Прорвемся, а как иначе

Аркадий Безрозум
Час от часу я делаю некий обзор последних событий, которые происходят на Земле обетованной, где я проживаю на протяжении почти 30 лет и никогда не сожалею об этом. Читайте мой рассказ с политическим подтекстом.
В стране евреев Израиле много прекрасных достопримечательностей древности. Вместе с этим, страну по праву считают колыбелью инноваций, в которую она превратилась вопреки постоянным распрям со своим агрессивным окружением. Войны здесь вспыхивают, одна за другой, после незначительных интервалов.
Непроста и внутренняя обстановка, потому что связана с проживанием на клочке земли немалого числа национальных меньшинств с существенными культурными и религиозными различиями. Сколько бы мы не говорили об их интеграции (бедуины и друзы несут службу в Армии обороны Израиля, немало израильских арабов нашли свое место в разных сферах гражданской жизни), но время показывает, что все они предпочитает проживать в своих поселениях.
Даже, если есть «города смешанные», то и они поделены на районы раздельного проживания. Нередко в них граждане из национальных меньшинств допускают захват земли для незаконной застройки. Там не изжиты явления кровной мести между кланами, многоженства и жестокой расправы с женщинами, которые решили отказаться от хиджаба. Характерно, что люди из отмеченных меньшинств могут свободно перемещаться и даже проживать в городе, который населяют одни евреи, но не наоборот.
Арабы в этом отношении особенно нетерпимы. Те из них, что проживают на так называемых территориях, вообще способны устроить суд Линча еврею, который забрел к ним даже по ошибке. Но, это отдельная тема, а пока разговор о радикально настроенных арабских лидерах с паспортами граждан Израиля, которые все громче заявляют о своем сочувствии изуверам.
Взгляды этой группы населения вытекают из изначального отрицания местными шейхами возникновения еврейского государства. Сегодня их экстремисты находятся под влиянием идеологии (с финансовой поддержкой) иранских айятол, Хизбаллы, Игила и других террористических формирований.
В этом году Израиль отметил 70-летие своего успешного демократического развития. Именно эта форма управления страной привела небольшую группу местных арабских радикалов в верховный орган законодательной власти, где у них появилась возможность провозглашать свои антиизраильские взгляды даже с трибуны Кнессета.
Организуемые ими бурные демонстрации протеста в местах компактного проживания своих избирателей, проходят под флагами и лозунгами враждующих с Израилем террористических образований. Арабские депутаты Кнессета оказывают им и другую откровенную поддержку. Так, депутат Кнессета Ханин Зоаби участвовала в нашумевшей антиизраильской акции пассажиров корабля «Мави Мармара» в 2010 г, которые силой нарушали морскую границу Израиля. Ханин Зоаби не единственный представитель общины, граждане которой учатся в университетах Израиля, пользуются его, лучшей в ближневосточном регионе медициной, получают государственные пособия и пенсии.
19 июля 2018 г. большинство депутатов Кнессета проголосовали за новый Закон о своем национальном государстве. Тем самым они решили потребовать уважения к нему от всех, без исключения, граждан страны. Это и есть равенство, которого не отменяет ни одно слово нового закона.
Если в нем и придется еще кое-что уточнить, то я лично сделал бы в нем еще больший акцент на его демократическую сущность, которая основана, как известно, на правилах правления большинства через избираемых представителей. Что же касается главных разногласий среди самих евреев, то и здесь религия едва ли не на первом месте, где верховенство ассоциирует себя с непогрешимой святой коровой.
Всего лишь несколько его представителей в Кнессете настолько прочно держат за одно место правительство, что если оно развалится в ближайшее время, то это произойдет только потому, то не пойдет на уступки верующим в части освобождения от службы в армии учащихся религиозных ешив. Совсем недавно там же они дали понять, что даже слушать не хотят о строительстве в Тель-Авиве пешеходного моста, если он будет возводиться по субботам.
