя все строить лишь на опыте. Это – прямая (кривая) дорога в  консерватизм, затем – в традиционализм, затем, – неизбежно, – в реакционность.
***
Нельзя все строить лишь на проекте. Это прямая (кривая) дорога в прожектерство, беспочвенный форсайт, в утопизм.
Нормальная жизнь, это осуществляющееся противоречие: проектирующий опыт и опытный (базируемый на опыте) проект. Это и есть настоящее как диалектическое взаимопроникновение прошлого и будущего, будущего и прошлого. Аминь. 
***
Зачастую слова «творец», «творение» и пр., от них производные, воспринимаются исключительно в их сакральном смысле и значении. И само слово Творец воспринимается зачастую лишь как коннотация слова Бог. А еще одна из подобных (коннотаций) – Демиург. А еще: Вседержитель. А еще: Владыка. А еще – Создатель, а еще – Всевышний. Etc. 
А теперь вспомним, что означает слово «демиург» во времена, когда до окончательно оформившегося варианта мототеистической версии религии (имея в виду христианство) было еще много веков, а, вполне возможно, и тысячелетий. Ну, т.е. до того, что принято называть «нашей эрой». Т.е. эрой «от рождества Христова».
…Раскрываем «Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов» (Составитель – Л.П. Крысин) 2011 г. издания (М., 2011. «Эксмо», 864 с.), содержащий свыше 25 тыс. (25 000) слов и словосочетаний, и читаем:
«Демиург [дэ и де]», – а, м., одуш. [греч. demiurgos].
1. Др. Греции: свободный ремесленник, мастер, художник. 2. высок. Созидающий начало, творец. 3. филос. В философии Платона: божество как творец мира».
Давно это было: это ещё когда греки даже не подозревали, что они – «древные греки».
Это к вопросу о дилемме: «От человека – к Богу, или от Бога – к человеку?».
***
Сравни: «Действительность есть совпадение сущности и существования» (Г.В.Ф. Гегель).
«Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Н. Завет, Святое благовествование от Иоанна).
***
«Все люди – братья по разуму».
Глупая сентенция. Во-первых, далеко не все – братья. И буквально, и, тем более – по разуму. Во-вторых – то же самое касается и вовсе не упомянутых в ней (сентенции) сестер. Дискриминация, однако. Ну, а уж то, что «по разуму» – это колоссальное преувеличение. К такому, – колоссальному, – же сожалению.   
***
Вообще говоря, общеизвестную формулу свободы правильно называть «формула Спинозы - Энгельса», да и то, при том условии, что в формуле (в части формулы, принадлежащей именно Б. Спинозе), появится еще одно слово: «истинно». И вся она, – формула, закон – обретет следующий вид: «Свобода есть истинно познанная необходимость и возможность действовать на этом основании практически».
Я бы сказал так: «Свобода есть истинно познанные необходимость и случайность и возможность действовать на этом основании практически». 
***
Есть несколько соображений по теме, затронутой нами в статьях «О законах философии», «Ще раз про філософські закони».
О соотношении, скажем так, законов открываемых и законов принимаемых. Собственно, даже не об их соотношении, но о том, почему законы принимаемые (юридические) очень нередко совсем и не законы даже, но – способ насаждения, утверждения, банализации даже … беззакония.
Собственно, это даже и не соображения исследовательского (поискового) характера, но часто просветительская (т.с.: «знания – в массы!») работа. Напомню читателю (а выводы он, современный читатель, и сам вполне в состоянии сделать) значение нескольких «зарубежных» слов, которые он без труда может найти в любом (кроме карманного формата, разумеется) «Словаре иностранных слов», не говоря уже о словарях и энциклопедиях специализированных.
Так вот.
«Аккламация, и мн. нет, ж. [лат. akklamatio  – восклицание, крик одобрения или неодобрения»]. спец. Принятие или отклонение собранием какого - либо предложения без подсчета голосов, по реакции участников собрания, выражаемой возгласами, репликами и т.п.». 
«Абрагация, – и. мн. нет, ж. [лат. abrogatio – отмена]. юр. Отмена устаревшего закона» (Похожее значение терминов аболиция, дерогация, нуллификация).
Источник: «Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов» /Л.П. Крысин. – М.: Эксмо, 2011. – 884с./.
***
Искренность не умаляет заблуждение, она лишь не дает оснований назвать ошибку ложью.
