Некоторые раздумья, порою забавные

Джаанбек
Повзрослев , то естъ совсем когда, и разменяв шестой десяток , заметил одну особенность связанную со мной , хотя не исключаю , что подобное происходит и с некоторыми людьми тоже .
Я вспоминал, порою, некоторые детали из того же детства , которые были запоминающимся , и находил их продолжение в самой взрослой жизни . К примеру , когда мне было лет 5-6 , мама мне купила такой простой детский кинопроектор , или не знаю как оно называлось , для просмотра диафилъмов . Это когда крутишь колесико и на стене , на натянутой простыне , смотришь диафильм . Мне показали барона Мюнхаузена ,приключения , в виде нарисованного мулътикообразно кадрами . Внизу шел текст , который мне и зачитывала мама .
Барон явно мне понравился , а спустя полвека стал жить в доме в общем дворе барона Мюнхаузена реального , который писал эти рассказы .Причем  я вовсе не ведал , что род барона Мюнхаузена имел отношение к этому городу , куда я в любом случае попал случайно . Напротив моих окон стоит его дом , нечто вроде флигеля еще , и общий забор , где у подьезда , куда я захожу , стоят две каменные стеллы с гербом рода барона и надписями . Забор тоже построил его род  известный .
Я все думаю , случайно ли был тот самый эпизод в детстве с диафилъмом или нет . Подозрения услилились после знакомства с некоторыми статьями научными , и даже после просмотра фильма Интестеллар , где некие подобные соображения имеют место быть .
Мысли наши оказываются не так уж и безвинны , и имеют место бытъ в некотором будущем . И та же Библия с Иусусом именно мыслям , которым оперирует человек , придает значение первостепенное .
В книге Притч сказано "каковы мысли в душе его, таков и он" (Пр.23:7) Наши мысли формируют нас и влияют на наше будущее , уже независимо от нас . При том это я думаю не образно , а как течение жизни . Просто люди часто не знают и не задумываются об этом . Мы до последнего времени были уверены , что наши действия , наш мозг , контролируется нами . А оказалосъ наоборот , мозг командует нами , в буквальном смысле тоже . Были проведены исследования в научных заведениях и университетах западноевропейских . Мозг посылает сигнал о каком -либо действие , и лишь через 7-10 секунд в нашем мозге данный сигнал поступает на тот участок , который принимает решение уже как бы от нас . Мы думаем ,что данное действие или решение приняли мы сами . Даже если взять некоторые простые , казалось , ситуации , когда в течение дня мы не принимаем сами решение , но по команде мозга можем почесать ухо , потрогать нос , сделать некие команды , которые точно не приходят нам в голову заранее и мы не отдаем такие команды .
Мозг сам решает, что должна сделать та же рука . И получается что сам мозг есть самостоятельная величина мыслящая , и решения может принимать он независимо от нашего Я .

Были несколько случаев со мной , когда мне приходил некий сигнал , которого я , конечно, не замечал, или не придавал значения или придавал , но не того значения . Без всякой мистики и прочей ванговщины . Я далек от этих шарлатанских комбинаций и умозаключений :)
Как-то с приятелем  на улице встретили знакомого его . Я отошел что-то разглядывать на витрине павильона , приятелъ минут 5-7 беседовал , потом они попрощались . Как оказалосъ , знакомый приятеля был карманником , так сказать , по профилю , они познакомились в больнице , где лечились . Тоже армянин , высокий и с тонкими длинными палъчиками ,надо полагать  своим главным рабочим инструментом .

Где-то через неделю , или две , он мне приснился , как ни странно . Утром я подумал еще , что как раз расскажу приятелю , с кем должны были по делу встретится . Ближе к полудню выехал из дома , спускаюсь по эскалатору в метро , а навстречу едет тот самый тип , карманник .
Я бы счел это простым совпадением , да и считал так , но когда подобные случаи повторились несколько раз , немного задумался , даже задумчиво притих , скажем так .
Наши мысли формируют нас ?? Значит права Библия в лице Иусуса ?!
Я как-то ознакомился с высказываниями  философа Шестова , где был такой постулат - Вера , не прошедшая исскус разума , слепа . И я невольно до этого как -то следовал этому принципу , вернее , руководствовался наставлением деда моего , который познакомил меня еще школьником с постулатом одним из Декарта - Подвергай все сомнению . Правда во время правления коммуняк они эту цитату нагло присвоили Марксу почему-то :)

: Из Довлатова

______________________________________________



Дед по материнской линии отличался весьма суровым нравом . Даже на Кавказе его считали вспыльчивым человеком . Жена и дети трепетали от его взгляда .

