Однажды в СССР... -1 начало

Ион Жани
(По воспоминаниям моего благородного товарища из Нагорного Карабаха...)

История эта берет свое начало с, уже далекого, 1966 года, и случилась в одном из пяти райцентров Нагорно-Карабахской Автономной области Азербайджанской ССР, что было в СССР, поселке городского типа, Мардакерте.  К тому времени в трех школах Мардакерта, первой - средней, второй – восьмилетней и средней школе- интернете, в общей сложности, обучалось порядка полторы тысячи учащихся. Конечно, каждая школа имела свою историю, своих учителей и учащихся, которыми гордились и, которых заслуженно ценили. Мардакертская   средняя школа была особенной. Особенность этой школы заключалась в том, что здесь, достаточно долгое время, практиковалось совместное сочетание армянского и русского секторов. Собственно, можно сказать, в рамках одной школы параллельно расположились две школы. Очевидно, что человек, который придумал подобный симбиоз, безусловно, был хорошим государственником.  Помимо практической выгоды, когда отпадала необходимость в дублировании руководяще-организационного состава школы, большое значение имело предоставление возможности близкого общения учащихся армянских и русских классов, и их преподавателей. Очевидно, по причине преобладания по численности армянского населения Мардакерта, которое составляло порядка 90 процентов, в разные годы в армянском секторе набиралось по два-три параллельных класса. Для детишек азербайджанцев, русских, представителей других национальностей, а также - из смешанных браков и был предусмотрен русский сектор. Впрочем, в русский сектор могли поступать все желающие, в том числе и дети армян.  Большую помощь учителям первого класса оказывал такой же детский сад, где в одном здании гармонично сосуществовали армянские и русские группы. Как правило, детишки в старших группах получали хорошую подготовку к школе, о чем свидетельствовали учителя первокашек. Подобная готовность имела особое значение для не русских детишек, которые должны были продолжить обучение в русском секторе.  Воспитателями русских групп в детском саду, а в эти годы, и его директором, и учителями в школе были русскоязычные женщины. Тогда, как правило, всех, кого не идентифицировали как армянина или азербайджанца, которых, впрочем, не всегда можно было отличить друг от друга, называли русскими. Основную часть русскоязычного населения составляли женщины, которые находились в смешанном браке.   Как-то не принято было тогда сильно углубляться в национальное происхождение. Тогда все были Советским народом.  Тем не менее, то ли русские жены оказались умницами, то ли их мужья смогли сделать правильный выбор, как-то гармонично они вжились в местную специфику. Они пользовались большим уважением и почетом. В таком поселке как Мардакерт, где проживало до шести тысяч человек, практически, все знали друг друга. Нельзя сказать, что люди здесь были какими-то особенными. Некая прозрачность жизни и простота общения создавали некую наготу их пороков и достоинств. И, если общество, кого-либо окрестило каким-либо эпитетом, то это было достаточно объективно и надолго. Как и в других уголках СССР, народ здесь в целом «атеистичен» и законопослушен, основными приоритетами своего бренного существования считало – порядочную семью, честь, достоинство и уважение общества.  Для абсолютного большинства здешних жителей, дети и их правильное воспитание являются основным составляющими смысла жизни. В основе приоритетов воспитания для всех, без исключения, явилось образование, сначала, в школе, а дальше - как получалось -  в техникумах, а наиболее успешные в учебе, поступали в ВУЗ-ы в разных городах бескрайнего СССР. Следует отметить, что еще в 60–ые годы 20 века в Советском союзе продолжалось бурное развитие народного хозяйства, основы которого заложил ещё Великий Иосиф Виссарионович Сталин, шло улучшение благосостояния населения. Появлялись новые рабочие места, с потребностью в высококвалифицированной рабочей силе, инженерах, экономистах, врачах, учителях и так далее, и так далее. Шла механизация труда, в особенности, сельскохозяйственного, вследствие чего, продолжался отток освобожденного сельского населения в города и поселки городского типа, в больших масштабах велось строительство заводов и фабрик, повсеместно строилось жилье.  По сложившейся традиции в Мардакерте, как и во всех уголках Советского Союза, каждый год с середины августа начиналась всеобщая мобилизация в школы, выраженная приятными хлопотами и суетами всех и вся. Будь то районное начальство, руководители и администрация всяких предприятий, дедушки и бабушки, родители и родственники, словом, все взрослое население, после отдыха и расслабления за летний период, готовилось к очередному началу учебного года – к «ее величеству» Первого  Сентября. Если, дети, которые хоть раз уже испытали перво-сентябрьские волнения, могли позволить себе отложить начало сует, аж, на самый конец августа, то, для «первокашек» и, особенно, для их родителей, волнения, начинались гораздо раньше….

Продолжение следует....