Теория неудачи факап. Часть 1

Владимир Федорович Токарев
(из книги Бизнес-школа «Практика 2.0» -  это первый специальный выпуск нашего еженедельника "Революция 2019 года", изданный в формате книги).


Как, опираясь на теорию FuckUp, поймать удачу

Теория факапа (Теория неудачи) «Fuckup Nights — это мировое движение, где участники делятся своим неудачным опытом в бизнесе или проектах. Движение зародилось в 2012 году в Мехико сити, когда одним жарким пятничным вечером группа стартаперов после нескольких шотов мескаля сказала: „Стоп! Хватит! Нам надоело слушать, как все хвалятся своими успехами. Расскажите лучше о том, как вы провалили свой проект.“ Они так вдохновились несколькими историями, что решили всё повторить через две недели: пригласили своих друзей и попросили трёх человек поделиться своими „факапами“ в форме коротких презентаций. Это был первый Fuckup Night! Через три года движение достигло поистине мирового масштаба», — говорится на сайте — https://fuckupnights.com/moscow/

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ — ДВЕ ИСТОРИИ

История первая — о том, как мы получили первую консультацию «на халяву»

В первый год нашей предпринимательской деятельности мы решили сходить на «бесплатную консультацию для бизнеса», которую проводила группа нижегородских профессиональных консультантов для продвижения своих услуг.

Я обратился к своим конкурентам со странной просьбой — «Мы недавно тоже начали заниматься консультационной деятельностью, подскажите, как бы нам побыстрее раскрутиться?»

Видавший виды профессионал, не моргнув глазом, ответил нам так: «Я бы посоветовал вам начать с активной публикации статей по менеджменту, скажем в еженедельнике нижегородских предпринимателей „Биржа“, чтобы про вас узнали потенциальные клиенты».

Мы поблагодарили профессионала и стали строго следовать его рекомендациям, придерживаясь их до сегодняшнего дня (только сегодня это уже серии статей не в местном еженедельнике для бизнеса, а в профильных журналах).

Сначала пришлось научиться писать популярные статьи по управленческой тематике, затем эти статьи стали изредка печатать в «Бирже плюс карьера» (Карьера), чуть позже стали публиковать целые серии наших статей, после чего удалось выйти на просторы самой «Биржи» — еженедельника нижегородских предпринимателей, где временами выходили целые полосы с указанием в конце статей наших реквизитов. Правда, очень скоро мы узнали, что наши потенциальные клиенты не читают не только местных деловых газет, но и никаких вообще, разве что в случае, когда там опубликовано интервью с самим предпринимателем.

Спрашивается, сожалею ли я сегодня, что послушался тогда рекомендаций профессионала, реализация которых потребовала столько времени и сил?

Конечно же, нет. Например, серия коротких статей по Тайм-менеджменту (более 20 статей), опубликованная в «Карьере» в 1997 году, легла потом в основу моей первой книжки по персональному менеджменту, второму изданию которой даже дали официальный гриф «Учебное пособие по специальности «Менеджмент». А серия больших статей в «Бирже» были использованы не очень давно для книги «Пять «Почему?»

Итак, мой полезный совет (чтобы вам сэкономить время на посещение «бесплатных консультаций от профессионалов»):

не расстраивайтесь зря, если данный профессионалом совет не принес ожидаемого результата: подумайте, какую можно извлечь пользу из того, что получилось на практике от реализации такого совета.

Второй факап также связан с публикацией

В кризис 2009 года, когда времени оказалось побольше, я стал активным пользователем профессиональной соцсети для менеджеров Е-хе.

Как позиционировалась эта сеть — качество аудитории даже выше, чем качество аудитории «Коммерсанта». Ну, подумал я, прямо сразу должна выстроиться очередь из потенциальных клиентов нашего консультационного центра — руководителей коммерческих фирм.

Я начал потихоньку публиковать свои статьи на этом ресурсе. Однако мои статьи публиковали, читали, активно обсуждались, но очереди из клиентов не появилось.