И все это потому, что раввины сохраняют, а подчас и приумножают свое влияние на существенную часть населения. О массовости влияния религии в арабском секторе Израиля и говорить не приходится. Как это выглядит у евреев, подтверждает и то, что мне недавно довелось увидеть на прогулке по окончании вечерней молитвы захода субботы. Я даже остановился, чтобы полюбоваться массовым шествием людей из синагог. Среди них были и полные семьи, в своих лучших праздничных наядах.
Часов около девяти мои глаза выхватили из общей картины шествие двух больших групп, которые приближались, друг к другу под прямым углом на противоположной части большого перекрестка. Во главе группы, которая двигалась параллельно моему тротуару, шагал худощавый молодой раввин во фраке и фетровой шляпе. Чуть поодаль от толкователя Торы и Талмуда, чтобы не мешать ему, беседовать с небом, шла его семья – обаятельные жена и трое детей. Вслед за ними, не торопясь и разговаривая, шло еще человек тридцать.
Приблизительно такой численности группа вторая тоже состояла из мужчин, женщин и детей в одеждах – белый верх, черный низ. От первой группы они находилась метрах в восьми или десяти, когда из их рядов резко вырвался вперед плотно сбитый мужчина лет 40. Он буквально преградил дорогу, остановившегося в недоумении щупленького раввина, заключил его в объятья и обрушил на его бородатое лицо десятки поцелуев.
Все это было похоже на то, что Раввина с кем-то перепутали, потому что он сам мягко отдалил от себя любвеобильного почитателя на расстояние вытянутых рук. Но тогда плотный мужчина в белой сорочке стал с той же яростью целовать оказавшиеся вблизи руки раввина. И здесь, чтобы избавиться от навязчивого почитателя, раввин вообще слегка оттолкнул его от себя и перебежал через дорогу, где остановился на тротуаре, чтобы дождаться членов своей семьи. Но не тут-то было. Первым рядом с раввином снова оказался мужчина в белой сорочке.
Я не знаю, как еще долго мог бы продолжаться субботний казус, если бы к месту остановки раввина не подоспели та и другая группы. Спустя пару минут, несколько плечистых мужчин перевели через дорогу, ко мне, любвеобильного мужчину в белой рубахе, и я разглядел его крупное лицо на короткой шее. Утверждать не буду, но он мне показался немного выпившим, тем более, что в некоторых синагогах принято поднимать рюмку вина и даже водочки, в знак наступления субботы или другого праздника.
Так или иначе, но это было окончанием редкого недоразумения, после которого верующие люди продолжили свое мирное шествие по домам. А чем бы все это могло закончиться, если бы обе стороны не оказались такими сговорчивыми? Но именно это качество и свойственно простым людям, потому что они далеки от глубокого проникновения, как в религию, так и в политику. Но, если у евреев, христиан и католиков принято и посмеяться над самими собой и над своими чувствами веры, то у мусульман это рассматривается как недопустимое оскорбление верующего человека, что способно привести даже к незамедлительному кровопролитию.
Вот почему в наших краях к этому учатся относиться исключительно осторожно, и это приводит к хорошему результату во взаимоотношениях обыкновенных людей, на что я снова обращаю внимание. Мне, в частности, не составляет никакого труда в нахождении общего языка с проживающими рядом арабами, бедуинами и друзами, когда мне приходится пользоваться их услугами в автобусах, аптеке, поликлинике или в своем доме, при выполнении тех или других ремонтных работ. Притом я вижу в каждом из них абсолютно равного мне в правах и обязанностях человека.
В начале этого года зубной врач араб заменил мне состарившийся мост на три имплантата, и это была его не первая удачная услуга. Во всех случаях я вставал с лечебного кресла со словами искренней благодарности за хорошую работу и культуру обслуживания. Они были вполне приемлемыми и по срокам, и по стоимости, в сравнении с другими местами. Мне вспомнилась еще одна встреча, почти тридцатилетней давности, с другим виртуозом врачом в больнице, куда меня доставили в карете скорой помощи. Тогда своевременный и верный диагноз медика араба спас мне висевшую на волоске жизнь и сохранил трудоспособность до почтенного возраста.
