Оператор

Щавелев Иван
     Иногда, чтобы начать карьеру оператора, не обязательно оканчивать определённые курсы и иметь внушительный опыт работы. Иногда достаточно просто иметь камеру. Даже нет, самую обыкновенную «мыльницу». Именно так я стал оператором любительской команды по футболу.
     Касательно её названия… да, я и не помню. Никак мы не назывались, не было у нас единой для всех формы. Хотя существовало негласное правило – на игру футболисты должны были являться либо в красной, либо в белой форме. Только вратарь был вправе одеваться, как ему заблагорассудится.
     У нас не было формы, не было тренера, не было нормальных бутс, мячей, своего стадиона, тренировок (если не считать двадцатиминутные разминки перед самой игрой), да, и собирались мы всякий раз по-разному. Мы были самой обыкновенной дикой дворовой командой, сборищем друзей, одногруппников, соседей, которые гоняли мячик, если не убегали на работу, учёбу, свидания. Или не пили пиво по вечерам. Это прозвучит чересчур самоуверенно, но только благодаря мне, оператору-любителю, об этой команде, остались хоть какие-то упоминания. Каждый матч я старательно снимал на видео, иногда делал десятка два или три фотографий. Даже тетрадочку вёл, куда записывал авторов забитых мячей. Потом я отдал её нашему капитану, Жеке, «на время». Уж даже и не помню толком зачем ему она была нужна. И как это чаще всего и бывает, отдал с концами. Вначале потерялась тетрадка, а потом «потерялся» и Жека…
     Мой первый матч. Я его отлично помню. 9 утра, мы встретились в центре зала станции метро «Орехово». Больше всего меня удивила пунктуальность моих новых приятелей. До сих пор мне кажется, что если кто-то тогда и опоздал, то максимум минут на десять. Помимо меня, оператора (кстати, и привёл меня в команду Жека), в команде появился новенький игрок – Руслан (как он попал в команду и кто его привёл уже и не вспомню). И, надо сказать, наше уважение он завоевал с самых первых минут знакомства:
  - Играл где-нибудь? – спросил его наш вратарь.
  - Да, тренировался со «Столицей»! – с нескрываемой гордостью сообщил Руслан.
     Вратарь одобрительно закивал головой. «Столица» играла в чемпионате Москвы, это уже полупрофессионалы. Команда не просто там где-то играла, а еще два года назад, в 2008 году, становилась чемпионом. У руководства были планы стать полностью профессиональным коллективом, но пройти лицензирование в Профессиональной Футбольной Лиге им не удалось. На Руслана, который тренировался с полупрофессионалами, который, не знаю, правда ли это была или нет, даже выходил в каких-то матчах на замену, мы смотрели как на инопланетянина. Этот маленький, крепко сбитый, юркий и темноволосый футболист-индивидуал точно усилит нашу команду!
     Наш матч должен был состояться не так уж и далеко от станции метро, на самом обыкновенном школьном стадионе. Отлично помню, что совсем рядом с ним расположена управа района Орехово-Борисово. Даже не помню почему, но кто-то из наших игроков сказал, что лучше не материться. Это было настолько неожиданно, что мы даже и не знали, что ему можно ответить. На искусственное поле, припорошённое мокрым, уже таявшим под редким весенним солнышком снегом, мы вышли в полной тишине. Я бродил по бровке, пытаясь найти место, куда поставлю штатив с камерой, ребята били по воротам. А Жека бродил рядом со школой и, совершенно забыв, что рядом управа, что есть силы матерился с неизвестным мне собеседником по телефону. Через две минуты он подошёл к нам:
  - Собираемся. В другое место пойдём.
  - Почему?
  - Они не могут всех собрать. И сюда им далеко идти. В другом месте сыграем.
     Делать нечего. Приходится рвать когти.
     С этой командой мне пришлось привыкнуть к неожиданностям, возникающим в самый последний момент. Мы могли прийти на матч, до этого отпросившись ото всюду, откуда только возможно, проснувшись в выходной день с самого утра, приехать в такие дали, о которых не подозревают даже местные жители и лишь за десять минут до предполагаемого времени начала матча узнать, что наши соперники не придут. Обычно никто не ругался. В мире дворового футбола это привычная картина.
     И ещё. Будучи оператором, я научился работать в любых условиях, привык, что поле, на котором должен состояться матч, может не иметь не только искусственной травы, но и травы в принципе. И всё равно народ будет играть, будет месить грязь под ногами, а вратари  с упоением будут прыгать, падать и нырять в лужи, образовавшиеся в воротах после дождя или растаявшего снега. Это было грязно, скользко, холодно, дико, но мне это нравилось!
     Но возвращаюсь к своему первому матчу! Мы вышли на Шипиловский проезд. По правую руку от нас за забором оказались гаражи, по левую, на той стороне, по которой мы шли, типичные многоэтажки, которые можно встретить в любом районе Москвы. Компания молодых людей, идущих со спортивными сумками наперевес и оператор, несущий штатив, вызывали неподдельный интерес у местных старичков и мамаш с детишками.
  - А вы из какой команды, - спросил нас  бодрого и здорового вида дедок.
