Мамлюки в романе Исхака Машбаша Восход и закат

Алевтина Цукор
Алевтина ЦУКОР
Размышления о романе «МАМЛЮКИ  в романе  Исхака МАШБАША «Восход и закат»

Часть I
Глава 1
От Омейяд до Аййубид

 Введение
О чем, собственно, идет речь в романе Исхака Машбаш «Восход и закат»? Конечно, он пишет о восходе и закате Государства мамлюков, которое просуществовало с 1250 года по 1517 год. Почти три века.
 До работы над романом о мамлюках, я никогда не соприкасалась с арабской культурой, и кроме искусства суфиев – мастеров персидской поэзии Низами, Руми, Хафиза, Хайяма да еще притчей о мулле Насреддине ничего не знала.
Но когда стала собирать материал, мало-помалу эпоха раннего Средневековья стала прорисовываться более отчетливо. Захотелось «нырнуть» поглубже, чтобы с головой окунуться в события, о которых пишет Исхак Машбаш в романе «Восход и закат».
Источниками информации для знакомства с арабами и темой мамлючества послужили книги по истории Древнего Египта, Вавилона, Средиземноморья, Сирии, Палестины, Ассирии, Древнего Ирана, Передней Азии. Также я обращалась к справочникам, энциклопедическим словарям, использовала географический атлас и учебники. Немалая часть данных была взята из интернета. Например, в разделе «Восточная литература», Средневековые исторические источники Востока и Запада я нашла летописный памятник раннего Средневековья Абу-Ль-Аббас Аль-Маркази - «Книгу поучений и назидания, содержащихся к описании кварталов и памятников (Каира)», в переводе Л.А. Семеновой. Текст воспроизведен по изданию: «Салах-ад-Дин и мамлюки в Египте», М., Наука, 1966г. Полную библиографию и ссылки я приведу в конце книги.   
Примечания для читателя. Необходимы некоторые пояснения, касающиеся имен, которые будут встречаться в тексте.
В данной работе будут приведены имена героев и в стилистике автора романа, например: Бибарс, Кутыз, Айдакин, Юсуф и их исторические  имена - Бейбарс, Кутуз, Атегин, Йусуф.
Поэтому имена героев будут встречаться в стилистике автора романа: Бибарс, Кутыз, когда мы будем говорить о героях романа, а   Бейбарс, Кутуз и т.д., когда мы будем говорить об исторических личностях. Цитаты и выдержки из романа будут набраны курсивом с отступами от текста.

Племенные союзы

Автор романа вводит читателя в атмосферу исторического времени:
«Египет исстари состоял из халифатов Аббасид, Фатимид и Аюбид. Со временем они рухнули, и на обломках халифата Аюбид образовалось государство черкесских мамлюков».
Мне стало интересно, что конкретно происходило в те давние времена? Кто готовил историческую и политическую платформу для Государства мамлюков. Только глубь веков могла развернуть картину наиболее полно.
Двенадцать колен измаильтян, народа, произошедшего по преданию от Измаила сына Авраама и Агари,  распространились по  всей территории северной Аравии. Родоначальники бедуинов, они вели по большей части кочевой или полукочевой образ жизни. Даже в городах Мекке и Медине все еще господствовало племенное устройство и древнесемитическое язычество продолжало существовать во всей неприкосновенности. В Медине и ее окрестностях жили в большом количестве евреи, но они не занимались пропагандой; подобно арабам они подразделялись на колена и вообще во всем, кроме религии, были с ними сходны.
Эти арабские племена середины VI века, нуждаются в социально-психологическом портрете. В истории Древнего мира говориться, что сыны пустыни отличались вспыльчивостью и чувственной возгораемостью. Гордые и свободные, воинственные и хищные от природы они мало заботились о своей будущности. Любое резко сказанное слово могло посчитаться за оскорбление их личной чести, воззвать к мести, чаще кровавой. Ответственность за поступки одного могло взять на себя племя, к которому он принадлежал. Племенные узы у этого народа были очень сильны, порвать которые считалось не только стыдом и грехом, это грозило верной гибелью. В случае насильственной смерти соплеменники обязаны были отомстить за погибшего и во всех обстоятельствах жизни не оставлять без помощи его семью.
Между измаильтянами и другими бедуинскими племенами в течение целых столетий велась вражда, которая кончалась бесконечными кровавыми распрями, приближавшими конец арабского владычества. Религия также была делом племени, у каждого были свои верования. Религия и племенная связь были одинаково важными. Каждый отдельно взятый член племени относился довольно безразлично к религиозным церемониям, но обычаям предков следовал независимо от принадлежности к религиозной общине. Он ясно видел действительность, и не имел еще способности к абстрактному; религиозные представления его были еще бессвязны, они не способствовали  слиянию с языческими культами. Таким  образом, в арабском язычестве мы видим  признаки фетишизма, где встречаются служение деревьям и камням, почитание мертвых, культ небесных светил и т.п.
Существуют свидетельства арамейского влияния на культуру и культурные  отношения в Северной Аравии. Влияние, которое может быть констатировано и важность которого не подлежит сомнению.

Задачи пророка Муххамеда
Задача, которую хотел осуществить в Медине пророк Мухаммад (570-632) (основатель ислама и официальный глава первого теократического государства в Аравии), была нелегкой. Нужно было организовать новую по социальному, политическому и религиозному статусу общину - умму.
Для начала он составил 75 братских пар, чтобы показать, что существование прежнего племенного союза уничтожилось исламом. 
Каждая пара состояла из одного беглеца (которые бежали к нему из Мекки) и сподвижника пророка. Имущество общинников наследовалось помимо родственников, и общинники должны были считаться братьями.
Со времен Мухаммада действовал молитвенный дом, куда все аккуратно собирались, а позднее собирались особым «вещательным» образом (Bilal), чтобы совокупно совершать общее моление под руководством имама.
