Однажды в СССР... -3

Ион Жани
начало
http://www.proza.ru/2018/09/02/692
http://www.proza.ru/2018/09/02/699
(По воспоминаниям моего благородного товарища из Нагорного Карабаха...)

Трехкомнатная квартира четы Оганджанян находилась на втором этаже одно-подъездного, двух-этажного дома, на восемь отдельных квартир, постройки годичной давности. В этом доме квартиры получили восемь молодых семьей, у которых уже было по одному, двое, трое детей, и у которых ещё должны были ещё родиться детки.               
Прозванный в народе «жилдом за милицией», этот дом расположился на достаточно живописном месте, на середине высоты тридцати-сорока метрового холма, берущего свое начало в ста метрах от центральной улицы Мардакерта. Как и было принято в каждом мало-мальски значимом населенном пункте во всем СССР, центральная улица Мардакерта носила имя В.И.Ленина. Тупиковая каменистая проселочная дорога, уже с улицы Ленина начиналась перпендикулярно с пологого подъёма и, свернув, вправо, на девяносто градусов, упиралась в «жилдом». При повороте на эту проселочную дорогу, по правую сторону расположился загороженный двухметровым каменным забором милицейский участок с двумя не большими каменными одноэтажными строениями. В одном строении находились кабинеты, а во втором строении, которое в народе было прозвано «тюрьмой», расположились камеры предварительного задержания.  Милицейская ограда, повторяя профиль дороги по вертикали, сопровождала дорогу до самого поворота на право. По левую сторону дороги, участок с одноэтажным частным  домом расположился до длинного здания старой конюшни. Поговаривали, что конюшня эта была построена для полицейского участка еще с царских времен. Далее, по левую сторону дороги, сразу за поворотом расположился еще один участок с частным домом, дом Налбандян Шуры и Офика….

…Дорога до дома прошла достаточно незаметно. Совершенно не «клеился» разговор между мамой и сыном. Каждый думал о своем. В жизни семьи за последние годы бурно происходили приятные кардинальные изменения. Сам переезд из села Атерк в Мардакерт, получение, пускай еще не совсем обустроенной, но, своей, отдельной квартиры, обеспечение мужа и ей, хорошо оплачиваемой работой по специальности, наряду с рождением детей, можно было сравнить с доброй сказкой. Устройство второго сыны Самвела  в детсад, двухлетней дочери Сусанны в детсад-ясли, наконец, подготовка старшего сына к школе, внутренняя уверенность в завтрашнем дне, все это в совокупности пополняло их жизнь истинным смыслом и счастьем. А появление в их жизни такого большого количества новых приятных и доброжелательных людей, в лице соседей, сослуживцев, знакомых и т.д., и т.п.,  пополнило их жизнь невероятным смыслом. Особенно было приятно то, что в подобном «измерении» находилось абсолютное большинство молодых семей. Возможно, этим и можно объяснить всеобщую взаимную благожелательность и доброту, живущих здесь людей.   Именно об этом задумалась молодая мама, когда сын отвлек ее просьбой прояснить отличия в учебе в русской и армянской школах. Для начала, она только сейчас обратила внимание на резкое изменение в поведении сына. Ее несколько смутила его замкнутость на всем обратном пути до дома и, проявление странной серьезности, и сосредоточенности в поставленном вопросе. Впрочем, следует отметить, что маме уже давно надо было привыкнуть к, не по годам, серьезным интересам сына. То задаст вопрос, про первичность яйца или курицы, то долго и упорно будет допытывать о появлении первого человека. Мама поймала себя на мысли, что ей уже давно пора привыкнуть к тому, что интересы сына носят, прямо сказать, глобальный характер. Благо в СССР учение Дарвина, с которым были знакомы абсолютно все, позволяло удовлетворить любопытство всякого интересующегося вечными проблемами человечества. Конечно же, ребенку не очень хотелось воспринимать за истину факт происхождения человека от обезьяны, но уверенное объяснение мамы не оставляло и тени сомнения в его познании...               

