Однажды в СССР... -7

Ион Жани
начало
http://www.proza.ru/2018/09/02/692
http://www.proza.ru/2018/09/02/699
http://www.proza.ru/2018/09/02/705
http://www.proza.ru/2018/09/02/715
http://www.proza.ru/2018/09/02/723
http://www.proza.ru/2018/09/03/509

(По воспоминаниям моего благородного товарища из Нагорного Карабаха...)

Справедливости ради, следует отметить, что большую роль в освоении русского языка нашим героем, сыграл дед Хачатур. По сложившейся традиции, летние каникулы дети четы Оганджанян проводили в селе Атерк, под опекой Мец-мамы Сатеник. Именно в 1970 году, по прибытии в Атерк, после завершения пятого класса на летние каникулы, за дело взялся дед Хачатур. Несмотря на отсутствие «русских» классов в Атеркской средней школе, её библиотека оказалась на редкость богатой литературой на русском языке.  Здесь были и Пушкин, и Дюма, и Дефо, и Жюль Верн, и армянские исторические книги на русском языке. В дополнение к этому, дед включил в обязательную программу произведения из своих личных книг Гоголя, Достоевского, Л. и А.Толстых и многих других великих, и не очень, писателей на Великом русском языке. После прочтения за лето огромного количества книг, в шестой класс наш герой  пришел совсем другим человеком. Теперь мало кто в классе мог с ним сравниться эрудицией, знаниями математики и физики, а по русскому языку и литературе он стал претендовать на твердую четверку. Подобная практика по совершенствованию познаний  русского языка и литературы, под руководством деда, продолжалось вплоть до окончания школы. .. . Примеру нашего героя последовали обе его сестры, Сусанна и Сатик, и брат Самвел. После «русского» детского сада они уже без проблем поступили в «русский» класс школы … .