Значение подобного учреждения трудно переоценить: любящие свободу недисциплинированные арабы приучались этим путем порядку и дисциплине. Этот молитвенный дом еще называли  «местом военных упражнений ислама», а ежедневная, пять раз в день повторяемая молитва, стала общим боевым кличем: «Аллаху Акбар!»
Племенные распри в умме прекратились, ни старая, ни новая кровавая месть не могла больше вносить раздор в среду «верных».
После принятия ислама в общине пророка Мухаммада модель мира изменилась. Изменения проникли в жизнь и культуру каждого араба, каждого завоеванного арабами народа, стала основой жизнедеятельности от самого обыкновенного простолюдина до аристократа. Идеи ислама трансформировались и из сугубо религиозных стали явлением общей  культуры. 
Смерть пророка Мухаммада не остановила развитие ислама. Арабы при халифе Омаре I (634-644) за невероятно короткое время покорили Персию, Сирию, Египет и прилегающие земли. В результате этих завоеваний магометане вступили в непосредственный контакт иноверцами: зороастрийцами и христианами.
По своей внутренней силе эти религии могли оказать исламу сопротивление более значительное, нежели древнеарабское язычество. Но ислам не навязывал насильно свои устои. В покоренные страны хлынул поток арабов, которые повсюду вносили свой быт, язык, свою религию. Обращение покоренных народов в магометанство шло путем вытеснения коренных и приобретенных верований, нежели насаждения ислама. Толерантность среди мусульман была высокой и долгое время среди арабов-магометан мирно уживались иноверцы. Язычество, зороастризм, христианство сами по себе отходили на второй план. Скоро они были бы вытеснены вовсе, если бы в самом исламе не произошел внутренний раскол, который  сильно ослабил мусульманскую доминанту в странах распространения  ислама. Раскол  не только сильно подорвал авторитет учения Мухаммада среди иноверцев, он на века разделил самих мусульман на два течения: суннитов и шиитов.

Раскол в исламе. Абу-Бекр
Конечно, раскол имел политический характер: после смерти пророка общинники не знали, кого выбрать предводителем его общины. При жизни Мухаммад не сделал никаких распоряжений по поводу преемников, а наследование власти  у арабов было не в обычае. Ни в Коране, ни в предании о преемниках также ничего не говорилось. Поэтому сунниты высказались за то, что халифы должны избираться общиной по личным заслугам и являться единственно законными преемниками пророка. 
Первым халифом Арабского халифата стал Абу-Бекр (573-634) в прошлом богатый купец, отец жены пророка Мухаммада Аиши. Он завоевал Сирию и при нем Коран был собран воедино.
Вторым халифом стал Омар, который с 616 года был ярым приверженцем пророка Мухаммада. В 634 году он наследовал Абу-Бекру. Омар завоевал Сирию, Персию, Египет. Он был щедр, строг и справедлив. В 644 году Омар был убит противниками ислама.
Осман - третий халиф, сподвижник и зять пророка Мухаммада.  Осман, сын Аффана из рода Омейядов, при котором произошло значительное расширение территории Арабского халифата. Именно он стал косвенной причиной раскола. Осман вел активную внешнюю политику: при нем арабы покорили область Карфагена (648), остров Кипр (649), докончили покорение Персии (651), и именно по его распоряжению была составлена официальная редакция Корана.
Но внутри государства во время его правления были постоянные смуты. Своим покровительством мекканской, преимущественно омейядской знати, он вызвал большое неудовольствие среди арабов и сам стал жертвой своей слабости. В Медине поднялось восстание, он был низложен и убит.

Династия Фатимид
В 656 году, после убиения Османа, четвертым халифом был провозглашен Али-бен-Абу-Талеб – вернейший сотрудник Мухаммада – муж его дочери Фатимы. Так, по имени дочери Мухаммада возникла правящая династия Фатимид и тут же вспыхнула междоусобная война.
Вражда велась между новым халифом Али-бен-Абу-Талеб (Али) и его многочисленными противниками, особенно приверженцами вдовы пророка Мухаммада – Аиши, дочери Абу-Бекра. Если принцип наследственности не нравился арабам, то по понятию персов, которые после завоевания Ирана вышли на политическую арену – был, наоборот, единственно возможным.
Али твердо стоял на том, что выбор первых трех халифов был недействительным, что только прямые родственники могли наследовать власть пророка. Так как Мухаммед не оставил после себя сыновей, то законной преемницей власти является его дочь – Фатима, а халифом – ее муж Али, а далее их сын Гуссейн (Хуссейн). Кроме этого, Али утверждал, что при жизни пророк указывал на него, как на преемника. Однако это утверждение отвергали сунниты-общинники.
Напомню, что при решении о высшей мусульманской власти – имаме-халифе, они опирались на «согласие всей общины», избирая любого члена, в отличие от Фатимид, признающих наследниками лишь династию Алидов.
Так, через двадцать лет после смерти Мухаммада, ислам раскололся на  религиозные направления – суннитов и шиитов.
Сунниты – это правоверные мусульмане, почитающие первых трех халифов – Абу-Бекра, Омара и Османа законными преемниками пророка Мухаммеда, признающие многочисленные предания  (сунны) о Мухаммаде, о его жизни, о его поступках и изречениях, вошедшие в сборник преданий (хадисов).
 Шииты – это первоначальная политическая партия, признававшая четвертого халифа Али первым легитимным  правителем, отвергавшая династию Омейядов в пользу династии Фатимид (Алидов). Шииты заявили, что не признают суннитских халифов, считают первым и законным преемником Магомета – Али. Впоследствии они признали толкователями ислама 12 имамов из династии Алидов. Именно шииты разделили религиозную духовную власть имама и светскую султана и перестали признавать султана духовным  главой.
