Происхождение Дэна Брауна

Марисоль Лис
За время болезни я окунулась в мир Дэна Брауна. Меня всегда восхищало его творчество. В этот раз я читаю "Происхождение". Айтишник перевернул все современные научные представления о мире, дав ответ на два главных вопроса, волнующих человечество на протяжении всей истории: Откуда мы? Что нас ждёт?
История учит, что самые опасные люди на земле - это божьи люди... особенно если их богам угрожает опасность.
Верующий всегда может извлечь пользу, слушая неверующего: внимая голосу дьявола, начинаешь лучше понимать Бога.
Читая роман, я узнала о музее Гуггенхайма, который расположен в испанском Бильбао, о скульптуре из тумана (это своего рода эксперимент японской художницы Фуджико Накая). Уникальность в том, что они созданы из "видимого воздуха". Это волна тумана, которая возникает и растворяется.
Я была удивлена тем, что в романе имеются указания на незнакомые мне чёрные символы, история которых уходит корнями аж в 14 век.
Также в романе есть необычный предмет, который играет особую роль. Это наушники. Но наушники необычные. Они вставляются не в уши, просто прижимаются к лицу. Аудио-костная технология. Звуковые вибрации передаются непосредственно на челюсть и оттуда прямо на слуховую улитку, минуя мембрану. Ощущение - голос звучит как будто у тебя в голове. И при этом уши свободны - можно слышать людей вокруг.
Одно из предназначений искусства - поощрять диалог. Надо будет подумать об этом.
Самая большая синагога Европы находится в Будапеште на улице Дохань. Рядом с синагогой примечательная скульптура "Дерево жизни": выкованная из металла плакучая ива, на каждом листочке которой написано имя невинной жертвы. Жертвы нацистской оккупации.
Парламент религий мира. С 1893 года сотни духовных лидеров, представители более 30 религиозных течений, каждые несколько лет собирались на неделю со всех концов света, чтобы вести межконфессиональный диалог. Задачами Парламента было развивать гармоничные отношения между религиями мира, наводить мосты между разными типами духовности и находить точки пересечения всех верований. Благородная цель, конечно, но это всё бессмысленный поиск случайных совпадений в мешанине преданий, сказаний и мифов.
Я узнала о значении цвета в картине "Бассейн" Ива Кляйна. Он даже запатентовал цвет как "Международный синий Кляйна". Он утверждал, что этот цвет выражает особенности его видения мира: нематериальность и безграничность.
Скандальный фотомонтаж "Прыжок в пустоту", сделанный в 1960 году Кляйном. Это поразительное фото: хорошо одетый мужчина, выпрыгнув с верхнего этажа, летит, раскинув руки, и вот-вот рухнет на мостовую.
Ко всему этому он ещё написал "Монотонную симфонию". Оркестр в течение 20 минут подряд играет единственный аккорд - ре-мажор. Это лишь первая часть симфонии. Во второй части - полная тишина. То есть оркестр 20 минут неподвижно сидит на сцене.
В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора, то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например, написать 40-минутную симфонию из одного аккорда и 20 минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.
Ещё меня впечатлило объяснение рисунка, который сделал айтишник для выставки в музее Гуггенхайма. Его объясняет профессор из Гарвардского университета - профессор Лэнгдон. Он сказал, что айтишник иронически изложил теорию Дарвина: творение в процессе развития пожирает творца. Эволюция уничтожает религию. Звучит довольно-таки остроумно. Однако об этом тоже стоит подумать.
Также узнала о скульптуре художника Ричарда Серра "Материя времени".
А вот главной проблемой искусственного интеллекта считается не быстрый доступ к данным, но способность оперировать этими данными, уметь их сопоставлять и делать выводы.
Тест Тьюринга. Это тест для оценки интеллектуальных способностей вычислительной машины. Он был предложен знаменитым шифровальщиком Аланом Тьюрингом в 50-е годы прошлого века. Судье предлагалось послушать диалог человека и машины. Если судья не сможет с уверенностью определить, который из участников диалога -человек, тест считается пройденным.