Если что-то раздражало деда , он хмурил брови и низким голосом восклицал :

- АБАНАМАТ!

Это таинственное слово буквально параллизовало окружающих . Внушало им мистический ужас .

- АБАНАМАТ! - восклицал дед .

И в доме наступала полнейшая тишина .

Значения этого слова мать так и не уяснила .

Я тоже долго не понимал , что это слово означает .

А когда поступил в университет , то неожиданно догадался . Матери же обьяснять не стал . Зачем ?




В школе , это уже пишу я ,   после боксерской секции , вынужденно перешел в секцию легкой атлетики . Через некоторое время с несколькими ребятами стали основным ядром секции , заимели некоторые перспективы . Слегка , совсем , зазвездились . Как-то я , склонный постоянно к неким протестным жестам под соусом справедливости , даром что в октябре родился , предложил ребятам придти попозже на тренировку , ибо посчитал , что нечего нам начинать вместе с явными новичками -любителями разминку . Где мы , где они - резюмировал я . Пришли позже , идем не спеша к месту начала тренировки . Возглавлял процесс тренировки тов- инкер Аваков такой . С пузом приличным , в меру суровый , но не очень понимающий в самой легкой атлетике . Звали его претенциозно - комично , Нобель . Как и откуда взяли имя это , я так и не вникал . Впрочем , нам , армянам подобные пародии с именами хорошо известны - одни Воваевичи и Бориковичи чего стоят :-)

Аваков был еще и старшим тренером сборной НКАО , Карабаха то бишь . Заметил нас метров за 30.



Склонил голову и начал вышагивать вокруг площадки , где шла разминка и стояли другие тренеры в том числе .

Мы приближались , настроение хорошее , с несколько глуповатыми лицами .

Шаги его стали более решительными , руки совершали отмашки , но живот все равно висел здорово , верх был на нем спортивный , с той самой знаменитой одной полосой на рукаве . Ни адидасов , ни иных марок престижных и полупрестижных тогда отродясь не было в СССР , кроме как у членов сборной страны разве что .

Позже я за наличные приличные очень деньги выкупал у некоторых из них шиповки адидас и даже костюм , у вратаря сборной СССР по футболу Дасаева , за 120 рублей . Он его получал , разумеется , задаром . Се ля ви .

Да , и вот мы , нас четверо , приближаемся . Уже приблизились . Слышим речь  начинающего краснеть от возмущения Нобеля нашего Авакова .

Он точно угадал , кстати , нашу акцию , и сильно повысив голос , по-прежнему делая круги вокруг площадки , почти кричал :
  - Эти , указывая пальцем на нас ,- видимо совсем обнаглели . Уже стал краснея некуда , продолжил - Они , видимо , совсем ...,- дальше он стал просто вышагивать красным и искал  подходящие слова . Потом приподнял подбородок , приставил указательный палец к кончику носа и закричал - они , ы-мм , они ы-мм, поднял нос с приставленным пальцем , - они ....... Ы-мммммм , и выкрикнул наконец искомое слово - А-БА-НА-МАТ ...А должен был лишь сказать , что нос задрали вверх , зазвездились , выражаясь слэнгом .



Мы переглянулись и усмехнулись , в отличие от Довлатова , карабахцы знали значение данного слова , ибо многие слова коверкались с русского таким образом именно в Карабахе .

Но немного хихихнуть не успели , оказались рядом совсем . Смеялись потом , как минимум месяц вспоминали и каждый раз ржали .

Через много лет , уже будучи в Москве , я попал к знакомым в гости , где присутствовала красивая рыжая женщина , американка , Эллен , вместе с мужем основательница издательства " Ардис" , где печатался Довлатов впервые . Потом заимел книжку Довлатова , где и встретил знакомое слово - АБАНАМАТ . :-)



Такие пересекающие события , как видим . А пару лет назад или чуть дольше , в Карабах приехали дочь Довлатова и его жена , вернее , вдова .

