Исполатов

Джельсомина Мохоровичич
Сегодня вдруг поняла, что я забыла рассказать о Петре Николаевиче, надо это срочно исправить.

Моему папе он был за вместо отца (родной отец с ними не жил, мой дедуля был очень любвеобильным директором школы, и когда очередная учительница родила от него, бабуля не выдержала и выгнала деда, хотя дед при всех своих недостатках был очень яркой личностью, руководил оркестром, великолепно разбирался в литературе, позже бабушка жалела, что не смогла смириться с изменами, так как было после деда у неё много мужей, но ни один не задержался надолго, дед Иван так и остался тем единственным и неповторимым - её судьбой).
 

Они были соседями по коммуналке, жили над Аптекой на углу Киевской и Карла Маркса. Дружно жили. И после, когда им всем дали жильё, остались хорошими друзьями, не теряли связи. Петр Николаевич был женат, но своих детей у них не было, поэтому они усыновили мальчика из детдома. Позже, когда у моей мамы было своё дело, она наняла Петра Николаевича, уже пенсионера себе на работу. Это был взаимовыгодный союз: Петр Николаевич был рад работе и лишней копейке, на пенсию не прожить, а мама заполучила ответственного, не пьющего, порядочного и талантливого работника. Он ей обшил сауну без единого гвоздя, смастерил лавочки, столы, да и всегда был на подхвате, лампочку поменять или разобраться в проводке, наладить кран - он всё умел. Мама моя очень любила и уважала Петра Николаевича, он ей отвечал взаимностью. Они с женой часто бывали у нас в гостях, играли в карты, папа и Петр Николаевич резались в шахматы и потихоньку попивали водочку, оставшуюся у Петра Николаевича на антресолях ещё с советских времён. Сам он пить не пил, так рюмку за компанию, вот и скопилось "жидкой валюты" со времён талонов, когда даже не пьющие талоны отоваривали, потому как раз дают, надо брать. Любил Петр Николаевич собирать грибы, страстный был охотник, мама моя, зная эту страсть, всегда брала его с нами по грибы. Отец мой тоже, даром что слепой, но грибы видит - не каждому дано, вот на этой фото одна из последних наших поездок по грибы.

У нас дачи были рядом, бабушкина и Петра Николаевича, на Синюшке, садоводство "Садовод", я маленькой была когда, всё время к нему бегала в гости, у него кролики жили, так я им таскала ботву всякую, траву от прополки, он меня учил - Эту кролики не едят, а эту можно, я потом уже таскала только съедобную, разрешал покормить кроликов, давал погладить, подержать в руках крольчат, добрый был дедушка.

Петр Николаевич был глухой, потерял слух во время войны, он молодым парнишкой вывозил раненых с фронта, не долеченный отит, слуховой аппарат давал ему возможность слышать, но всё же говорить с ним было тяжело, но интересно, он был очень добрым, исключительно порядочным и необыкновенным человеком. Когда я родила Бернарда, он своими руками сделал ребёнку кроватку, да и дача наша построена его добрыми и умелыми руками, они вместе с папой дачу строили. Умер Пётр Николаевич так, как каждому из нас желаю, видимо его тихая, но честная жизнь, добрый характер, он никому не причинил зла, дали ему такую тихую смерть. Он умер дома, во сне, без боли и мучений, от инсульта. Сначала умерла его жена, он остался один, этот год был тяжёлым испытанием, ведь они всю жизнь прожили вместе, душа в душу. Он перенес один инсульт на ногах, сын хотел его в больницу положить, но он отказался, и правильно сделал, до конца своей жизни он сам себя обслуживал, ни был ни для кого обузой. И вот второй инсульт его добил, но он был готов к смерти, он знал, что умрёт и принял смерть тихо, с достоинством и спокойно.

Когда я думаю о людях, о человеческой жестокости и сволочизме, я всегда вспоминаю Петра Николаевича Исполатова, он для меня пример для подражания, если он смог прожить эту жизнь, не очерствев душой, не сделал ни одной подлости за всю свою жизнь, живя в этом мире, среди дурных людей, оставшись добрым и тихим, то и я смогу, не все люди сволочи, есть и порядочные, достойные люди, настоящие Человеки! Он нёс в этот мир свет, добро, любовь. Я вспоминаю его добрым словом каждый раз, как приезжаю на дачу, захожу в домик, построенный его руками. Помню, раз на даче у нас поселился бурундук и повадился есть нашу вишню, мама хотела отравить бурундука, а Петр Николаевич её отговаривал, он так радовался зверьку, советовал подкармливать соседа, чтобы тот на зарился на наш урожай, мама поначалу прислушивалась, но бурундук и подношения ел и вишню продолжал есть, и мама в конце концов сделала по-своему, отравила полосатого.
Петр Николаевич был простой человек, очень простой, на вид обычный дедушка, но вот мой папа, который пессимист по жизни, очень его любил и уважал, слушал и наслаждался его обществом, моя мама очень любила Петра Николаевича, помогала ему, ходила с ним и его женой по врачам, ведь это не спроста, так как к нему просто нельзя было относится не по доброму, ведь на добро хочется отвечать только добром. Светлая ему память. И пусть в наших жизнях всегда будут такие светлые люди и сами мы будем лучше и добрее, берегите себя, берегите родных. Помните, жизнь очень коротка.

17 мая 2015