Так впервые и надолго возникло между древнеарабским (суннитским) и (шиитским) направлениями противоречие, которое с тех пор искусственно поддерживалось и расширялось все сильнее и сильнее.
Кроме двух противоборствующих течений существовали еще и множество сект, которые также претендовали на имамат. Таким сектантским было течение хариджитов, которые первоначально примкнули к партии Али, согласившись выбрать его халифом.  Но когда они убедились в том, что несчастный халиф всюду встречал яростное сопротивление, начиная от вдовы Пророка Аиши до знатнейших семей ислама, что междоусобная война в разгаре и ей не видно конца, они пришли к убеждению, что ничего больше сделать нельзя. Что прославленные последователи и аристократы ислама в борьбе за власть нравственно пали, думая о личных выгодах. И что они едва ли заслуживают названия «верных».
Наместник Сирии Муавия из рода Омейядов, яростный противник Али, подзадорил хариджитов, вооружил наиболее пылких, и те восстали против Али. Халифу пришлось усмирять их силой. Муавия посеял ветер, но пожал бурю.
После смерти халифа Али в 661 году, сунниты провозгласили халифом Муавия. И он повторил ошибку халифа Османа. Потому что оба халифа династии Омейядов нисколько не заботились об исламе, а власть удерживали мечом и хитростью.
Хариджиты вновь подняли восстание, и оно разгорелось при Муавии с небывалой силой. Как только представлялся случай, хариджиты брались за оружие и выбирали себе собственных халифов, которых не признавали ни сунниты, ни шииты. И те и другие хотели ограничить избрание только своими партиями, о чем хариджиты, со своей стороны, не хотели и слышать.  Несмотря на то, что сунниты избрали халифа из рода Оймеядов, у  них существовало предание, что община может выбирать халифом только  корейшита – племя, из которого происходил Мухаммед. Это вызывало дополнительные брожения.
Непокорность Омейядам каралась опустошением селений, городов, смертью и изгнанием. Такие карательные меры действовали удручающе, хариджиты не пошли дальше частных восстаний, которые подавлялись с ужасной жестокостью, и, в конце концов, везде кончались неудачей.
Чтобы раз и навсегда покончить с распрями и войной, было придумано предание Пророка, которым верные призывались не только к терпению, он и добровольному подчинению всякой тирании. Лишь в отдаленных провинциях, в таких племенах как берберы Северной Африки, сохранился воинственный дух. Ну а хариджиты вскоре стали крайне умеренными.
Династия Омейядов, правившая почти век (661-750) всеми областями арабов, достигших при них высшего процветания, далеко расширившая пределы Арабского халифата была в 750 году потеснена династией Аббасидов. Зеленое знамя династии Омейядов упало в Сирии, но через шесть лет вознеслось над Испанией и реяло над ней до 1032 г.

Династия Аббасид
Аббасиды (араб. ;;;;;;;;;;;;;, Abb;s;y;n) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммада.  Аббасиды Свергли Омейядов, по всему халифату, кроме Аль-Андалузии. Начали своё правление в городе Карры в 750 году, а в 762 году перенесли столицу в Багдад.  Аббасиды в течение двух столетий переживали подъем, однако в связи с походами тюркской армии мамлюков династия начала приходить в упадок.
Аббасидская империя была самой крупной империей своего времени. Она простиралась от Атлантического океана до Китая. На протяжении 508 лет в ней правили 38 халифов из династии Аббасидов. И по своему политическому величию и по культурному расцвету, век первых Аббасидов есть наиболее блестящая пора в истории халифата, доставившая ему всемирную славу. С тех пор живы поговорки: «как времена Харуна ар-Рашида», «как роскошь халифов», словно синонимы сказочной роскоши и богатства. Первые Аббасиды интересовались наукой и искусством, и потому при них стала развиваться деятельная умственная жизнь, в которой с юношеским рвением принимали участие не только арабы, но и персы. Плодом этого движения явилась арабско-персидская культура.
Не стоит забывать и о мрачной стороне правления халифов — их деспотической, бессердечной, часто коварной жестокости. У основателя династии Абу аль-Аббаса прозвище было «Кровопроливец», хитрый аль-Мансур, перед народом любил облекаться в лицемерную одежду набожности и справедливости, усыпив осторожность клятвенными обещаниями и милостями, он  тайно казнил опасных ему людей. У аль-Махди и у Харуна ар-Рашида жестокость перемежалась щедростью. Именно при Аббасидах в судопроизводство была введена система пыток, а вероломное свержение визирской семьи Бармакидов, налагавшей известную узду на властелина, делает Харуна ар-Рашида одним из отвратительнейших восточных деспотов.
В историографии эпоха существования Исламского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются Золотым веком ислама. А Аббасиды в течение двух столетий переживали подъем, и только в связи с походами армии мамлюков династия начала приходить в упадок.
Как мы говорили выше, некоторые халифы династии Омейядов вне всякого сомнения были очень способные и энергичные властители. Внешний блеск магометанского господства был доведен до такого величия, какого оно никогда уже более не достигало. Но господство их в действительности вовсе не было господством ислама, а носило скорее национально-арабский характер. Покоренные народы, переходили ли они в ислам или оставались верны религии своих отцов, просто грабились ради выгоды арабов. Омейядами установилась система поголовщины, которую они приводили в исполнение беспощадно и систематически, особенно в Иране – арабско-персидской пограничной провинции, особенно в Хорасане. В Хорасане, абассидам пришлось встретить отпор храбрых тюркских племен.
Тогда Аббасиды, под предлогом содействия законным правителям из потомков Пророка, произвели восстание и низвергли династию Омейядов, уже и без того ослабленную племенными раздорами. Омейяды были настолько непопулярными, что им не только отказывали в повиновении, но готовы были признать их неверными. Между арабами разгорелся спор о сущности веры, он повлек за собой ряд других теологических вопросов. Спорили о свободе человека в своих действиях. Или им принудительно руководит божие всемогущество? Предположения порождали новые споры, ни в Коране, ни в  предании однозначного ответа не было.  Споры перешли в столкновения, этим воспользовались Аббасиды и перехватила власть.   