Т.е. здесь утешение – чисто моральное. И к тому же – предельно слабое.
***
Известно лаконичное латинское (крылатое, а крылатое потому, что бессмертное) выражение, – афоризм: «Maiorum gloria posteris est» («Слава предков – свет для потомков»). Можно согласиться. С уточнением. Для потомков тех, кто оставил след. Т.е. для последователей.
Но эту мысль можно, – и должно, – сформулировать и так: Слава предков, оставивших след – свет для потомков; «слава» предков, наследивших – мрак для потомков.   
Ибо у наследивших – нет последователей, но исключительно – последыши.
***
Действительность не бывает травмирующей.
Травмирующей бывает (была, есть и будет) социальная реальность. Аминь.
***
Душа, психея, сердце, чувственность…
Лучше всех у Н.С. Лескова: обитель, сотворенная развивающимся миром человеческой чувственности, тем, что «за пазушкой…».
***
Любопытно и совсем не лишне вспомнить:
«Давеча – недавно.
Днесь – нынче, сегодня, в н. время.
Надысь – недавно, на днях.
Намедни – недавно.
Присно – всегда, вечно».
***
«Мы не сильны против истины, но сильны за истину» (Н. Завет, ап. Павел, 2-е послание коринфянам).
***
Будни обретения «настоящей свободы» в эмиграции состоят из двух частей: веселье за счет честно украденных «в неволе» денег; горькое похмелье, когда «ништяки» заканчиваются и густо, с нарастанием начинают переть «траблы»: затраты, издержки, ипотеки, кредиты, долги, обязательства etc. Свидетельства т.с. очевидцев, т.е. субъектов «включенных», т.е. тех, которые, – по уши, – «в материале» etc.
***
Социальную реальность не творят. Ее (если это делают намеренно и умышленно) вытворяют.
Творят действительность.
***
«Не бойся врага, бойся вражку» (Выражение Н.С. Лескова).
***
Богатство действительное (человека, людей, человечества (общества) – это то, что основывается на освоении; богатство реальное – то, что основывается на обладании, то, что древние греки называли «плутос» (plutos). Соединение такового «богатства» с политической властью есть плутократия.
***
Величие, классика, миссия есть культурная всеобщность, снятая в, – творческой, – культурной единичности (человеке).
***
Суть неспонтанной мифологии и технология ее утверждения (насаждения) точно выражена в известной притче о техасском стрелке: он сначала стрелял в стену, а затем рисовал возле (вокруг) входного отверстия, – вокруг дырки, – мишень…
Как правило, отверстие оказывалось либо непосредственно в «десятке», либо близко. А чего мелочиться, если вокруг столько лохов непуганных? 
***
То, что без писанных, принятых, проголосованных, – юридических, – законов на определенном этапе развития человеческого общества (предыстория) никак, это очевидно. То, что статус этих законов именно как законов утверждается и подтверждается их легитимностью – это тоже сомнению не подлежит; то, что самое легитимность предполагает перманентное корректирование, изменение (совершенствование) законов данного порядка (качественное и количественное), это тоже очевидно. Уж не говоря о том, что указанные законы не должны принимать люди, которым можно и нужно принимать исключительно таблетки…
У нас другой вопрос: а развиваются ли законы открываемые? Ну, те самые, которые есть (Гегель сказал: «необходимость, схваченная мыслью», я бы сказал: «необходимая случайность и случайная необходимость, схваченная мыслью») т.е. законы естественные, законы развития культуры (технические, технологические, философские), законы истории etc. Так вот, вопрос: развиваются ли они, законы открытые (ну, те самые, которые невозможно закрыть (отменить, перетолковать, приспособить к чьим-то интересам etc.)?
Развиваются. Но на принципиально иных основаниях, чем законы юридические. Развиваются в плане развития в более развернутые, конкретные, богатые гносеологические и эпистемологические формы: в научные теории, учения, иные системные построения.       
***
Особенно хреново, когда, как говаривал один из персонажей М.А. Булгакова, «люди, которые должны принимать таблетки, принимают законы».
P.S. К слову, о законах, которые открывают и о тех, которые принимают, см. выше. 
***
Релевантность как модус отражения: истины, правды, точности, соответствия, совпадения etc. Возможно – просто англоязычный, – чтобы повыпендриваться да мозги попудрить, – аналог (укр. – відповідник) термина «соответствие».   