Однако. К моему удивлению появились запросы на заказные статьи от редакций целого ряда деловых журналов. Я с удовольствием начал в них печататься — в последние два-три года именно эти (около 50 статей) материалы, что были опубликованы в 14 наименованиях деловых журналов, были положены в основу многих моих книг, изданных Ридеро.

Факап? Несомненно, как и в предыдущей истории, да еще какой — времени на подготовку статей ушло огромное количество (притом нужно учесть, что у каждого издательства есть свои требования к формату публикуемых материалов).

И в то же время именно тогда приобретенный опыт подготовки статей позволил мне, когда представилась возможность, за короткие сроки стать автором более 100 книг — без той школы почти «промышленной публикации разноплановых статей по менеджменту» этого бы не получилось.

Так что попытайтесь из неудачи не только извлечь полезные для будущего уроки, но и посмотрите внимательно — можно ли неудачу превратить в удачу для других проектов.


Пора перейти к теории факапа.

Некоторое время назад я получил неожиданное приглашение от своего хорошего знакомого из Чувашии. Он недавно занялся организацией Fuckup Nights мероприятий в городах Поволжья. Меня он пригласил выступить в качестве одного из спикеров на организуемом им в нашем городе мероприятии с рассказом о каком-то особенном провале (которых много у любого человека, кто не лежит на диване целыми днями).

Я подумал, что я могу рассказать интересное своим слушателям? В ходе обдумывания получилась целая теория Факапа.

Чуть позже выяснилось, что мое выступление, как и других спикеров, будет продолжаться менее 7 минут. В это время я не смогу уложиться, чтобы подробно описать получившуюся теорию, а смогу лишь рассказать одну — две своих истории, которые закончились приобретением бесценного опыта или даже хэппи-эндом.

Вот так родилась идея выпустить специальный выпуск, где я также использую и другие свои материалы, которые уложились в полученную теорию Fuckup. Читателю представляется краткая презентация этой теории, но вполне достаточная, чтобы начать ее применять в своей практике.


Незапланированное продолжение моей истории

Также неожиданно относительно недавно я получил приглашение выступить в качестве спикера на конференции по информационным технологиям. Мне было интересно, и я предложил на выбор пять разноплановых тем. Каково же было мое удивление, когда организаторы из предложенных тем выбрали тему Факапа. Так появилось продолжение моего исследования на тему теории неудач, вернее некоторое дополнение, так как сама теория осталась без изменений.
Представляю первую часть своего исследования.

1. КАК НЕ ВЛЯПАТЬСЯ

Провалы неизбежны у любого человека. Но не стоит лениться, чтобы уменьшить их число.

НЕУДАЧА, ВЫЗВАННАЯ ЛЯПОМ

Моя первая история

Я привел такой пример в докладе на первой конференции —

небольшое машиностроительное предприятие (наш клиент, по роду деятельности вторая компании в России) арендовало площади у другого бизнеса. Я получил координаты директора — арендодателя. Зная поверхностно, чем еще арендодатель занимался, я без проблем созвонился и встреча состоялась.

Мое предложение — оказать услуги управленческого консультирования по повышению эффективности управления недвижимостью — совершенно не заинтересовали клиента (арендодателя), он сказал — Нас интересует только главное направление — такое-то.

Нет проблем, я предложил разработать стратегию этого направления, чтобы, типа того, — выйти в лидеры.

После неловкой паузы потенциальный клиент ответил так:

— А вы знаете, что наше предприятие является по этому направлению мировым лидером, мы продаем нашу продукцию во все развитые страны мира, а на втором месте по этому виду продукции находится известная японская компания Тошиба (третье место было у европейской корпорации).

Я был сражен, это был полный ляп, с тех пор мы готовимся к встрече еще более тщательно, чем обычно.

Поскольку для моего доклада, согласно франшизе (все это писалось на видео организатором конференции по факапу для контроля), — выделилось ровно 400 секунд и 10 слайдов — по 40 сек. на слайд, то по этой части я даже не успел рассказать, что этот мировой лидер все-таки стал нашим клиентом, но только через год.