Претендуя на верховную власть Аббасиды аргументировали захват тем, что Омейяды, к роду пророка Мухаммеда, то есть к корейшитам не принадлежали. Последний омейядский халиф Марван II бежал в Египет, где в 750 году был убит. Аббасиды почти поголовно истребили Омейядов, а также уничтожили своих недавних сторонников по антиомейядскому движению — Абу Саламу (750) и Абу Муслима (755).
Новая династия Аббасидов, принадлежала к одному роду с пророком Мухаммадам.  Абдул Абасс (566-652) был родным дядей пророка, он же стал родоначальником халифов Аббасидов, правивших в Багдаде с 750 по 1258 год.
Династия Аббасидов перенесла центр государства из Сирии в Месопатамию. Она  сделала шаг вперед в характере ислама, который сбросил с себя чисто национальный арабский отпечаток. Всеми силами ислам стремился развиться в универсальную религию. Стало признаваться равенство всех верных, прежде оно было пустым звуком.
 
Халифат при аль-Мамуне, сыне Харун ар-Рашида
 Можно более подробно вникнуть в историю Аббасидов на примере правления сыновей Харун ар-Рашида и  увидеть развитие политических отношений внутри Халифата.
Со смертью Харуна ар-Рашида единство государства Аббасидов было нарушенным и причиной тому стало решение халифа о преемнике.
В 782 году Харун ар-Рашид назначил своим наследником младшего сына Мухаммада под именем аль-Амин, а в 799 году старшего сына Абдаллаха объявил следующим после аль-Амина наследником под именем аль-Мамун. Спустя три года Ар-Рашид дополнил свое решение, назначив аль-Мамуна, второго наследника, несменяемым правителем Хорасана.
К такому политическому решению привел следующий факт. Младший сын Мухаммад (аль-Амин) был рожден от жены, которая принадлежала к знатному роду - к роду Пророка. Старший сын Аблаллах (аль-Мамун) был рожден от персидской наложницы. Конечно, престолонаследником династии Аббасид должен был стать потомок Мухаммада.
Чтобы смирить братьев со своим решением, ар-Рашид, предполагавший вражду между ними, решил связать их клятвой, данной у стен священной Каабы. И прежде чем аль-Амину вступить на престол, братья исполнили завет отца, совершили паломничество в Мекку. У стен Каабы они торжественно поклялись уважать решение халифа-отца, и тут же в Мекке обнародовали завещание о наследовании и наследниках. Так мусульманская империя династии Абассид разделилась на две части на то время, пока у власти находился аль-Амин. Аль-Мамун, наследник аль-Амина, был наделен почти неограниченными полномочиями в Хорасане, восточной провинции Ирана.
Но Аль-Амин, вступив на трон, объявил наследником своей власти в Хорасане своего сына (лишив аль-Мамуна верховной власти), на что возмущенный аль-Мамун отправил брату протестное послание. Этот протест дорого стоил хорасанскому правителю, аль-Амин лишил его права наследования власти в Халифате. С  этого  временем между братьями началась борьба за власть.
Несмотря на принадлежность к благочестивому роду Пророка, аль-Амин не снискал доброй славы правителя ни у арабов, ни у персов. Видимо «чистая кровь» сыграла с ним злую шутку: он стал заносчивым и легкомысленным правителем, пренебрегавшим государственными обязанностями ради развлечений. Окружив себя советниками, он позволил хитрым визирям вершить государственные дела.
Положение аль-Мамуна в Хорасане было более выигрышным: будучи наполовину персом, он правил автономно от Халифата.
Расправа аль-Амина над Баркамидами (династия, к которой принадлежал визир Хоран ар-Рашида, и который ограничивал власть правителя) вызвала в персидских провинциях недовольство. От мятежа восточных провинций спасло только то, что аль-Мамун был наполовину перс. В своих действиях он строго следовал заветам отца, которые были  скреплены клятвой братьев у стен священной Каабы.
Своего правителя аль-Мамуна население Хорасана поддерживало еще и потому, что он не пренебрегал иранскими интересами. В отличие от брата аль-Мамун получил хорошее образование и правил под руководством своего наставника аль-Фадла ибн Сахла. Аль-Фадл ибн Сахл и его брат аль-Хасан сделали для правителя Хорасана все, чего мог ожидать от них халиф-отец Хоран ар-Рашид. И именно по совету аль-Фадла Аль-Мамун не покинул Хорасана ради Багдада, где правил брат. Он решил быть подальше от брата, создал в Хорасане прочную базу и хорошенько укрепился в провинции. Еще при жизни Харун ар-Рашида он сопровождал отца в 803 году, в поездках по Востоку, а после его смерти сумел взять управление провинцией в свои руки. Между братьями назревала война и, говоря современным языком, спусковым крючком послужили следующие события. 
После смерти Харун ар-Рашида в 809 году один из его военачальников в Мавараннахре Рафи ибн Лайс отказался подчиняться багдадской власти и овладел Самаркандом. Халиф выслал против него объединенное  - свое  и  войско брата под предводительством эмира Харсамы, который осадил Самарканд и, взяв город в 811 году, казнил мятежника. После успешного усмирения мятежа визирь аль-Амина аль-Фадл ибн ар-Раби приказал войску Харсамы возвратиться в Багдад. Такое распоряжение возмутило аль-Мамуна,   поскольку войско Харсамы принадлежало ему.
На этом месте мы остановимся подробно.
Одна из жен аль-Мамуна была из знатного тюркского рода. Согласно традиции, ее привезли в сопровождении вооруженной свиты, состоящей из торканов – родственников по крови.