Прошли годы. Наш герой успешно окончил школу, затем, с отличием политехнический институт в Ереване, получил специальность инженера строителя. Более того, окончил аспирантуру в городе Москве, успешно  защитил диссертацию в 1988 году, получил степень  кандидата технических наук, организовал научно-производственную компанию.  Опубликовал монографии и научные статьи, преподавал в строительных вузах, стал профессором Российской Академии Естествознания. Женился, воспитал, двоих, дочек и сына, граждан уже новой Великой России, дал им достойное образование в стольном граде Москве.
Пожалуй, на этом можно было и закончить. Но, в 1983 году  в жизни нашего героя произошло событие, которое в некотором смысле можно считать продолжением нашего повествования. А случилось, то, что в том году с разницей в один месяц женился наш герой, и вышла замуж за его лучшего друга Гарика Антоняна, дочь Анны Николаевны – несравненная Нина. В жизни каждого человека создание семьи является одним из важнейших предназначений. Так уж сложилось, что супругой нашего героя должна была стать красавица Анжела, которая родилась с ним в тот же день, того же месяца и того же года, 26 августа 1959 года. Более того, она была дочкой выходцев из родового села Атерк,  Макяна Гавроша Тевосовича и Искандарян Лёли Бахшиевны. Так сложилось, что чета Макян обосновалась в одном из близлежащих райценторв, г. Барде, с преимущественным азербайджанским населением. По аналогии с Мардакертом, лицам не азербайджанской национальности, включая армян и русских, по выбору предоставлялась возможность учиться в «русских» классах средних школ. В отличие от Мардакерта, в городе  Барде имелось несколько школ со «смешанными» классами. Одну из таких школ, прозванной школой номер Один, через два года после старшего брата Олега, с отличием и окончила избранница нашего героя  Анжела.  ….                Следует отметить, что,  наравне с родителями, Анна Николаевна умудрилась, каким-то волшебным образом, вложить в своих учеников весь букет общечеловеческих ценностей. Каждый из них, в меру индивидуальных способностей, успешно освоил  азы начальной школы так, что их хватило настолько, чтобы не испытывать особых трудностей в старших классах. Наряду с хорошими знаниями её ученики научились быть хорошими людьми. Каждый из них вполне мог ответить на вопрос «что есть хорошо, а что есть плохо?» Впрочем, в этом определенную роль сыграли и учителя   старших классов – Галина Арсеновна-класс.рук- русский язык и литература, Эмма Николаевна-математика, благодаря усилиям которой наш герой полюбил математику,  товарищ Есаян Сурен-история, Надежда Александровна-ботаника, Светлана  Зильфиевна-физика, Азнив Хачатуровна- география, астрономия, Мамунц Светлана Самвеловна-химия, Уснунц Сетрак-немецкий язык, Восканян Лаврент-военрук, Андрян Борис-физрук. Дружба, взаимовыручка и взаимоуважение, одинаковое понимание красоты, добра, порядочности и совестливости стали непременными составляющим их духовного мира. За десять лет учебы одноклассники сильно привязались друг к другу и, как говорится, класс получился очень дружным….                И вот, на свадьбы Нины и Гарика, Гагика и Анжелы к концу октября  в Мардакерт съехались друзья и одноклассники, которые к тому времени в основном учились в вузах и техникумах в разных городах бескрайнего СССР. Возможно, о свадебных торжествах той поры следовало бы рассказывать достаточно подробно. Однако ограничимся тем, что обе свадьбы прошли на очень высоком уровне, были соблюдены все нормы и традиции, которые передали предки из глубины веков, с адаптацией к советской специфике той поры. Через неделю после первой свадьбы, родители невесты, а это Анна Николаевна и её супруг - дядя Коля, пригласили молодоженов и их друзей к себе домой. Пришли человек пятнадцать, в том числе наш герой с еще невестой Анжелой. Получилось так, что, уже с десятого класса,  наш герой так зарекомендовал себя, что в торжественных застольях  его частенько  назначали тамадой. О роли тамады в здешних краях можно долго говорить. Но, важно то, что, абы кого тамадой не выбирают. Быть тамадой – это очень ответственно. Тамада должен уметь красиво, умно и интересно говорить тосты и, вообще, в его функции входит управление и руководство застольем.  Впервые за многие годы наш герой оказался так близко к своей Первой Учительнице.  Впервые он видел её такую не официальную, откровенную и не скрывающую своё счастье. Несмотря на то, что сам был сыном уважаемой учительницы, а к тому времени, еще и сыном одного из руководителей района, ему хотелось продолжать верить в то, что его учительница - не совсем обычный человек. В младших классах, он долго был уверен в том, что его учительница даже  не ест. Это потом выяснится, что многие из его друзей также думали.  Безусловно, этот день был одним  из счастливых дней в её жизни. Вот именно, в этот день в её семье случилось счастье. Впрочем, в этот день счастливы были абсолютно все присутствующие. Анна Николаевна то и дело подходила, то к одному, то к другому из ребят и девчонок, обнимала, гладила по голове, говорила всякие приятные слова и комплименты. Она по-прежнему была такая же красивая. Впрочем, в тот день она была особенно прекрасна и ухожена. От неё исходил невероятный женский аромат, тонкость которого уже могли оценить присутствующие уже молодые люди, вчерашние мальчишки.  Несмотря на то, что саму встречу в тот день можно было приравнять к большой и желанной удаче для одноклассников, ничего не предвещало, чего то  необычного....
И вот, Анна Николаевна подошла к нашему герою, после того, как тот закончил очередной тост, по родному  положила руки ему на плечо, погладила по голове и, на удивление всем, рассказала со всеми подробностями, всю его перво- сентябрьскую историю 1966 года. Ребята с большим интересом, терпеливо выслушали эту историю. Конечно же, они были наслышаны про проявление карабахской «упёртости» своего одноклассника, тем боле, что были непосредственными  свидетелями его трудностей по изучению русского языка, вплоть до шестого класса, когда хорошая тройка  по языку и литературе для него была большой мечтой. Но, как выяснилось, к тому времени они успели подзабыть  подробности. И впрямь, кто мог представить тогда, что человек, окончивший с отличием ВУЗ, поступивший в аспирантуру одного из ведущих НИИ Москвы, мог иметь тройку с натяжкой по русскому языку, еще в шестом классе? По окончании рассказа,  который сопровождался  достаточно напряженной  тишиной, она обняла нашего героя, посмотрела ему в глаза, по родному извинилась, и поцеловала его в лоб. Конечно же, он со своей стороны говорил ей слова признательности и благодарности за всё, то хорошее, что она сделала лично для него. Он никогда не испытывал никакого негативного чувства к своей Первой Учительнице, которая невольно стала путеводной звездой его благополучного жизненного пути. Об особых его отношениях к Нине, как к сестре, знали все. А как он обрадовался, когда узнал, что, наконец-то, в неё влюбился его преданный друг с параллельного «армянского» класса, Гарик Антонян?  Он с благодарностью признался перед всеми, что, озвученная история в итоге стимулировала его на борьбу по преодолению самого себя. А, что может быть главнее для правильного становления молодого человека?.. .

Продолжение следует ...