В романе затронута одна очень интересная вещь. Революция Коперника. Николай Коперник - отец гелиоцентрической системы. Он доказал, что планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот. Это привело к настоящей научной революции в 16 веке и упразднило традиционное учение церкви о том, что Земля, на которой живет человечество, находится в центре Божьего мира. Церковь ещё три века отрицала и порицала учение Коперника, но ничего не смогла поделать: картина мира стала иной.
Религия - форма массового заблуждения. Почему миллиарды разумных людей верят непонятно во что и позволяют собой руководить непонятно кому? Хороший вопрос задал айтишник трём лидерам мировых религий (христианство, ислам и иудаизм).
Д. Браун рассказывает много легенд о городах, соборах. И кафедральный собор Альмудена не исключение. Согласно легенде, Альфонсо 6, отвоевав в 1083 году Мадрид у арабов, начал разыскивать священную реликвию - статую Девы Марии, которую жители города замуровали в крепостной стене, чтобы уберечь от мавров. Но поиски долгое время не давали результатов. И вот однажды, когда процессия двигалась вдоль крепостной стены, часть её обвалилась, и глазам верующих предстала статуя Девы Марии, перед которой горели свечи, зажжённые несколько столетий назад. Сегодня Дева Мария Альмудена - небесная покровительница Мадрида.
Главы 17 и 20 рассказывают о презентации научного открытия айтишника. Но это лишь первая часть презентации, после которой его убивают в прямом эфире. Прямой эфир смотрят почти 2,5 миллиона людей по всему миру. В этой части презентации айтишник рассказывает о древних богах, о человеческом мозге, о том, почему он верит в то, во что верит, о компьютере, вере, науке. Говорит и о Багдаде как о крупнейшем центре знаний на земле. Рассказывая о звёздах, айтишник подчёркивает, что почти две трети всех звёзд носят арабские названия, поскольку их открыли астрономы арабского мира.
После презентации начинается расследование убийства айтишника. Профессор Лэнгдон вместе с директором музея Гуггенхайма расследуют его. Узнают много тайн о жизни айтишника.
На протяжении всего романа ведут расследования и люди из Королевской гвардии и Моника Мартин, координатор по связям с общественностью. Она отвечает за связи с прессой, пиар-стратегию и сбор информации.
В чём же заключается открытие айтишника? Кто и почему его убил?
300 страниц после смерти Эдмонда Кирша (айтишник) профессор Лэнгдон и Амбра Видаль (директор музея Гуггенхайма) гоняют по Испании на убере (Компания "Убер"; при помощи смартфона любой человек в любую минуту может связаться с постоянно растущей армией водителей "Убера", а те очень неплохо зарабатывают, превращая личный автомобиль в импровизированное такси. В Испании "Убер" легализовали совсем недавно, и водители обязаны наклеивать логотип компании - букву U - на ветровое стекло.), пытаясь взломать компьютер футуролога и опубликовать презентацию о тайном открытии в интернете. Но вот незадача – пароль Кирша состоит из 47 символов, и это – ну и ну – строчка из стихотворения. Ну а о пароле чуть позже расскажу.
Мы живём в эпоху визуалов. Мультимедийная презентация куда интереснее, чем рассказ какого-то ученого, вещающего с трибуны. Ну да, нам же надо всё показать, чтоб мы поверили. Что и случилось в романе. Поверили трое, которые составляли основу мировой религии. А если поверили они, значит, поверили все. Но поверить во что-то - это одно. А понять то, во что поверили - это другое.
Компьютерщики никогда не записывают пароли. Хм... Надо будет спросить у IT-отдела, правда ли это.
Немного о пароле. 47 случайных знаков. Любимая стихотворная строчка Эдмонда. Она о будущем. Это пророчество, которое осуществилось.
Каждое новое пространство – новая головоломка, но в перерывах между разгадками Дэн Браун знакомит читателей с работами Гауди и политикой Франко. О них и расскажу поподробнее.