Ратные подвиги и преданность аль-Мамуну возвысили степных аристократов, вскоре они заняли лидирующее положение при дворе и пользовались доверием халифа. Именно торканы составили личную гвардию аль-Мамуна, они обеспечивали его безопасность, а позднее занялись набором юношей-невольников, купленных на рынках, для  обучения службе в придворной гвардии. 
Гвардия халифа пополнялась и пленниками, захваченными в ходе войны арабов с кочевниками и достигала численностью до четырех тысяч воинов. Кроме кочевников-степняков гвардейцами становились  выходцы из Северной Африки и Восточной Европы.
Так что именно при аль-Мамуне появились зачатки первой профессиональной армии, потому что гвардейцы входили в число лиц, получавших за военную службу вознаграждение. Придворная армия оберегала халифа аль-Мамуна до самой смерти, и позже служила другим правителям.
Поэтому аль-Мамун пришел в крайнее возмущение, когда халиф решил «присвоить» его гвардию и приказал войску Харасамы отправиться в свою резиденцию - Багдад.
По завещанию покойного отца аль-Амин  должен был соблюдать суверенитет Хорасана. На деле все было иначе. Когда по совету аль-Фадла ибн Сахла аль-Мамун отказался отправить свое войско в Багдад, Аль-Амин отправил войско против непокорного брата. Началась война.
Небольшая армия аль-Мамуна под командованием Харсамы и хорасанца Тахира в 811 году нанесла поражение иранской армии аль-Амина и двинулась на запад. За два года армия аль-Мамуна заняла весь Западный Иран и подошла к Багдаду. Осада города продолжалась около года, горожане яростно сопротивлялись, потому что считали армию аль-Мамуна вражеской, а ее вторжение иноземным. Под напором хорасанской армии защита города была прорвана, сторонники аль-Амина бежали, сам халиф был убит солдатами Тахира. Аль-Мамун был провозглашен халифом Аббасидов. 
Постепенно западные провинции Халифата вошли в состав государства. Аль-Мамун поручил правление Ираком своему верному военачальнику Тахиру, сам поселился в Мерве, который намеревался сделать столицей Халифата. Впоследствии он передал управление Ираком брату своего наставника аль-Фадла – аль-Хасану ибн Сахлу.
Он стал правителем, который правил одинаково разумно и персами и арабами. Следуя заветам Бармакидов он старательно примирял верхушку иранского общества с властью арабских Аббасидов. В окружении аль-Мамуна было много арабов, это не мешало ему взывать к национальным чувствам персов, увеличивая среди них число своих сторонников. Не сталкивая своих подданных, он пытался развязать узел династийного национально-религиозного конфликта и, оставаясь продолжателем линии Бармакидов, вызывал неприязнь влиятельных имамов-традиционалистов. 
Став полным властителем халифата, аль-Мамун на протяжении долгих двадцати лет правления постоянно испытывал противостояние сторонников аль-Амина, которые бежали в Сирию, Азербайджан, и которые слились с противниками его отца. Сопротивление вылилось в продолжительное многолетнее восстание под руководством Бабека, объявившего себя воплощением раннего хуррамитского имама. Он собрал в Азербайджане большое число сторонников, и  вера в имама носила чисто шиитский характер.  Хуррамиты категорически отвергали власть халифа, признавая только власть пророков и своих имамов. Аль-Мамун, оберегая аббасидскую власть, вынужденно принимал меры против хуррамитов, поскольку они могли составить существенную угрозу халифату.
Византийцы из Анатолии, противящиеся укреплению аббасидского халифата, всячески поощряли Бабека, подталкивая его к активным действиям против Багдада. Они понимали, что боеспособность армии багдадского халифа упала, его военачальники стали градоначальниками, так что качественно противостоять армии Бабека будет некому.
В активности хуррамитов были заинтересованы радикально настроенные главари из движения хасанидов, и по политическим соображениям они готовы были на союз с ними. Восстание возглавил шиит, сражавшийся в армии аль-Амина, Абу-с-Сарайа и предводитель хасанидов Ибн Табатаба. Сражение велось в районе Куфы, союзники сумели отбить наступление халифской армии и удержать Куфу. Видя успех сопротивления, восстание всколыхнулось с новой силой и распространилось по всему Южному Ираку. Однако визирю удалось собрать силы, в 815 году Абу-с-Сарайа был наголову разбит, схвачен и казнен.
Шиитское восстание произвело сильно впечатление на аль-Мамуна, он коренным образом изменил свою политику. Он пошел на тактический ход: пригласил в Мерв из Медины восьмого алидского имама Али ар-Рида, объявив, что хочет отказаться от исключительного права Аббасидов на власть в халифате. Что он намерен после себя оставить халифом одного из Алидов. Однако, при этом не упомянул, кого конкретно он хотел бы видеть после себя на халифском престоле.  Из заявления вытекало и то, что Аббасиды не отстранялись заранее от власти. 
Аль-Мамун, пытаясь установить новый порядок, хотел, чтобы потомки Али или аль-Аббаса сохраняли за собой возможность избираться в качестве глав государства. Эта идея была  использована аль-Мамуном в его новой доктрине.
Аль-Мамун, следуя доктрине шиитов, объявил себя имамом.
До этого титул имама не употреблялся аббасидскими правителями, аль-Мамун, следуя примеру шиитских проповедников, подкрепил свою власть религиозным авторитетом. 
Сделал ли аль-Мамун этот шаг лишь из политических соображений?  Складывается впечатление, что Аль-Мамун был близок шиитам по убеждению. Видимо, четкое исполнение закона было в его природе, в чем можно убедиться, видя, как ревностно он исполнял заветы отца.