  - Да, мы сами по себе играем…
  - А, понятно…
     Гаражи, дома и хмурое мартовское утро. Суббота. Вместо того, чтобы лежать дома под одеялом, смотреть сериалы, убивать время за компьютерными играми, мы добровольно обрекли себя на путешествие, конечная цель которого могла оказаться даже в соседнем районе. А вдруг и этот матч сорвётся? Неужели тогда зря встречались в такую рань? Уверен, каждый из нас в те минуты прокручивал в голове эти тревожные вопросы. Но все молчали. Ни один из нас не решился вслух высказать свои опасения. Мы просто продолжали идти вперёд по Шипиловскому проезду, не запоминая толком пейзажей этого спального района.
     Но в тот день нам повезло и на очередном школьном стадионе нас ждали. Уверен, они специально перенести место встречи, чтобы размяться и подготовиться к матчу как можно лучше. Такие маленькие хитрости дикого футбола! Ведь пока мы собрались, пока дошли, пока нашли их, в конце концов, прошло уже минут пятнадцать-двадцать. И неизвестно, когда они сами пришли на этот стадион, как долго они разминались. В общем, мы проиграли. Да, Руслан забил, наверное, два или три гола, но в ответ мы где-то штук семь или восемь получили. Что касается меня, то я совершил серьёзнейшую ошибку, не очистив флешку. Памяти фотоаппарата хватило лишь на тридцать минут. Как раз на тайм. А телефон почти полностью сел и, если бы я решил снимать вторую половину игры на своё мобильное устройство, то минут через пятнадцать остался бы без связи.
В свою защиту могу лишь сказать, что это был первый и последний раз, когда мне не удалось заснять наш матч полностью. Но это было не единственное приключение, в которое мне удалось попасть вместе с командой.
     Однажды наш вратарь не смог явиться на игру. Не помню даже из-за чего. Вроде, он что-то там перепутал. День был весенним, сухим, да, и одет я был во что-то спортивное. В общем, выхода у меня не было, пришлось встать в ворота. И отстоял я… ужасно, в общем. Пять ударов в створ – пять голов.
     Конечно, можно пенять на исключительную сыгранность нашего соперника – это была команда гастарбайтеров, гонявших мяч каждый божий вечер и понимавшие друг друга с полуслова. Отлично помню, что у них даже форма была. Ничего особенного – зеленая футболка, зелёные трусы и зелёные гетры. Однако мы, да, и многие команды против которых нам приходилось играть, не имели даже этого. Вообще игры с дворниками у нас всегда складывались очень плохо, даже, когда я на воротах не стоял. Мы ходили по разным дворам, даже в другие районы попадали. Наверное, провели около десяти матчей с подобными командами и в лучшем случае раза два вничью сыграли, а остальные встречи проиграли, причём с разгромным счётом. Всё дело в их сыгранности. Даже в моём дворе они играют каждый вечер. И если мой путь пролегает мимо площадки, где они собираются, то до сих пор я просчитываю, какие бы шансы у нас были, если б мы с ними провели матч. Ничего не могу поделать с этой привычкой.
     Я до сих пор не понимаю, как за этот год мы обошлись без серьёзных травм. Да, были растяжения, синяки, лёгкие ушибы, шишки, но не более того. Учитывая, где мы играли, как мы играли и с кем мы играли, это можно назвать удивительным делом.
     Пустырь прямо за стадионом «Торпедо». Сейчас на его месте построено что-то вроде манежа. А тогда там стояли ржавые ворота, рядом с ними была почти полностью заросшая травой ржавая трибунка на десять человек.  Время от времени со стадиона «Торпедо» приезжал трактор с прицепом. В прицепе были остатки футбольного газона. Тракторист опорожнял прицеп на этом пустыре…
     Отлично помню, что земля, утрамбованная трактором, высушенная и выжженная солнышком донельзя, была твёрдая как бетон. И надо сказать, что именно тем вечером мне было особенно жалко вратарей, которым приходилось стелиться на землю довольно-таки часто.  С Симоновской набережной  дул прохладный ветерок. Небо затягивало тучками. Лишь бы не полило! Хотя вратари наверняка мечтали об обратном, лучше же ведь падать в лужу или грязь, чем на подобие асфальта. Но им не повезло, дождь начался слишком поздно, когда наш матч кончился и мы были рядом с ДК «ЗИЛ»…. И ведь отделался наш вратарь легко, не убился, ничего себе не сломал и не выбил, об этом пустыре ещё недели две ему напоминали лишь синяки на боках.
     Я расстался с этой командой довольно-таки буднично, меня просто перестали звать на матчи. У Жеки появились какие-то «дела», а с остальными ребятами я был не настолько близок, чтобы писать и звонить им, пытаясь выяснить, когда и куда мне приезжать. Да, и вряд ли он чего-то там решали. Жека был капитаном не только на поле, но и за его пределами. Может, эти и ребята ихотели меня видеть, но ссориться со своим лидером… нет, для них это слишком боязно. Была ли у меня с Жекой ссора? Точно нет! По крайней мере, мне не кажется, что за тот год я совершил что-то такое, из-за чего на меня можно обижаться. Но это только я так думаю…
     С тех самых пор штатив лежит у меня на балконе без дела. Прошло уже семь лет…