Сопоставляя все вместе взятое, я спрашиваю себя, что сегодня больше всего мешает гражданам Израиля продолжать мирное сотрудничество во всех сферах жизни, улучшать экономику страны и повышать ее обороноспособность? Увы, наибольшую угрозу по-прежнему представляет палестинский террор. В ночь с 8 на 9 августа этого года из сектора Газа по Израилю было выпущено порядка 200 ракет и минометных снарядов. Не менее 11 человек были ранены, в том числе мужчина средних лет из Сдерота и 30-летняя рабочая из Таиланда, не успевшая добежать до бомбоубежища.
По оценке Армии обороны Израиля, за несколько последних месяцев, после начала "маршей возвращения" (30 марта), из сектора Газы в сторону израильской территории были выпущены более 600 воздушных змеев, к которым были привязаны емкости с подожженной горючей смесью. Примерно каждый третий "змей" достигал территории Израиля.
Есть сведения, что в Газе заготовлены тысячи баллонов и змеев для "огненной атаки". Падение этих "игрушек" на израильской территории привело к пожарам, уничтожившим сотни гектаров леса, кустарника, посевов. Ущерб от этих пожаров оценивается десятками миллионов шекелей. Правда, в последние шесть дней все это резко пошло на спад. Согласно некоему палестинскому источнику, достижение соглашения о долговременном прекращении огня в Газе может быть объявлено уже в пятницу, 17 августа, когда в Каире соберутся все "палестинские фракции".
"Аль-Хайят" отмечает, что в Каире возмущены заявлениями члена исполкома ООП Аззама аль-Ахмада, который назвал возможное соглашение о перемирии с Израилем "предательством палестинского народа и его национальных интересов". В публикации также упомянуто о том, что Аббас отвергает американскую мирную инициативу ("сделку века"), о которой говорит администрация Дональда Трампа.
Спецпосланник президента США по ближневосточному урегулированию Джейсон Гринблатт опубликовал 15 августа на своей странице в Twitter текст заявления на трех языках (английском, арабском и иврите) по поводу ожидаемого "плана Трампа" о мирном урегулировании палестино-израильского конфликта. "Никто не будет полностью удовлетворен нашим предложением, но так и должно быть, если мы стремимся к достижению реального мира.
Мир может быть достигнут только в том случае, если он основан на реалиях", – сказано в заявлении, подписанном, помимо Гринблатта, старшим советником президента США Джаредом Кушнером, послом США в Израиле Дэвидом Фридманом и посланником США в ООН Никки Хейли. Это заявление цитируется многими израильскими и арабскими СМИ. При этом, например, палестинским агентством Maan оно интерпретируется, как отказ США признавать условия перемирия между ХАМАСом и Израилем, согласованные при участии Египта и ООН.
От несчитанных вариантов «голова идет кругом». Меня, как и многих моих соотечественников, не устроила беззубая реакция руководства Израиля на преступные действия ХАМАСа в конце предыдущей недели. Комментаторы местных СМИ видят в этом боязнь политиков потерять рейтинг на предстоящих выборах. Исходя из этого, они пошли на послабления блокады Газы и ведут через посредников тайные переговоры о перемирии на пять-десять лет.
Серьезную опасность стойкости нашего противостояния врагу я усматриваю в непрерывных схватках лидеров еврейских политических партий в Кнессете. Так руководство религиозного ШАСА недавно буквально из горла вырвало проект закона о запрете торговли супермаркетов по субботам, об угрозах религиозных партий «Дегель а-Тора» и «Егудат Исраэль» уже упоминалось. В последние недели в очередной раз почувствовали в воздухе запах выборов руководители оппозиционных партий «Еш атид», «Мерец», «Объединенный арабский список» и блок «Сионистский лагерь».
Это и побудило их взять курс на расширение акций протеста против нового закона о национальном характере государства Израиль. 4 августа в субботней акции протеста друзов на площади Рабина, в Тель-Авиве, приняли участие десятки тысяч граждан, и оппозиционеры постарались засветиться перед представителями действительно лояльной государству общины.