Молодая мама, почему-то не очень удивилась реакции сына на ее акцентированное объяснение того, что в русских школах дети учатся сугубо на русском языке, на языке, которым в их семье  владеет только дед Хачатур. Дед Хачатур участник ВОВ, который, так увлекся русской культурой и литературой, так проникся изучением русского языка во время войны, что, вернувшись домой, после Победы, стал учителем русского языка и литературы в Атерской сельской средней школе.              Будучи специалистом армянской грамоты и литературы с университетским образованием, получив с молоком своей матери, также, учительницы армянского языка и литературы, любовь к армянской письменности и грамоте, она никак не могла допустить и мысли, что, ее первенец может начать свое школьное обучение не в армянской школе.  Основным составляющим, ее с мужем, смысла жизни, с момента рождения детей, непременно стало то, чтобы они были здоровыми и воспитанными, получили хорошее образование, в совершенстве владели родным языком.  Выслушав разъяснения мамы, мальчик еще больше задумался и до самого вечера замкнулся в себе. Видимо, судьбе было угодно, чтобы на следующий день у него случилась еще одна встреча, которая еще более усилило его уверенность в окончательном принятии решения. Решения, по озвучиванию которого надо было еще набраться смелости. А случилось то, что на следующий день, 28 августа 1966 года наш герой встретился с мальчиком по имени Альберт Манучаряном, который жил с родителями, дядей Иваном и тётей Леной, старшей сестрой Гаяне и младшим братом Ашотом, на первом этаже  их «жилдома». Оказалось, что Альберт, также собирается в первый класс. В отличии от старшей сестры Гаяне, которая  должна была учиться в третьем классе армянского сектора, Альберт посещал русскую группу детского сада и собирался поступить в первый «русский» класс. Целый день наш герой провел с Альбертом, даже  обедать зашел к нему домой, воспользовавшись любезным приглашением тети Лены, мамы Альберта. Он много интересовался о возможностях учебы в русском секторе. Настырно  допытывался у Альберта о сложностях русского языка и возможностях его постижения, такому мальчику, как он.  Его сильно воодушевляло знание русских слов, произнесённых Альбертом. Благодарности к Альберту не было предела, после того, как тот стал убеждать его в не безнадёжности  познания русского языка. К концу дня ребята сильно подружились. Возможность учебы в одном классе с новоявленным другом, еще более усилила его уверенность в принятии окончательного решения учебы в «русском» классе. Вечером, после ужина, он решил долго не тянуть и, набравшись храбрости, ошарашил маму, своим решением. Именно, ошарашил. Потому, как, мама никак не была готова к подобному стечению обстоятельств. Она долго объясняла сыну о невозможности подобного. Убедившись в отсутствии какой-либо готовности сына воспринимать, хоть какой довод в свою пользу, она несколько жестко прервала дискуссию и отправила их в постель. Брат Самвел, с которым наш герой спал в малой спальне, тоже допытывал старшего брата. Они долго шептались. И наш герой объяснял младшему брату суть происходящего и об окончательности   принятого им решения.  Впервые в жизни братьям пришлось заснуть сильно озадаченными и, совершенно не уверенными в простоте и светлости завтрашнего дня. Весь следующий день братья провели в компании братьев Манучарян, Альберта и Ашота. Если, с Ашотом особого интереса не было в общении, то с Альбертом хотелось общаться и общаться. Особый интерес вызывало звучание названия знакомых предметов и вещей на русский лад. Хлеб, вода, мальчик, девочка, друг, брат, сестра и еще много других слов на русском языке, которые впервые наш герой услышал от друга Альберта. Особенно его обрадовало то, что среди русских слов, было много слов, которые имели одинаковый смысл с армянскими словами. Оказалось, что папа и мама одинаково звучат, как на русском, так на армянском языке. У нашего героя появилась некоторая уверенность в том, что, раз Альберт смог осилить русский язык, значит и он сможет, впрочем, и  сам Альберт в этом, его настойчиво убеждал. С каждой минутой он все больше и больше убеждался в своем решении. И вечером, когда маме казалось, что вчерашний разговор уже забыт, он, с еще большей уверенностью, заявил о своем окончательном решении. Более того, ультимативно попросил маму купить комплект «первокашки» русского класса.

Продолжение следует....