Клад на дне

Владимир Врубель
В предрассветное время 16 июня 1942 капитан-лейтенант Йоахим Бергер  командир подводной лодки U-87, с красными от бессонных ночей и напряжения глазами, рассматривал  в перископ конвой XB 25, едва различимый на фоне серого неба и волн.

Подводная лодка преследовала конвой уже несколько часов.
Подобравшись, наконец, ближе к конвою, Бергер выбрал для атаки транспорт. Условия для стрельбы торпедами были сложные: штормовая погода.

В 4 часа 17 минут капитан-лейтенант выстрелил первой торпедой, а через минуту – второй.

Из-за шторма и необходимости уходить от преследования кораблями охранения Бергер смог достоверно определить только одно попадание, решив, что второй торпедой он промахнулся, что и записал в журнал.

На самом деле он попал обеими торпедами. Одна торпеда взорвалась в районе машинного отделения, а вторая – в корме транспорта.

Конвой направлялся из Галифакса в Бостон. Транспорт «Port Nicholson» под командой капитана Гарольда Джеффри, который атаковала U-87, перевозил 1600 тонн автомобильных частей и 4000 тонн военных грузов.

Два человека в машинном отделении погибли сразу при взрыве торпеды.  Транспорт стал погружаться кормой в воду, поэтому команда его покинула и была принята на борт канадского корвета охранения «Nanaimo».

Однако, когда рассвело, увидели, что транспорт ещё находится на плаву. На него вернулся капитан, сопровождаемый главным механиком, лейтенантом Джоном Уолки и тремя матросами.

Пока они оценивали повреждения и возможность доставить транспорт в Бостон, шторм усилился, и судно внезапно стало быстро тонуть. Смотровая команда бросилась к шлюпке, но водоворотом от отправившегося на дно транспорта её перевернуло.

Выплыли только два матроса, которых подобрал корвет. Почему были предприняты усилия, чтобы спасти тонущее судно, чего во время войны не делали, чтобы не рисковать другими судами, и почему рядом остался охранять корвет?

Дело в том, что транспорт перевозил совершенно секретный груз – слитки платины из Советского Союза,  стоимостью свыше  двух  миллиардов фунтов стерлингов, золото и промышленные алмазы, упакованные в невзрачные деревянные ящики.

Грег Брукс, один из соучредителей компании «Sub Sea Research», занимающейся подъёмом ценностей из затонувших судов, заявил, что они нашли место гибели транспорта «Port Nicholson» и даже сумели добраться до ящиков, которые имеют необычайно большой вес относительно их габаритов, что подтверждает нахождение в них драгоценного металла.

Вокруг этой шкуры неубитого медведя уже началась юридическая война, кто имеет право на эти одни из самых больших сокровищ, найденных на морском дне. Место гибели транспорта, которое компания держит в секрете, определили в 2008 году, а также обнаружили порядка тридцати тяжёлых ящиков небольшого размера.

По словам Грега Брукса всё прекрасно сохранилось, и они даже перелистывали страницы книге, лежащей на дне. Американская и английская печать сообщала, что транспорт сопровождали два советских представителя, которые бесследно исчезли, как только экипаж потопленного судна доставили в Бостон.

Советское правительство возместило правительству США, потерянные ценности. Транспорт покоится на дне на глубине 700 футов (213 метров). Пока компании Брукса не удалось поднять ни одного ящика. Ведётся исследование места крушения с помощью гидролокаторов, подводных камер и дистанционно управляемых подводных аппаратов.

Чуть не забыл сказать о судьбе командира подводной лодки U-87. Капитан-лейтенант Йоахим Бергер, потопивший пять судов союзников, погиб вместе со всем экипажем 4 марта 1943 года.  U-87 потопили глубинными бомбами канадские военные корабли - корвет "Shediac" и эсминец "St. Croix"

На фотографии: транспорт «Port Nicholson»