Старейшая, считающаяся элитной служба безопасности Испании - Королевская гвардия - ведёт свою историю со Средних веков и свято почитает традиции. Агенты гвардии клянутся именем Господа обеспечивать безопасность королевской семьи, защищать королевскую собственность и блюсти королевскую честь.
Реальная власть достигается не силой, а умением вовремя нажать на нужный политический рычаг.
Более четырёх десятилетий король управлял очень неспокойной страной - парламентской монархией, которая пришла на смену тридцатишестилетней кровавой диктатуре ультраконсерватора генерала Франко. Начиная с 1975 года, после смерти Франко, король вместе с парламентом делал всё для того, чтобы поддержать демократические процессы, которые крайне медленно, но всё-таки продвигали страну к либеральным переменам. Для молодёжи изменения были слишком неспешными. Пожилые традиционалисты воспринимали новации как богохульство. Многие представители испанского истеблишмента до сих пор оставались несгибаемыми сторонниками консервативной программы Франко, особенно его отношения к католицизму как к государственной религии и "становому хребту" нации. Либеральная молодёжь, которой с каждым годом в Испании становилось все больше, крайне негативно воспринимала такую точку зрения - постоянно трубила о лицемерии официальной церкви и ратовала за её отделение от государства.
После Франко Испания - estado aconfesional (с исп. неконфессиональное государство).
Цепной мост Сечени - один из восьми в Будапеште - простирается на триста с лишним метров, соединяя берега Дуная. Связующее звено между Востоком и Западом, он считается одним из самых красивых мостов в мире. Сюда приходят вечерами поразмышлять и полюбоваться чудесными видами. На востоке - Пешт: освещенный фасад дворца Грешема сияет на фоне колоколен базилики Святого Стефана. На западе - Буда: на Замковой горе возвышаются суровые стены крепости. К северу, вдоль берега Дуная, - строгий строй изящных шпилей парламента, самого большого здания Венгрии.
Вдоль всего моста на перилах и силовых тросах висели сотни замков. На каждом - инициалы. И каждый навеки пристегнут к мосту.
По традиции влюбленные пары приходили сюда, оставляли на замке свои инициалы, продевали дужку через перила, запирали замок на ключ, а ключ выбрасывали в глубокие воды Дуная - как символ вечной и неразрывной связи.
Ещё один мост встречается на страницах романа. Это мост Ла-Сальве на реке Нервьон в Бильбао. Он близко подступает к музею Гуггенхайма, что кажется, будто оба сооружения - единый архитектурный ансамбль. Узнаваемый из-за своей центральной опоры в виде гигантской буквы "Н", окрашенной в яркий красный цвет, мост назвали Ла-Сальве. Это место было первой точкой, откуда можно было разглядеть базилику Бегонья, посвященную Святой Деве де Бегонья, патронессе Бильбао и Страны Басков. Согласно легенде, моряки возносили благодарственные молитвы за благополучное возвращение из плавания.
Символ Франко.
Широко распространённый в Испании середины двадцатого века, этот символ ассоциировался с ультраконсервативной диктатурой генерала Франсиско Франко, чей жестокий режим основывался на национализме, авторитаризме, милитаризме, антилиберализме и патриотически ориентированном католицизме.
Древний символ состоял из 6 букв, которые образовывали латинское слово - слово, которое идеально определяло то, каким видел сам себя Франко:
Victor.
Беспощадный, жестокий, не признающий компромиссов, Франсиско Франко пришёл к власти при поддержке итальянского фашиста Муссолини и немецких нацистов. Он тысячами уничтожал противников, пока в 1939 году не получил полный контроль над страной и не провозгласил себя El Caudillo - что было испанским эквивалентом "фюрера". Во время Гражданской войны и в первые годы диктатуры каждый, кто отваживался выступить против Франко, попадал в концлагерь. По некоторым данным, только в лагерях было казнено более трехсот тысяч человек.