Несколько десятков тысяч арабов и евреев пришли в то же место в субботу вечером 11 августа в знак протеста против принятия того же закона. В рамках акции был организован "марш протеста". Его участники прошли по Тель-Авиву от площади Рабина до тель-авивского Музея изобразительных искусств, где состоялся митинг в поддержку израильских арабов.
Мухаммед Бараке, глава Высшего Наблюдательного совета арабов, организации, инициировавшей демонстрацию в Тель-Авиве, не только не приструнил арабских активистов на площади, но и оправдал прямо в микрофон появление у них флагов ООП. А почему бы и нет. На заседании Центрального совета Палестины Махмуд Аббас призвал израильских арабов объединяться с жителями Палестины в борьбе против Закона о национальном государстве.
Вот как отозвался о митинге глава правительства Биньямин Нетаниягу на заседании кабинета министров: «Мы видели, как вчера размахивали флагами ООП в Тель-Авиве, слышали крики об «освобождении Палестины духом и кровью». Многие из демонстрантов хотели бы отменить закон о возвращении, они хотят отменить наш гимн, убрать наш флаг. Они хотят отменить Израиль как государство еврейского народа и превратить его в израильско-палестинское государство, по словам одних, или в государство всех граждан, по словам других».
Я участвовал в выборах много раз, но за Авигдора Либермана и Биньямина Нетаниягу не голосовал. В этой же обстановке я усматриваю мужество в прямоте их высказываний. Видимо, давно следовало все расставить на свои места, чтобы исключить многозначность трактовки государства Израиль, выгодную для его недругов.
Новый закон, как и все другие, не предусматривает ущемления в правах своих граждан, но он способен открыть путь в Газу или Рамалу тем из них, которые ощущают себя палестинцами, размахивают их флагами и хотят жить по их законам. Возможно, для этого даже не потребуется прибегать к их отселению с занимаемой ими земли в ходе предстоящего окончательного разделения территории.
В действиях же противостоящих этому еврейских активистов мне видится не что иное, как опасное раскачивание лодки посреди бушующего моря. Из древней истории еврейского народа известно, что никто ему не вредил больше собственных распрей. Все, что сейчас происходит в Израиле, у меня вызывает серьезное сомнение в том, что евреи действительно умные и рассудительные люди.
Чтобы отвлечься от таких неприятных мыслей, я нередко звоню своему бывшему сотруднику в Винницу, из которой уехал 28 лет назад. Этот удивительно мудрый человек, с руками волшебника и золотым сердцем, спасается от груза собственных проблем посредством своих увлечений. Для меня нет большего удовольствия, чем послушать его рассказы о них.
В последние годы он все глубже погружается в изучение истории своего любимого города, о чем собрал в домашней библиотеке немало книг. В одной из них он прочитал о резком рывке в развитии города в конце восемнадцатого, начале девятнадцатого веков. Тогда его город в числе первых в Украине ввел трамвайное движение,
Тогда же там появились электростанция, солидная, по тем временам, гостиница, лечебные и учебные центры. Откуда же могли появиться деньги в городе со слабо развитой промышленностью? Проблему случайно разрешили проживавшие в нем евреи. Одного из них избрали в состав городской управы, потому что его лондонская родня входила в руководство известной в Англии сети финансовых банков.
Там согласились субсидировать немалые затраты украинцев, но потребовали юридического оформления соответствующего залога. У города не было ничего, кроме земли, которую он занимал. И тогда его руководство обратилось за разрешением к Царю Николаю II. Царь отказал, сославшись на незаконность такого приема. Выход нашли два адвоката еврея. Они раскопали в архиве копию дарственной грамоты царицы Екатерины одному из своих верноподданных на немалый земельный участок городской территории. Его и оформили в качестве залога.
Именно эта информация меня не только приятно удивила, но и успокоила. На ее основании напрашивался вывод о том, что просто не могут не найтись предприимчивые люди среди 6,5 миллионов евреев нынешнего Израиля, если нашли таковых среди нескольких тысяч евреев, которые проживали в Виннице в 19-м веке.