дядя Валера

Джельсомина Мохоровичич
Валерий Михайлович или просто деда Валера.

Валерий Михайлович был отцом моей подруги Юли. Это был замечательный человек, просто необыкновенный, таких сейчас нет, если бы он был помоложе, я бы в него влюбилась, ну я вообще ворона влюбчивая, но вот сами посудите. Он родился в деревне, а следовательно был не избалован с детства, умел работать руками, сам построил дом, от и до, всё умел, по старинке, по-деревенски рубил избу, прокладывал брёвна мхом, но я что-то не про то немного. Он был гармонично, всесторонне развитым человеком, сейчас ведь как, или работяга, но тупой алкаш, или умник какой в очках неприспособленный к жизни. А тут! Как я любила наши творческие вечера, когда мы попивая чаёк или что покрепче разговаривали о литературе, читали стихи по памяти, обсуждали писателей, их творчество. А ещё он работал в метео-техникуме, преподавал, то есть у него было высшее образование, заслуженный педагог, дети его любили! И умел чинить телевизоры, он всё умел: мог и полочку сколотить, и проводку починить, и грядки вскопать на огороде у него ни соринки, идеальный порядок, строго, но чисто, и два ведра брусники из лесу вынести запросто. Ходил в лес он тоже не как нынешняя молодёжь, никаких гортексов. кирзовые сапоги, кусок полиэтилена вместо палатки, топор обязательно, сделает шалаш, костёр рядышком, лапника нарубит, вот и готов домик, но деревьев без надобности не рубил, кодекс леса знал, относился к тайге с должным уважением.

Я с ним раз ходила по бруснику. Было это ещё до моего замужества, да и до его тоже:) Он в третий раз женился аккурат после этого похода. А чего? Он не бабник был, Валерий Михайлыч, но женщины его любили, шибко любили, а как такого бравого, добра молодца не любить? Так вот пошли мы по бруснику, Валерий Михайлович, Наталья, я и Глеб (его внук). А путь долгий, ведь вблизи всю бруснику выкосили давно. Идём мы болотом, болото большое, пребольшое, конца-края не видно и топкое, от каждого шага колышется, идём, аки по воде, так и есть, по воде, зелёное такое, яркое, а жара страшная, голову печёт, но не остановиться, нельзя, затянет иначе, погибнешь. Я раньше такие болота только в кино видала, вот идём мы с Наташей и вспоминаем "А зори здесь тихие" идём тропкой, бродом, ну там, где пройти можно, и на середине примерно я провалилась, и стало меня засасывать, испужалась я страшно, пытаюсь вырваться, а оно ещё сильнее меня затягивает, не справиться одной, вот и кричу я в отчаянии, ни мама, ни папа, а Валерий Михайлович!!!! - кричу я. Обернулся наш деда Валера, подбежал, вытянул меня играючи, сильный был, очень сильный. И пошли мы дальше, но я теперь всё больше по кочкам прыгала, очень мне не понравилось в болоте тонуть. Пришли на место, ягоды полным полно, стали собирать, собирали, собирали, я треть горбовика набрала и перестала, ведь главное ягоду не собрать - главное её из тайги вынести! Всю ночь мне потом та брусника снилась, перед глазами бордовые, спелые ягоды, аж лопаются от сока. А Валерий Михайлыч нас с Наташей похвалил, молодцы мол, девушки, не убоялись, вроде как он много кого звал, но никто не соглашался никогда с ним так далеко да через болото идти. А мы ответ, не смелые мы, а дуры просто, сами не знали, куда идём. Но вспоминать сейчас этот поход приятно, как будто из другой жизни он. Назад на другой день шли споро, хоть и тяжело, давит горбовик на плечи, на спину. Иду, как каторжанка какая, руки за спиной, горбовик придерживают и радуюсь я, что не пожадничала, вовремя остановилась ягоду брать. Искупались в Олхе, холодная речка, быстрая, но как хорошо освежает, силы даёт летом жарким. Ещё и грибов набрали на обратном пути на жарёху. Ну а вернувшись домой стали мы наш сей славный поход отмечать бутылочкой самогона коньячного. Да... тогда вот и случился у Натальи с Валерием Михайлычем роман, а что? я её понимаю, будь он помоложе раза в два, так я бы и сама... уж шибко хороший мужчина. тот самый принц, пусть и без коня, но ведь не в конях счастье, не это главное, золотой человек был, добрый, сильный, смелый, умный, порядочный, душевный, наш человек - настоящий!

А умер он недавно, полгода как, я как раз в Питере была. Умер у себя дома, хорошо умер, если можно так говорить. Ведь, ну давайте говорить начистоту, все мы умрем, и важно как умереть, важно как жил, смерть у него была лёгкой и красивой, насколько это возможно. Я даже думаю, что он чувствовал, что умирает и пошёл умирать, пешком пошёл, к себе на дачу, на Иркут, в дом, который построил сам, своими руками, там и умер, в тишине и спокойствии, без лишних свидетелей, это много лучше, чем умереть в больнице, среди чужих людей. И не мучился, ведь тоже важно, умер сильным и красивым (сердце). Я на похороны не попала, будучи в Москве и на дачу к нему не ходила, вдову Наташу не видела, вот не идут ноги. Я же вроде, раз не видела трупа, так он для меня и не умер вовсе, так, уехал в далёкую Новую Зеландию, и просто я его никогда не увижу, обманываю себя, но так не хочется верить, что его больше нет. И я не знаю, какие слова говорить Наташе, ведь вот ей то точно тяжело... вот я и поступаю трусливо, отрицаю эту потерю. Но я всегда очень любила Валерия Михайлыча, и всегда ещё при жизни говорила ему, какой он хороший и замечательный, и как мы его все ценим, и всегда буду помнить его, всегда.

18 сентября 2012