Выставляя себя защитником "католической Испании", Франко придерживался строгих патриархальных взглядов, официально ограничивая роль женщин в общественной жизни. Он запрещал им преподавать, работать судьями, банковскими служащими. Запрещал уходить из семьи, даже если они подвергались домашнему насилию. Он аннулировал все браки, которые не были освящены католической церковью, и кроме прочих ограничений ввел запреты на разводы, контрацепцию, аборты и гомосексуализм.
Но некоторых поражало, как быстро испанцы забыли один из самых темных периодов своей истории.
Компромиссный pacto de olvido (Пакт забвения) - принятое в стране решение "забыть" все, что было во времена Франко, - привел к тому, что в школах детям почти не рассказывали о диктаторе. Опросы показали, что в современной Испании подростки больше знают об актёре Джеймсе Франко, чем о диктаторе Франсиско Франко.

Читая дальше, я узнала о гарвардском профессоре, биологе Стивене Джей Гулд. Его теория прерывистого равновесия, или квантовой эволюции, объясняла некоторые "недостающие звенья" в цепи эволюции и в очередной раз подтверждала теорию Дарвина. Так вот, Гулд сказал, что большинство книг, направленных против Дарвина, издаётся патронажем некоего Института креационистских исследований, который, согласно его собственным программным заявлением, считает Библию точным до буквальности изложением исторических событий и научных фактов. Гулд считал, что так и с эволюцией: мы не можем заглянуть достаточно далеко в прошлое, чтобы выяснить, как начался этот процесс.
Всё, что мы можем, - наблюдать, как этот процесс происходит.
Та же история с теорией Большого взрыва в космологии. У астрофизиков есть прекрасные формулы, которые описывают расширяющуюся Вселенную в любой момент времени T - и в прошлом, и в будущем. Но если мы посмотрим, что было в самый момент Большого взрыва - когда T равно нулю, - вся математика летит к чертям: получаются бесконечно большие энергии и бесконечно большие плотности. А поскольку человеческий мозг не привык иметь дело с "бесконечностью", большинство ученых предпочитают говорить о нашей Вселенной только после Большого взрыва - когда T больше нуля. Это гарантирует, что математика остается математикой, а не превращается в мистику.
А как насчет гипотезы панспермии? Она утверждает, что жизнь была занесена на Землю с других планет метеоритом или космической пылью. Панспермия - вполне научный способ объяснить появление жизни на Земле. На Земле - да, но панспермия не дает ответа на вопрос, как появилась жизнь во Вселенной.
Человек, самое возвышенное Божье создание, по сути остается животным и его поведение во многом определяется стремлением к удовольствию. Мы ублажаем тела в надежде, что возрадуются и души.
Парк Гуэль - один из известнейших шедевров Антонио Гауди. Антонио Гауди черпал вдохновение в органических формах, используя "Божий мир природы" для создания текучих биоморфных структур, которые как бы сами вырастают из почвы. В природе нет прямых линий, однажды сказал Гауди. Предтеча "живой архитектуры" и "биологического дизайна" выдумал невиданные прежде техники деревообработки, ковки, производства стекла и керамики, позволившие ему покрыть свои сооружения ослепительно пестрой "кожей".
Даже сегодня, почти век спустя после смерти Гауди, туристы со всего света приезжают в Барселону, чтобы посмотреть на его неповторимые творения в стиле испанского модерна. Он оформлял парки, строил общественные здания, особняки. И, конечно, главное дело его жизни - Саграда Фамилия, гигантский католический собор, чьи вознесшиеся к небу шпили, похожие на морские губки, определяют линию горизонта Барселоны. Этот собор критики называют "не имеющим аналогом в истории архитектуры".
Меня всегда завораживал дерзкий замысел собора - он настолько колоссален, что его достраивают до сих пор, спустя 140 лет после начала строительства.
Гауди разработал дизайн плитки для городских тротуаров. На каждой плитке одинаковый узор - вроде бы хаотичные завитушки. Но когда их укладываешь, повернув нужным образом, возникают удивительные картины подводной жизни, в которых угадывается планктон, микробы, примитивная морская флора. La Sopa Primordial - "первичный бульон" - так называют эти узоры местные жители.