Для изучения религиозных наук аль-Мамун пригласил в Мерв (откуда продолжал управлять государством, и где у него была мощная поддержка хорасанской армии) шиитского имама Али ар-Рида. Визиря аль-Фадла ибн Сахла халиф сделал посредником, который доносил до народа религиозную политику своего господина.   
Али ар-Рид был сыном убитого Мусы аль-Казима, от которого он по наследству получил звание шиитского имама. В это время он проходил обучение в Медине, был сосредоточен на религии и не помышлял о политике. Узнав о том, что аль-Мамун хочет сделать его своим преемником, встретил известие с неохотой, но принес клятву верности, предложенную ему халифом.
Как зрелый политик аль-Мамун, видимо принявший решение совместно с визирем-наставником аль-Фадлом, делает осторожный политический шаг. Он провозгласил аль-Рашида преемником, который должен был сменить его на посту халифа, но не потому, что тот был шиитским имамом. В таком случае акцент в обществе сместился бы на преемника еще при жизни халифа. Он объявил имама человеком, «наиболее достойным, чтобы исполнять столь ответственную миссию и лучше других к ней подготовленного». Чтобы скрепить союз халиф, следуя традиции брачных связей, выдал свою дочь за Али ар-Рида и обещал выдать другую дочь за сына Али ар-Рида. 
Опора на жителей восточных провинций не могла не сказаться на отношениях с аббасидами, делавшими упор на то, что династии арабских халифов с 762 года жили в столице – Багдаде. Они также не могли приветствовать и нововведение аль-Мамуна, когда изменился характер верховной власти – из предводителя мусульманской власти он превратился в первосвященника, в главу всей мусульманской общины, где вероисповедание значило больше, чем этническая принадлежность. И это притом, что первоначальная община (умма), созданная пророком Муххамедом, управлялась одновременно и административно и религиозно. Но одно дело община, другое огромное государство, созданное после Мухаммеда в результате арабских завоеваний,  включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова. Вместе с территориями вошло в оборот арабское понятие «халиф» и «халифат», что означало, во-первых, титул наместника – халифа, во-вторых, государство, созданное арабами-завоевателями под предводительством халифов. Власть политическая и религиозная разделилась и халиф стал представителем светской власти.
Такая огромная империя всегда была под угрозой раскола и распада, поэтому предыдущие правители старались сохранять паритет между противоборствующими сторонами, привлекая в верхушку власти представителей из каждой провинции. Но поощрение иранского самосознания за счет других это было слишком. Иракцы были и оставались сторонниками законности Аббасидской династии и по своему понимали политику аль-Мамуна.
Я могу предположить, что наставник аль-Мамуна был суфием, который очень тонко направлял своего ученика в управлении государством. Недаром аль-Мамун остался в истории как халиф-философ. Арабы понимали влияние визиря на правителя, и потому усматривали в реформах халифа происки аль-Фадла ибн Сахла, желавшего-де установить господство иранцев в государстве. Арабы за пренебрежение Ираком решили отомстить своему халифу и в 817 году провозгласили в Багдаде халифом сына халифа аль-Махди, замечательного музыканта и певца Ибрахима ибн аль-Махди (817-818). Жители Багдада требовали возврата к законам Корана и сунны.
Аль-Мамун, узнав о происходящем в Багдаде, понял, что зашел с арабами слишком далеко, и что может лишиться престола. В Багдаде шли волнения, сторонники халифа сплотились и выступали против коалиции Ибрахима ибн аль-Махди, вскоре к ним присоединился аль-Мамун с армией. Отправляясь в Багдад, аль-Мамун рассчитывал на карательные действия против зачинщиков восстания. Но осада Багдада требовала времени, сил и политического решения. Несколько месяцев упорного сопротивления Багдада сделали свое дело. Халиф решил снова круто изменить политику, но в обратную сторону. Он решил порвать отношения со своими сподвижниками и отказаться от столь непопулярной  в народе прошиитской политики.
Могу предположить, что такое решение далось аль-Мамуну с трудом, поскольку за идеей о халифе-первосвященнике стоял его любимый учитель, визир Али аль-Фадл. Видимо в саму идею была заложена мысль о мюридском государстве. Государь-имам, воин Аллаха. Аль-Мамуну пришлось выбирать между синицей в руках и журавлем в небе, проще – между визирем и престолом. В 818 году, пока аль-Мамун осаждал Багдад, гвардейцами халифа был убит аль-Фадл ибн Сахла. Одновременно, при таинственных обстоятельствах умер Али ар-Рид. В Мерве поползли слухи, что он был отравлен по приказу самого халифа.
Наконец, в 819 году аль-Мамун вступил в покоренный Багдад. Шиитские зеленые знамена Алидов сменились на черные Аббасидов.
Предательство порождает ответное предательство. Аль-Мамун после переселения в Багдад доверил управление своей восточной провинцией лучшему военачальнику, сподвижнику в делах, иранцу Тахиру. Но тот правил недолго, всего лишь год (821-822). Тахир, видимо, не простил отступничества халифа, и перед смертью объявил провинцию независимой. Он повелел опускать упоминание имени халифа в пятничной молитве, что означало выход из повиновения. Аль-Мамун снова пошел на уловку, передал управление провинцией сыну Тахира – Тальхе (822-828).  С той поры в Харасане установилась власть Тахиридов, которые посылали в Багдад ежегодную дань. И это снова перекликается с мамлюками, потому что захват власти Тахиром является военным переворотом, когда военачальник правителя становится сам основателем правящей династии. В данном случае – Тахиридов.
И в конце правления аль-Мамуну становилось все более ясно, что всякая попытка сохранить целостность империи обречена на неудачу. Гражданская война, начатая между аль-Амином и аль-Мамуном имела для государства трагические последствия.
С VIII века от халифата Аббасидов начали отделяться отдельные области. В 945 году столицу захватили персидские шиитские шахиншахи Буиды. Лишённый светской власти аббасидский халиф стал мусульманским первосвященником, авторитет которого признавали все сунниты.
