Шеф-повар на птицеферме

Чим Самоварр
Ресторан, где я шефом, имеет долговременный контракт с пригородной птицефермой. Прекрасные бройлеры, всегда свежие яйца, да оно и понятно: молодой, энергичный коллектив, у которого тоже ...  вы понимаете, что я хочу сказать. Не у всех, конечно, но у части коллектива определенно, включая заведующего, с которым я хорошо знаком. Он меня зовёт «шеф», а я его, соответственно, «чиф».

Привет, шеф!, встретил он меня с улыбкой. Чем обязан? Что-нибудь не так? Да нет, говорю, всё в порядке, заходи к нам, сделаю специально для тебя котлеты по-киевски, или сациви. Смотрю, меняется он как-то в лице. Ты что, чиф, говорю, не доволен напоминанием о недружественных странах, у тебя зуб на них? Так это же хорошо! Вот ты их этим зубом прокусишь, изотрёшь, а потом и заглотишь! Ты ведь хочешь этого?

Теперь он смеётся, ну ладно, говорит, давай к делу, а то мне некогда. Может, хочешь спецзаказ разместить на пулярку, или каплуна? Сделаю для тебя. Хорошая идея, отвечаю я, надо подумать. Но задержу тебя сейчас всего на минутку. Скажи мне: эффект Кулиджа - это правда? В ответ чиф начинает хохотать и сквозь смех кивает головой и говорит: да, да, правда, я петухам ротацию устраиваю и все довольны...

Тут надо объяснить, что это за эффект такой. Без малого сто лет назад американским президентом был Кулидж, и помимо описания его деяний, в истории остался анекдот о том, как президент с женой однажды посетили птицеферму. Ферму они осматривали порознь. В один момент первая леди заметила, что петух многократно спаривался с курицей и попросила фермера упомянуть об этом её супругу. В ответ президент поинтересовался: что, всё время с одной и той же курицей? Нет, с разными, пояснил фермер. Скажите об этом моей супруге, попросил президент.

Спустя примерно тридцать лет биологи производили эксперименты на мышах. В камеру помещали много готовых к оплодотворению самок и одного самца, который с жадностью начинал их оплодотворять и делал это даже повторно. Однако, через некоторое время он терял к самкам интерес и выглядел совсем истощённым. Но в чём была соль эксперимента - в камеру подсаживали одну новую мышь, при этом самец сразу «оживал» и имел дело не только с ней, но опять и с предыдущими. Одному из экспериментаторов пришёл на память упомянутый анекдот и с тех пор в научной литературе появился «эффект Кулиджа». Вот так президент, что называется, совсем без драки попал в большие забияки.

Чиф кончил смеяться и мы посмотрели друга на друга, хорошо понимая, что за всем этим стоит. Между прочим, из дальнейших экспериментов выяснилось, что эффект Кулиджа имеет отношение не только к самцам, но и к самкам. И мы это тоже знаем. Без помощи мышей.