Поколение П и Русский бунт

Михаил Валиев
                …абсолютной истины нет, она зависит
                от наблюдателя и свидетеля событий.
                Вавилен Татарский

Виктор Пелевин, еще в далеких от сегодняшнего дня 90-х годах, написал произведение под названием «Поколение П», которое было удачно экранизировано в 2011 году.
 
Книга написана с добротным юмором и понятным символизмом.
 
Главный персонаж романа — Вавилен Татарский, выпускник Литературного института, благодаря случайности попадает в мир рекламы и открывает у себя талант — сочинять запоминающиеся рекламные слоганы. Таким образом, он становится сначала копирайтером, затем «криэйтором». Его задача — адаптировать рекламу зарубежных товаров к отечественной ментальности, и он с ней успешно справляется. Затем Татарский становится творцом телевизионной реальности, замещающей реальность окружающую, постепенно сам герой обезличивался, вытеснялась его собственная личность, а на её месте образовывалась определённая система коммерческих символов. Татарский создаёт телеобразы государственных деятелей и саму политическую жизнь страны с помощью компьютерных технологий.

Однако он постоянно мучается «вечными вопросами», осознавая симулятивность реальности, не понимая кто всё-таки всем управляет.
В конце концов он сам становится "топ-менеджером" тайной организации «ложи рекламщиков» в форме иллюзорной оцифрованной фигуры, лишённой центра, по своей природе являющаяся совокупностью всех своих использованных образов.

Можно спросить, а при чем тут Русский бунт?

По ходу повествования Вавилен периодически принимает наркотические «марки из Голландии» и в процессе галлюцинаций к нему приходят знание о природе телевиденья и рекламы. Так мы узнаем, что телевиденье несет в себе рекламную функцию и по сути телевизионное пространство являете «станцией по сжиганию» человеческой индивидуальности.

Главную роль играет реклама с помощью которой индивид должен попасть в «огонь потребления» и так скажем, используя понятную символику, полностью «выгореть».

Человек должен постепенно, начиная с детства, обратиться в того, кто поглощает деньги, а потом их испускает, превращаясь в клетку потребляющей массы, соответствуя тому виртуальному образу "успешного гражданина", который создается телевизионной пропагандой.

На протяжение повествования Вавилен задается вопросом о том, зачем все это творится и кто за этим стоит.

Разгадка дается в конце, когда мы узнаем, со слов бывшего комсомольского секретаря и одного из тайных руководителей «ложи рекламщиков», Фарсук Сейфуль-Фарсейкина, что основная задача состоит в том, чтобы не проснулся «..хромой пёс Пи**ец с пятью лапами. В древних грамотах его обозначали большой буквой „П“ с двумя запятыми. По преданию, он спит где-то в снегах, и, пока он спит, жизнь идёт более-менее нормально. А когда он просыпается, он наступает».

Отрицать наличие манипуляционных технологий в окружающей действительности крайне сложно, т.к. они воздействуют на нас ежесекундно. Но делается это как будто бы     «во благо», ведь «мудрые мира сего» всегда понимали, что бывает, когда Пи**ец просыпается!
Жители СНГ могли наблюдать в 90-е годы, как этот Пи**ец только немного порычал, но проснуться, на наше счастье, так и не успел! 

Достаточно вспомнить слова Есенина, что это  «Сумасшедшая, бешенная, кровавая муть!» или предостережение Пушкина: «Не дай Бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»

Конечно, Пелевин не открыл что-то совершенно новое, ведь не зря он дает частые отсылки к древней мифологии, к теоретикам рекламного бизнеса и даже вспоминает советский агитпроп. Успех его как автора заключается в том, что он сумел художественно и увлекательно оформить это в небольшую по объему книгу.

Можно с уверенностью утверждать, что телевиденье и интернет ресурсы с успехом осуществляют функцию создания симуляции образов человека к которым должно стремиться большинство населения.

Во все времена существовали подобные искусственно создаваемые образы, но 21 век предоставил  для этого сверхвозможности и «станция по сжиганию», где горит «пламя потребления», разгорелась почти в полную силу.  Пелевин намекает нам, что экран телевизора (теперь еще монитор и гаджет) это и есть такое пламя.

Индивиду внушается, что он обязан производить должное впечатление, а для этого надо покупать определенную одежду, аксессуары, автомобили, женщин или мужчин определённого класса.. И когда человек, подобно мотыльку летит на этот «огонь потребления» дело сделано. Остается только подбавлять «дровишек», и эту роль выполняют «истопники» - рекламные службы, политтехнологи, агитаторы и шоумены всех мастей.

Однако, как любил говорить экс-градоначальник Юрий Лужков: «Пустой холодильник победит телевизор!». Действительно, это звучит как предостережение, и очередное подтверждение верности схемы, показанной Пелевиным. Поэтому мы наблюдаем постоянное «подкармливание» населения и плюс к этому «доступную ипотеку».
Хромой Пес усыпляется умело!
 
Цель понятна:чтобы не проснулся Пи**ец.

Средства понятны: постоянная стимуляция "горения" человеческой индивидуальности,способствованию растраты психической энергии, гашение архаичных инстинктов, чтобы "просыпаться" было некому и незачем.

Какой выход из этой ситуации может быть доступным?

В связи с тем, что идет ежедневная подмена нашей индивидуальности разными симуляциями, мы не сможем просто взять и выйти из системы. Это также может оказаться иллюзией. Даже если вы заберетесь высоко в горы и станете отшельником, в этом не будет триумфа победы, а только очередная стимуляция своего Эго, ведь вы почувствуете себя умнее других. Такой метод уже давно, и к сожалению,не работает.

Понимая сложившуюся многовековую ситуацию, можно последовать совету одного из мифических персонажей произведения, что «лучше греться у этого огонька, чем гореть в нем заживо» или, для особо крепких, попробовать «смотреть выключенный экран телевизора».

Пожалеем себя и не будем заживо и добровольно сжигать себя в «огне потребления», и может нашему сознанию откроется тогда более интересная перспектива, чем превратить себя в набор рекламных слоганов.