***
Релевантность как «мера соответствия» (міра відповідності) и «мера соответствия желаемому» (міра відповідності бажаному, очікуваному etc.).
Ну, это уже о-очень «две большие разницы». Тут уже – субъективизм, произвол, что угодно...
***
Организация (институт) есть юридически конституированные отношения определенного (формализованного), устойчивого множества людей (если всех или большинства, то подобные организации и институты являются политическими), для удовлетворения определенных потребностей и интересов.
***
Релевантность: соответствие интента полученному результату… Интент: «поисковое намерение». Ожидаемое. Чаемая цель, проще говоря.
…От интентности до пертинтентности – рукой подать (пертинтентность (лат. partinco – относиться). Also, пертинтентность – соответствие сущего желаемому (ожидаемому). А кто желания формирует? Заказывает?! И, предлагает вариант их удовлетворения… «Я так вижу», «я так желаю», «я так делаю»… Да ради Бога! Но считайся с объективными взаимодействиями, зависимостями, отношениями etc. бытия и небытия! И не надо будет мишурить, прибегать к магии превращенных форм. Изворачиваться, ловчить etc.      
***
Логистика – это наука и основанные на ней практики управления в системе осуществления транспортных коммуникаций (глобальных, национальных, региональных etc.). 
***
Гегелевская «узловая линия мир» как предвосхищение (за несколько столетий!) феномена сети. Как осмысленного феномена, а не как факта бытия объективно-субъективного, разумеется.
«Сеть – это сочетание нитей и узлов. Нити – это участки сети, где поток разгоняется до свого максимума – тут сопротивление минимально. Узлы – это места, где пересекаются нити, тут потоки тормозят, сталкиваются и пересекаются (сортировочные станции, хабы, порты, вокзалы, штабы, коммутаторы, серверы etc.).
Логистика – наука об оптимизации потоков в узлах» (Ал-р Халдей).
***
Потребность есть осознанная нужда.
***
Многие слышали (и нынче слышат) выражение «американская мечта». Немногие знают, что скрывается за этим (лозунг, доктрина, штамп, кричалка, слоган, императив?) словосочетанием.
Информирую.
Автором концептуального (доктринального) оформления данного слогана считается американский историк и писатель Джеймс Труслоу Адамс и изложен он в его работе «Эпос Америки» (1931 г.).
Суть: «… американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, что он заслуживает. Это мечта не просто об автомобиле и высокой зарплате, но о таком социальном порядке, при котором каждый мужчина и каждая женщина могут в полной мере достичь того, чего они способны достичь изначально, причем их достижения должны быть признаны другими вне зависимости от случайных обстоятельств рождения или положения в обществе». Очень убедительно…    
***
«Я совсем не ставил вопрос об оправдании творчества, я ставил вопрос об оправдании творчеством. Творчество не нуждается в оправдании, оно оправдывает человека, оно есть антроподицея» /Николай Бердяев, Самопознание. – М., 1990, стр. 194/.
***
«Творчество для меня не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет в бесконечность, не объективация, а трансцендирование. Творческий экстаз (творческий акт есть всегда экс-тасис) есть прорыв в бесконечность» /Там же, стр. 196/.
P.S. Cм.:  «ЭКСТАЗ (греч. – выходить из себя), необычное психич. состояние человека, переход к исступлению. Начиная с античности, Э. был характерен для предсказателей, магов, поэтов. Медицинское толкование понятия, Э. – безумие, воодушевление или одержимость. В орфизме, отдельных мистериальных и гносич. культах Э. достигался различными средствами, в т.ч. через литургич. элементы. Ранняя христианская церковь признавала Э. как явление, к-рому сопутствовали видения, слуховые галлюцинации, пророчества, исцеления как знак божьего всемогущества. У Платона Э. – черта, присущая поэтам, у неоплатоников Плотина и Филона – симптом вселения или воплощения в человеке высшего божества, т.е. бога. Все эти взгляды были затем унаследованы ср.-век. мистикой» /Словарь античности, М., 1989, стр. 650/.
***
Быть аргументом, не будучи функцией можно лишь в ситуации, в условиях наличия, либо же просто – доминирования превращенных форм: права, аппарата, государства etc. Самодостаточности нет, ибо нет самодеятельности. 
***
По данным МОНУ 76% (семьдесят шесть процентов) выпускников средних учебных заведений 2018 года подали заявления на поступление в ВУЗы.