А успел сказать — что согласно (открытой для критики со стороны участников конференции) Теории факапов, предлагается для разного рода стартапов сначала разрабатывать стратегию, в крайнем случае — проводить стратегическую экспресс-диагностику — т.о., вероятность ляпов будет значительно ниже.

ПРОВАЛЫ НЕИЗБЕЖНЫ…

Вляпаться можно по самым разным причинам. Например, уже приличное количество лет назад я очевидно вляпался — получил приглашение выступить на конференции для предпринимателей с темой по теории лени, которая проходила в одном из загородных отелей. По мнению некоторых участников — мое выступление было худшим. Удивительно, что через некоторое время я выступил с этой же темой по приглашению моего хорошего знакомого из Чебоксар — и слушателям мое выступление очень понравилось.

Я понял, что дело не в содержании, и даже не в форме (второй раз выступление проходило в форме мастер-класса) — а во всем комплексе публичного выступления — которым нужно овладеть, чтобы не было ляпов.

Такая возможность мне представилась — я прошел двухмесячный практикум по ораторскому искусству, в нем я закрепил уже известное мне из книг и личного опыта. И вот новое выступление. Оказалось, что зал на 350 человек будет полным. Но в этот раз мне удалось реабилитироваться — к выступлению со стороны слушателей претензий я не услышал, хотя понятно, что совершенствоваться нужно бесконечно (никогда не помешает добавить драйва, юмора, если умеешь шутить и пр.).

Проще всего вляпаться, если вы запускаете стартап или разрабатываете новый продукт от фирмы. Есть даже неумолимая статистика — успешными будут только 1—2 стартапа из 10.

Вот, чтобы увеличить вероятность стартапов, я рекомендовал разрабатывать стратегию стартапа — инструментарий для этого уже имеется:

********************************

ВРЕЗКА
Из книги Стратегия стартапа — вып.1:

Отмечу, что бизнес-план… составляется не для себя, а, по сути, для инвестора. Это как бухгалтерский учет в нашей стране — он ведется не для того, чтобы понять ситуацию с бизнесом, а чтобы была довольна налоговая инспекция. Как-то один опытный главный бухгалтер мне сказал: «Нам нужна конечная цифра — какую прибыль, или какие издержки нужно показать. А далее — дело техники выйти на эту цифру». Неудивительно, что после реализации проектов по «бизнес-плану не для себя» восемь-девять проектов из 10 оказывается неудачными.

Этот небольшой анализ позволяет сделать оптимистический вывод. Если выполнить разработку стратегии стартапа для себя, можно ожидать лучшего результата, более высокого «выхода годных» новых продуктов.

Более подробно о том, как следует последовательно выполнять такую работу, мы и рассматриваем на страницах этого практикума.

************************

На конференции по ИТ, кроме основных докладов о новых продуктах компаний из сферы ИТ, была организована панельная дискуссия. Речь шла о проблемах, которые возникали при реализации ИТ-проектов. Эта тема мне была интересна. Ведущие панельное обсуждение рассказывали о проблемах, и как выяснилось, почти 100% проблем были связаны с качеством управления проектами. Например, критиковалась ситуация, когда заказчик проекта ИТ дает задание, а потом ждет результата, а он получается совсем не такой, как было в его голове. Откуда можно сделать очевидный вывод:

если вы запускаете проект, не забудьте о менеджменте.

Получается, что для текущей работы причины ляпов очевидные — нужно осваивать, а затем использовать научный менеджмент. Что здесь можно рекомендовать:

в настоящее время мы запустили краудфандинговый проект по общему (не стратегическому) менеджменту. Он включает в себя (в самой дешевой версии) 8 практикумов. Первые практикумы уже изданы и продаются в магазине издательства Ридеро, на Литрес, Амазоне и Озоне (первые 5 проектов краудфандинга по содержанию выполнены на 100%):

Если вы хотите немного сэкономить — рекомендую дождаться, когда будет запущен следующий проект краудфандинга по менеджменту — акции проекта в форме книг всегда несколько дешевле, чем их покупать в книжном магазине.