Легенда о Кайсарбатыре и огненном драконе

Таня Калистратова
                Поэма является частью цикла легенд и сказаний
                о древнем "Шаш-Илаке"
Что нет случайностей в природе,
 О том я поведу рассказ.
И за  приметами в народе,-
Сокрытый мудрости наказ.

Эту  историю поведал
Нам старец Ташбувимоме,
И корни уходили следа,
В названьях крепостей Тепе*,

На силу, будет всегда сила,
На меч железный будет стон.
Как то повадился в долину,
Огнём, играющий  дракон.

На тех отрогах Курамина,
Река текла Ахангаран,
И притаилась там долина,
Селенья кузнецов, дехкан.

Ковали там мечи и сабли,
Ножи, подковы, кетмени.**
Руды запасы не ослабли,
Камней железных у реки.

И процветала та долина,
Плодами щедрыми земли,
Но прижилась одна кручина,
И дни тяжёлые пришли.

Повадился дракон трёхглавый,
Невест со свадьбы воровать.
Ну, никакого нет с ним сладу,
Батыры не могли унять.

И прилетает он на свадьбу,
И рассыпает снопы искр.
И всех невест уносит кряду,
Не одолеть, он очень быстр.

А раньше он «шалил немного»,
То кувыркнётся, то вспорхнёт,
И чёрный след его дороги,
Под крепость в землю поведёт.

А там кровавая пещера,
Огнями опалённый вход,
Как будто жуткая химера,***
Там припеваючи живёт.

И пропадали там батыры,
Невест, хотевшие спасти.
В земле, как будто были дыры,
Их было тоже не найти.

Над кишлаками Ширабада,
Нависла страшная беда.
Дракон тот огненный из ада,
И чёрных дней идёт гряда.

И наступил тут год Коровы,
Несёт он благодать земле.
Все будут живы и здоровы,
И изобилье на столе.

Примета есть, что в год Сигир****
Всегда царит покой и мир.
Он плодородие несёт,
Прекрасны свадьбы в этот год.

И всех красивее невеста,
На выданье была одна.
Стройна она и так прелестна,
Девицу звали Зайнула.

Они прекрасной были парой,
 Кайсарбатыр под стать жених.
Но как страшились, злою карой,
Что участь всех настигнет их.

Их светлая любовь родилась,
Жила и крепла на глазах,
Она ему ночами снилась,
Брак был начертан в небесах.

Батыру, не бывало равных,
И в состязаньях, и в боях.
Кайсар ведь значит, что упрямый,
Он славен был в своих краях.

Тягучий звук медных карнаев,
Народ - о свадьбе возвестил.
От Курамина до Кибрая,
 Иски  кишлак гостей вместил.

И прибывали аксакалы,
От явст ломился дастархан.
И ликовали эхом скалы,
И песни пел седой бархан.

Меж тем, был спор средь аксакалов,
И про дракона речь велась,
Как одолеть, чтоб перестал он,
Губить невест себе во сласть.

Как одолеть шайтана силу,
И есть ли на земле батыр -
Чудовище загнать в могилу,
Избавить от него весь мир?

Одни кричали невозможно,
Но возразил старик Гулам.-
Конечно, всё это так сложно,
Но предложу такой я план.-

«Батыр, он должен быть удалым,
Успеть то чудище догнать,
И акинака*****, чтоб ударом,
В пещере спрятаться не дать.

В пещере дом его родимый,
В пещере он непобедим.
Оттуда черпает он силу,
И там он цел и невредим.»

Кайсарбатыр ту слушал мудрость,
И Той великий начался,
От песен, плясок стало людно,
Но пять минут потом спустя.

 Как в вихре пламени и грома,
Дракон свирепый прилетел.
И пепел чёрный лишь от дома,
Схватить невесту он успел.

Как будто сокол за добычей,
Летел за ним лихой батыр.
Настиг его с победным кличем,
И акинак свой обагрил.

Но уползал, дракон изранен,
Батыр за ним летит стрелой.
Он изрыгает в лицо пламя.
Плюётся чёрною золой.

И вдруг пред ним сундук громадный,
Предстал как будто бы утёс.
Кайсарбатыр сию преграду,
Ударом надвое разнёс.

Три омерзительные пасти,
Пытаются батыра сжечь.
Дракона рубит он на части,
Две головы успел отсечь.

Дракон, свернувшись, уползает,
Кругом всё чёрно от крови.
И дикий хохот сотрясает,
А слева пламя из реки.

Батыр со свистом окунает,
Свой акинак в пламя реки:
-«Удача смелых догоняет!»,
 Как заклинанье говорит.

Рассыпалось вдруг чародейство,
Пещеры и в помине нет.
Лишь пропасть, как итог злодейства,
Богатыри лежат на дне.

Холодным голубым сияньем,
Все сорок спящие лежат.
А на груди мечи мерцаньем,
О битве трудной говорят.

Едва успев, эту картину,
Кайсарбатыр всю разглядеть,
Чёрный капкан, как паутину ,
Сверху пытаются надеть.

Одним ударом, как былинку,
Рассёк и тот тугой капкан.
А в это время все батыры,
Встают живые и без ран.

И, кланяясь Кайсару в пояс,
Наперебой благодарят.
-«Где Зайнула?» кричит и голос,
Звучит как громовой раскат.

Батыри ринулись к дну бездны,
Мечами освещая путь.
И вдруг стена, но бесполезно,
Удары - дрогнула чуть-чуть.

Кайсар ударил акинаком,
Стену, чтоб эту разнести.
И повинуясь тайным знакам,
Стена исчезла на пути.

А, Зайнула к нему бежала,
И сорок девушек за ней.
Объятьем счастье всех зажало.
И закружился вихрь страстей.

С восходом солнца состоялся,
Самый большой Илака  Той.
Кайсарбатыр там сочетался,
С красавицею Зайнулой.

 Ещё сыграли сорок свадеб,
Все были счастливы вокруг,
Любовь представлена к награде,
Преодолев страданья мук.

В то утро зрели в Ширабаде,
Катаясь умирал дракон,
Никто не вспоминал о гаде,
И в пепел превратился он.

Ту крепость в честь того назвали,
Округлой Думаляктепе,
Но стёрты времени скрижали,
И нету крепости теперь.

Суюктепе другая крепость,
Кайсарбатыр где отдыхал,
«Приятная тепе»-нелепость?,
Но всё же так народ назвал.

Но, обагрённый чёрной кровью
Кайсарбатыр свой акинак
Забросил в бездну, чтобы с тьмою,
Не быть завязанным никак.

Назвали крепость ту упрямой,
Так и звучит Кайсартепе.
А травы на закате пряно,
Так пахнут, но закроем дверь.
         
 Стих сочинён на основании легенды,записанной И.В. Печуркиным со слов Ташбувимомо
*Тепе-(узб.) крепость,высота.
**Кетмень-  старинное ручное орудие типа мотыги для обработки земли.Используется в Средней Азии.
***Химера-мифическое чудище.
****Сигир –(узб) корова.

*****Акина;к (др.-греч.) — короткий (40—60 см) железный меч, применявшийся скифами во второй половине 1-го тысячелетия до н. э. Помимо скифов, акинаки использовали также племена персов, саков, аргипеев, массагетов и меланхленов.

Примечание
"Упомянутые в легенде древние крепости Суюктепе,Кайсартепе и Думакляктепе расположены на обрыве верхней терассы реки Ахангаран."...
И.В.Печуркин