Это обнадеживает. 
***
На часі вже не питання (проблема), не завдання формування мисленевої культури в її (культури) перманентному поступі, але необхідність невідкладних (сказати б: нагальних та термінових) зусиль по привиттю, по прищепленню та розвою навичок хоча б елементарної інтелектуальної … гігієни. А, можливо, на часі вже й абсолютно невідкладні реанімаційні заходи у відношенні нашого менталітету. Ну, ви ж не тягнете у рот все, що потрапить до рук, та й самі руки час від часу миєте, а чи то стерилізуєте в інший спосіб, аби не нести до кишково-шлункового тракту будь - яку інфекцію, будь-яку заразу. Всіма іншими, – загартування, зарядка зранку, здоровий спосіб життя etc. – способами підвищуєте резистентність організму. Вже не кажучи про систему щеплень.
То навіщо ж, – питається у тому ж задачнику, але трішечки нижче, – тягти будь-який непотріб, будь-яку заразу, будь-яку інфекцію у свій мозок? У свій дух?! У душу і тіло. Само - собою: тотальні щеплення, аби запобігти духовного та чуттєвого СНІДу, виховування, плекання імунітету, здоровий спосіб життя: і як спосіб запобігання та уникнення вище зазначених небезпек, і як результат цього. То це ж: просто – гігієна. Буденність. А в умовах спеціального та прицільного їх, – духу, душі, тіла (мислення, почуттів, практик), – бомбардування? А в умовах тотальної ідеологічного війни?!.      
***
Гадаю, – переконаний, – що масними (рос. – сальнымы, засаленными, грязными, маслянными) можуть бути (бувають) не лише пільці, погляди. Але і дух (думки), душа (почуття), тіло (практики). 
***
Полагаю, - убежден, - что сальными могут быть (бывают) не только пальцы, одежда, взгляд etc., но и дух (помыслы, мысли), и душа (чувства), и тело (практики).   
***
Остракизм как исторически первая, - протокультурная, – форма отторжения (как наказания). Особенность: единичность (по проступку, по объекту, по способу etc.) Далее последует: отчуждение, отвержение, лишение, изгойство (избранничество), классовость etc. Сначала изолируют «их», затем изолируются «от них». 
***
Живущий – живет.
«Умеющий жить» – приспосабливает мир к себе, устраивается, пристраивается, перестраивается, подстраивается etc. К такой «жизни». В такой «жизни». Да, собственно, он именно этим и делает жизнь «жизнью».
***
Мир не может быть (и не бывает) «однополярным», либо «многополярным», но лишь: полярным. Речь - о мире предысторическом.
Дурачки, утверждающие, что он может быть еще и «биполярным», фактически утверждают, что он … «четырех - полярный». Этот контингент ведь не только математику, физику, географию не празднует, но и зарубежные языки, какими не прочь «блеснуть» – тоже. Начисто.   
***
Строго говоря, у батута, на котором кувыркаются многочисленные представители неолимпийского пока что вида спорта: «переобувание в воздухе» (на скорость, наглость, циничность, изящество, слаженность и синхронность (групповые) etc. всего семь пружин. В православии - это греховные страсти; в католицизме – смертные грехи. Но какие!
1. Обжорство.
2. Гордыня.
3. Сребролюбие.
4. Прелюбодеяние, блуд.
5. Уныние.
6. Тщеславие.
7. Гнев.
***
Есть субстанция. Сиречь – материя. Всё есть она. Всё остальное – её продукты и свойства.
Способ ее существования – развитие. Источник развития – осуществляющееся противоречие: да - нет, есть - не - есть, бытие - небытие. (Далее: 1-й т. «Науки логики» Г.В.Ф. Гегеля в руки и – в путь).
Материя есть неживая (локально + доживая), живая, животная, социальная. Социальная материя суть культура. Способ существования неживой материи взаимодействие, движение: механическое, физическое, химическое. Живой – биологическое (жизнедеятельность). Социальной – социальное взаимодействие, сиречь – общественные отношения, сиречь – деятельность. Обмен. И деформированное социальное взаимодействие, отношение: обман. Ну, куда же без него. Т.е. (эффект или закон) культурной амбивалентности: от деятельности – либо к  свитию, либо – к творчеству. 
Суперкраткая (мегакраткая, гиперкраткая) лекция по философии окончена. Благодарю за внимание.