После завоевания Багдада сельджуками в 1055 году и утверждения Сельджукидов Аббасиды продолжали оставаться преимущественно первосвященниками. В их руках оставалась только духовная власть имама, от которого, согласно традиции, исходила верховная власть светского правителя — эмиры и султаны получали инвеституру и приносили присягу.
После распада государства Сельджукидов (1118) халифат Аббасидов возродился как государство в бассейне Тигра и Евфрата. Халиф ан-Насир включил в состав халифата территорию Хузестана и вёл борьбу против хорезмшахов.
10 февраля 1258 года монгольские войска Хулагу-хана ворвались в Багдад, учинив разгром города. Некогда самый величественный город мира был разрушен, до миллиона людей убито. Через 10 дней после падения Багдада последний Халиф аль-Мустасим был казнен.

Айюбиды
Аййубиды, (араб.  )  – мусульманская династия курдского происхождения, потомок которой Салах ад-Дин Юсуф ибн-Аюб стал султаном, основателем правящей династии Айюбидов в Египте.  На фоне переизбытка страстей, которые, как костры, вспыхивали и разгорались в Сирии и Египте, Салах ад-Дин (европ. Саладин) в 1169 году, низложил султана, захватил власть в Египте и восстановил суннизм.
Но давайте попытаемся изложить все по порядку.
Родоначальником династии Айюбидов был Наджм ад-Дин Айюб, сын полководца багдадских Аббасидов – Шази ибн-Марвани. В 1138 г. Наджм ад-Дин Айюб и его брат Асад ад-Дин Ширкух перешли на службу к правителю Мосулу Занги (Зенги). Военные походы, которые предпринимал правитель и выдающийся полководец Мосул Занги принесли братьям славу и положение при дворе, а после смерти правителя верно служили его сыну Hyp ад-Дину (европ. Нуретдину), который правил в 1146-1174 годах.
Нур ад-Дин, утвердивший власть во всей Сирии,  в 1164 году оказался вовлеченным в междоусобную войну в Египте. Война осложнилась вторжением туда крестоносцев Иерусалимского королевства. Нур ад-Дин не мог отказать визирю египетского халифа Шавару в помощи против «франков». Он послал отряд во главе с военачальником мамлюков Ширкухом и отправил своего племянника Салах ад-Дина Юсуфа ибн-Аюба, чтобы он поучаствовал в этой военной кампании. Ситуация в Египте сложилась так, что Ширкух не только изгнал «франков», но и сверг интриговавшего против него визиря Шарава. В январе 1168 года Ширкух получил от халифа аль-Адида из династии Фатимидов пост визиря. В скором времени Ширкух неожиданно умирает и в марте 1168 года визирем становится Салах ад-Дин.
 Фатимидская власть в Египте шаталась не только от иноземного нашествия, внутри племен и династий шла ожесточенная борьба за власть, которая угрожала халифу свержением. Чтобы укрепить власть халифу оставалось одно: покупать воинов-гулямов с большим и большим размахом. Что он и делал. 
Салах ад-Дин, опираясь на пришедшие с ним из Сирии мамлюков, сумел разгромить взбунтовавшуюся против него фатимидскую гвардию, лишив правящую династию последней опоры. В 1171 году Салах ад-Дин низложил последнего фатимидского халифа аль-Адида и провозгласил себя султаном. В пятничной молитве он приказал поминать имя аббасидского халифа аль-Мустади, что означало отказ от исповедуемого фатимидами шиизма.
Древний историк Абу-ль-Аббас аль-Маркизи в своем труде «Книга поучений и назиданий» (в переводе Л.А.Семеновой) пишет следующее:
«О последних Фатимидах
И когда в десятый день месяца мухаррама 567 года (То есть 14 октября 1171 г.) умер Адид Лиддин Аллах, Каракуш стал принимать меры предосторожности против семьи Адида и его детей. И число родных его во дворце составляло сто тридцать, а детей было семьдесят пять. И переселил их он [Каракуш] в отдельное место, за дворцом. И собраны были дяди халифа и прочие родственники в одном строении, и, остерегаясь их и боясь их соединения, он отделил мужчин от женщин, чтобы ускорить их вырождение.
А дворец со всеми его хранилищами и диванами и имуществом и драгоценностями перешел к султану Салах ад-дину Йусуфу ибн Аййубу. Некоторых из бывших в нем свободных он отпустил и одарил их, а остальных использовал на службе. И распорядился продавать все новое и старое, и распродажа всего найденного во дворце продолжалась десять лет. И очищен был дворец от обитателей его, и заперты были его ворота. Затем овладели им эмиры и стали отрывать плиты в помещениях и залах халифов и их приближенных, лучшие из них забирали, а остальные продавали...
И поселил он [Салах ад-дин] своего отца Наджм ад-дина Аййуба ибн Шади во дворце Лулу, у канала. И сподвижники его взяли помещения, принадлежавшие фатимидским правителям, и если кому-либо нравилось какое-либо помещение, то изгонял он оттуда жителей и поселялся сам.
Сказал кадий ал-Фадль: тринадцатого числа раби второго 567 года (То есть 15 декабря 1171г.) было проверено содержание особого хранилища во дворце. И говорят, что там находилось сто сундуков прекрасных одежд с украшениями и инкрустацией, и дорогие ожерелья, и великолепные реликвии, и драгоценные камни, и прочие сокровища огромной ценности.
И смотритель Баха ад-дин Каракуш сделал распоряжение, согласно которому эмир Мавсак и эмир Абу-л-Хиджа ас-Самани (У Ибн Шаддада — Абу-л-Хмджа ас-Самин) и [175] прочие гузы (Макризи подразумевает под “гузами” курдских и тюркских эмиров, приближенных Салах ад-дина) освободили занятые ими помещения в западном дворце, и поселил он туда своих пленников, огражденных от наблюдателей и увеселений, чтобы не сознавали они унизительности своего положения, — хвала показывающему чудеса и творящему их, и наследующему землю, и завещающему ее!..