В одном из последущих рассказов  , про школу , я выставил фото тех лет , школьное по сути . Оно было сделано на сборах винограда , куда нас , советских школьников старших классов каждый год вывозили в сентябре месяце для его сбора , то есть как бы помощь местным колхозам или совхозам . Мы весь сентябръ не учились , а занимались трудовой повиностью , согласно догме энгелъсковской -труд сделал из обезьяны - человека . Догма сама по себе абсурд , но тем не менее ей следовали в обществе руководимой по всем статьям бытия партией приверженцев того же Энгельса . Мы даже будучи школьниками , попадали под раздачу , конечно . Утешало , что не приходилось учить уроки , халтурить , то бишь , что уже большая компенсация этой эксплуатации нашей . Иногда нас стимулировали , идейно в основном , подобием соревнований , или соцсоревнований . Кто больше соберет , что-то в таком роде .
Но речь не об этом .
На фото , где я в темных очках сижу как бы на корточках , чуть сверху над двумя одноклассницами . В том самом рассказе , о котором я говорю , отмечал некую как бы закономерность странную , где некоторые детали с того же детства своим явлением намекали или проводили незримую связь на события , которые следовали в жизни моей спустя десятилетия . При чем связь была прямее некуда . Например , мой первый просмотр диафильма в домашенй обстановке , где прокручен был фильм про приключения те самые барона Мюнхаузена . Он мне запал в душу , а спустя почти четыре десятилетия я оказался жильцом дома , который имел общий двор с домом одним из того самого барона Мюнхаузена , с моего окна рядом с писъменным столом , где я и набираю на клавиатуре эти слова , открывается вид во двор этот рямо под окном моим , с памятными каменными стеллами с гербом рода барона и прочими постройками . Все эти как бы случайные загадки / совпадения я попытался описать в том неболъшом совсем рассказе . Случай с бароном был не единственный . Когда все написал , через некоторое время , опять через цепочку событий , как бы случайных , то фото с виноградника именно сейчас напомнило некоторые нюансы , и опять связанные с якобы случайнными совпадениями . Но разумного обьяснения здесь однозначно быть не может .
Дело в том , что на фото с одноклассницами я всего лишь девятиклассник , который в детстве и немного в подростковом периоде дружил с малъчиком во дворе нашем , мы были близкими друзьями , он был не местный и на каникулы как летние , так и зимние , приезжал из Еревана к тете , которая жила в нашем дворе . Он часто у нас дома занимался на пианино , демонстрировал иногда свое мастертсво , посещал музыкалъную школу дома у себя и имея определенные задатки , сильно тяготел к музыке . Я так же бывал у него , ездил даже во время каникул к нему домой в Ереван , гостил там . А во время учебы , когда жили каждый у себя в разных городах , мы обменивались письмами , теми самыми , которые почтальон приносил .
Но про детство и наш двор я подробнее напишу в одном из последующих рассказов . Здесь пока я о мистике .
Дело в том , что девушка , которая слева на фото сидит с кокетливым выражением как лица , так и в целом фигуры , стала после школы женой вот этого моего друга , хотя они не были  знакомы в детстве том , и никак не могли общатъся .
Девушка справа , менее раскрепощена по части кокетства , впоследствие вышла замуж за двоюродного брата того моего друга детства . И они так же не были знакомы , она его не знала и так далее . Двоюродный брат , к слову , часто приходил к нам во двор , мы играли вместе , он был на год или два старше нас с другом . И я так же бывал у него дома , он жил рядом через дорогу с нашей школой .
Его нет в живых уже давно .
И вот как можно обьяснить подобные совпадения , если обстоятельства совсем не предполагали подобного ?? Это невозможно обьяснить никак , кроме как некой мистиической составляющей . На фото фиксируется группа лиц , которая по каким-то немыслимым обстоятельствам пересечется тесно по жизни через годы . Девочки не дружили , то есть не были завязаны на отношениях , где могли сойтись где-то все .Они  никак не стыковались с моим другом всю пору взросления . Обе знали меня только , не более .
Мой друг приезжал максимум на школъные каникулы , где находился со мной и с ребятами во дворе нашем , который никак по месту обитания не был связан с домами , где жили эти девочки- одноклассницы . Мы жили на разных концах города.
Вот и задаюсь все тем же вопросом . А случайны ли все эти знаки как будто случайные , которые осуществляются задолго до свершившихся фактов , когда все соединяется неведомыми способами и действиями ?! Без , повторюсь , всякой ванговщины и прочих а-ля чудес сфабрикованных .
Я излагаю факты , которые легко потвердят , но которые вот таким образом мистически формируются в картину иную в жизни . И получается , что ничего случайного не бывает , и что весъ материал на нас и вокруг нас уже собран и существуюет , и временами открывается подобно чудному явлению .
Мы либо так наивно устроены , либо нам не дано знать наперед . Для чего - понятия не имею . Как там сказано Иусусом -  Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои,
Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Мы либо не созрели , ибо если откроется , можем не выжить даже , либо ... да нет , пожалуй и этой причины хватит . Мы лишь частица , частицам не дано , надеюсь пока лишь , узреть целое .