На углу Каррер-де-Провенса и Пасео-де-Грасиа, словно грубо обтёсанная скала, возвышается шедевр Гауди 1906 года, известный как Каса-Мила - одновременно и жилой дом, и бесценное произведение искусства. Задуманное архитектором как бесконечная кривая, это девятиэтажное сооружение уникально. Ни с чем не спутаешь его вздымающийся волной фасад, облицованный пористым известняком.
Извивы балконов и отсутствие прямых линий делают дом похожим на явление природы - словно за тысячи лет суровые ветра испещрили террасами и пещерами скалистую стену дикого каньона.
Поначалу странный модерн Гауди не очень нравился соседям, но вскоре дом Мила, вознесенный до небес критиками, стал настоящей архитектурной жемчужиной Барселоны.
Этот дом Гауди заказал бизнесмен Пере Мила. 30 лет он жил с женой в просторных апартаментах бельэтажа, а остальные 20 квартир сдавал внаем. Сегодня же Каса-Мила - Пасео-де-Грасиа, 92 - один из самых престижных адресов во всей Испании.
Когда профессор Лэнгдон и Амбра Видаль зашли в дом Эдмонда, им взорам бросилась огромная картина, подсвеченная музейными софитами. Перед ними висел прославленный шедевр, одна из культовых работ французского постимпрессиониста Поля Гогена. Картина называется "D’o; venons nous? Que sommes nous? O; allons nous?", что в переводе с французского означает "Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?". Сам художник считал произведение возвышенной кульминацией своих размышлений.
Гоген задумал покончить жизнь самоубийством после завершения этой картины, что он пытался сделать и ранее. Он указал, что картину нужно читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у её ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов». Голубой идол на заднем плане по-видимому представляет то, что Гоген описал как «потусторонний мир». О полноте картины он сказал следующее: «Я верю, что это полотно не только превосходит все мои предыдущие, и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее».
Картина является ключевой в новаторском постимпрессионистском стиле Гогена; его искусство подчёркивало чёткое использование красок и толстых мазков, принципов импрессионизма, в то же время стремилось передать эмоциональную или экспрессионистскую силу.
Ищя строчку из 47 знаков, Лэнгдон натыкается на каллиграфически выведенную цитату, расположенную над кроватью Эдмонда. Цитата "Бог умер" - знаменитые слова Фридриха Ницше. Ницше известный своими нападками на религию, и к науке относился довольно скептически. Особенно резко он высказывался в адрес дарвинизма: по его мнению, теория эволюции способна привести человечество к полному нигилизму, к ощущению, что в жизни нет смысла, высоких целей, нет присутствия Бога.
Не должны ли мы сами обратиться в богов, чтобы оказаться достойными его?
Эта дерзкая идея - "чтобы убить Бога, надо стать Богом" - лежит в основе всей философии Ницше. И отчасти объясняет "комплекс Творца", присущий многим гениальным ученым-первооткрывателям.

Уильям Блейк. Четыре Зоа
"Четыре Зоа" - название одного из самых известных пророческих произведений Блейка, большой поэмы, разделённой на 9 частей - "ночей". Речь там идёт в основном об упадке традиционной религии и конечном торжестве научного знания.
Они нашли любимую строчку Эдмонда. Цитирую.
The dark religions are departed and sweet science reigns.
Религий тёмных больше нет, царит блаженная наука.
Теперь им осталось этот пароль ввести в компьютер, чтобы узнать, что такого открыл Эдмонд. Профессор и Амбра летят в суперкомпьютерный центр Барселоны. Кстати, он окажется в католической церкви.
И вот уже Лэнгдон вводит пароль в компьютер. Пароль оказывается верным. Они вместе с Амброй смотрят презентацию.
Презентацию транслируют по всему миру. Её смотрят почти 230 миллионов человек. Неплохо, однако!
А чем закончилась вторая часть презентации не скажу. А то будет неинтересно её читать вам. Но читать определённо стоит. Ведь это будущее нашего мира. КОТОРОЕ УЖЕ НАСТУПИЛО!;