И сказал Ибн абд аз-Захир о дворце: когда Салах ад-дин взял его и вывел из него находившихся в нем, то было их двенадцать тысяч душ, и не было в нем других знатных лиц, кроме халифа, его домочадцев и детей... И схватил также Салах ад-дин эмира Дауда, сына Адида, наследника престола по воле Аллаха; и заточены были вместе с ним все его братья... И находились они в заключении в доме ал-Афдаля в квартале Барджаван, пока не перевел их малик Камиль Мухаммед ибн Адиль ибн Абу Бакр ибн Аййуб из дома везира в Каире в горную крепость. И переведен был с ними сын Адида, и братья его, и дети его дяди, и содержались они во дворце, где умер Адид. А остальные существовали до тех пор, пока не прекратилось правление Аййубидов...»
По мере укрепления власти Салах ад-Дина нарастали противоречия между ним и его дядей – сюзереном Hyp ад-Дином. Собрав в Каире всех членов своего клана, султан Египта проводил независимую политику, которая неизбежно должна была закончиться столкновением с могущественным атабеком. На случай поражения Салах ад-Дин даже готовил себе убежище в Йемене (завоеванном в 1173 его братом Тураншахом и остававшемся под властью Айюбидов до 1228). Однако в самый критический момент противостояния Hyp ад-Дин умер (1174). Его держава начала распадаться и Салах ад-Дин без большого труда подчинил себе владения Зангидов - Дамаск (1174), Хаму, Хомс (1175), Халеб (1183) и другие восточные провинции. Притом, что образованное Салах ад-Дином государство было достаточно централизованным, его сирийские территории представляли собой ряд автономных эмиратов, управлявшихся членами династии Айюбидов – сыновьями и братьями Салах ад-Дина и потомками Ширкуха.
В конце 70-х годов XII столетия Салах ад-Дин несколько раз предпринимал походы против крестоносцев, закончившиеся соглашениями о перемирии. Однако правитель Керака Рейнальд Шатильонский нападением на караван мусульманских паломников спровоцировал новую войну, закончившуюся 5 июля 1187сражением при Хиттине у Тивериадского озера (озеро Тибериас) в Иорданской долине.  В этом сражении на стороне Ренальда участвовали крестоносцы-храмовники – Тамплиеры. Салах ад-Дин полностью разгромил объединенную армию, после чего захватил Акру, Бейрут, Аскалон и ряд других городов. В сентябре 1187 года он занял Иерусалим. 
Для крестоносцев поражение за поражением было катастрофическим, они утрачивали не только воинский дух, но и свое влияние. Поражение в Палестине вызвало подъем религиозных чувств, вылившийся в третий крестовый поход. Французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце в июле 1991 года отвоевали Акру, после этого Ричард еще более года вел войну с Салах ад-Дином, а в сентябре 1192 года заключил перемирие.
Согласно этому перемирию за крестоносцами оставалась прерывистая полоса побережья от Антиохии до Яффы, и христианские паломники получали свободный доступ к святым местам Палестины.
В марте 1193 года Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб умер в Дамаске от лихорадки.
Раздел его владений между его многочисленными сыновьями стал источником междоусобиц среди мусульман.
Согласно его завещанию управление государством было разделено между его сыновьями и братом аль-Адилом I, которому достались месопотамские владения. Аль-Афдал, старший сын, получил Дамаск; аль-Азиз - Египет; аль-Захир - Халеб. Однако не прошло и года после смерти Салах ад-Дина, как его наследники стали нападать друг на друга и начали борьбу за власть. Аль-Азиз выступил против аль-Афдала, изгнал его из Дамаска и передал последний в управление аль-Адилу. В 1198 году Аль-Азиз умер, завещав престол своему сыну аль-Мансуру. Но в 1200 году аль-Адил завоевал Каир и восстановил таким образом прежнее единство государства. Он правил до 1218 года. Затем ему наследовали сыновья: в Египте - аль-Камил, в Дамаске - аль-Муаззам, в Джазире - аль-Ашраф.
После этого владения Аюбидов уже не составляли единого государства. Однако айюбидские султаны Египта, самой богатой, населенной и политически централизованной страны Ближнего Востока, продолжали в той или иной степени контролировать сирийские княжества.  Позже междоусобная борьба наследников Салах ад-Дина закончились победой его младшего брата аль-Адила Абу Бакра (1200-1218), вытеснившего своих племянников почти из всех владений, кроме Халеба. Он в свою очередь разделил подвластные ему земли между сыновьями.
Еще при жизни аль-Адила, в 1217 году, против Египта был начат пятый крестовый поход. В 1219 крестоносцам удалось взять Дамиетту, но объединенные усилия всех Айюбидов помешали их дальнейшему продвижению. Его наследнику султану аль-Камилу Мухаммаду (1218-1238) удалось на время добиться повиновения всех айюбидов и отразить 5-й крестовый поход (1218-1221), направленный против Египта.
В 1228 году состоялся шестой крестовый поход во главе с императором Фридрихом II Гогенштауфеном. Аль-Камилу пришлось пойти на уступки крестоносцам: во время противоборства с эмиром Дамаска султан, во избежание нового вторжения, заключил соглашение с императором Фридрихом II Гогенштауфеном о возвращении христианам Иерусалима, Вифлеема и коридора, соединяющего эти города с побережьем. Он избегал изнурительных войн, а потому  в 1229 году отдал Фридриху Иерусалим.
После смерти в 1238 году султана аль-Камила, ему наследовал младший сын аль-Адил II, который в 1240 году был низложен старшим - ас-Салихом.