Мастер. В память о Иосифе Давыдовиче Кобзоне

Арина Петропавловская
     В жизни мне везло на общение с хорошими артистами.

     Встреч со знаменитыми людьми было очень мало (да и не стремилась я к этому, своей жизни хватало), но все, кого видела близко - оставили очень приятную память о себе.

     Только знакомство с Иосифом Кобзоном произошло по моей инициативе. Мы тогда учились в десятом классе шестой школы города Орска, и решили с девочками пригласить Иосифа Давыдовича на классный час, узнав, что он приехал в город и остановился в гостинице "Урал", что совсем рядом с нашей школой. Да-да, такие были наивные. Парламентёром выбрали меня.

     Идти в гостиницу я одна не решилась, как-то мне это показалось неправильным делом. Прочитала на афише где будет сегодня петь Кобзон, в каком из наших культурных заведений, и поехала.

    Нашла служебный ход. У дверей никаких препон не возникло, просто вошла. Поозиралась. Двинулась на необычный шум - в разноголосицу звучали музыкальные инструменты, Такой хаос из звуков. Какие-то "предбанники" сцены. Столы. Стулья. Большое удобное кресло. Распахнулась боковая дверь и в большом объёмном световом пятне показалось несколько человеческих фигур. Первым шёл Кобзон.

     Увидел меня. Удивился. Или сделал вид, что удивился, привык ведь наверное к подобному

    - О. А ты что тут делаешь? Девочка, ты кто?

 Я, неловко начала объяснять, что послана от коллектива, и что мы приглашаем, его, Иосифа Давыдовича,  на наш классный час...

    Все заулыбались, ну ещё бы, такая наивность. А Кобзон объяснил мне, что все дни в нашем городе расписаны у него по часам, свободного времени нет. Но чтобы наше желание хоть немного исполнилось, он приглашает меня побыть весь концерт за сценой, с изнаночной стороны работы коллектива. Тогда я смогу всё увидеть и рассказать своим друзьям на классном часу.

     Это было просто чудесно! Иосиф Давыдович приставил ко мне двух молодых каштаново-кудрявых музыкантов. Думаю, он сказал им

     - Сделайте девочке праздник.

     И было действительно здорово! Я разглядывала коллектив, кто что делает, кто как выглядит. Ведь интересно. Всё новое. С такими людьми я никогда не общалась, не видела их работу изнутри. Все чистенькие, свежие, рубашки сияют, пиджаки модные, глаза умные, сплошная красота.

    Очень запомнился бархатный пиджак Кобзона и брюки, такие наглаженные и с такими острыми стрелками, будто в них ни разу за день не садились. Как выяснилось чуть позже - так оно и было.

     Приставленные ко мне мальчишки оркестранты шутили, тормошили меня, веселили.
А когда кончилась предконцертная суета и подготовка сразу стало тихо, все разошлись по местам. Иосиф Давыдович показал где лучше всего стоять, чтобы и слышно и видно, и зрителям на глаза не попадаться.

     Это был замечательный концерт! Кобзон всегда выкладывался на полную катушку. Большой профессионал.

     В те времена  пел он одну песню, начинающуюся словами

     "Был он рыжий, как из рыжиков рагу,
     рыжий, словно апельсины на снегу...",

очень она мне нравилась.

     Когда начался перерыв, Иосиф Давыдович, войдя в затенённую зону отдыха скомандовал мне

    - Девочка, отвернись.

Я отвернулась. Постояла.

    - Можешь поворачиваться.

Повернулась. Певец сидел в кресле. Ноги его были укрыты клетчатым пледом, а красивый пиджак(смокинг наверно) и концертные брюки висели на переносной удобной вешалке. Я удивилась по неопытности, зачем?

     А Кобзон сказал

     - Дитя, запомни, артист в мятых штанах - не артист. Поэтому я всегда снимаю концертную одежду на отдыхе в антракте.

    Вот. Новый опыт для меня. Я запомнила на всю жизнь.

    Попивая чай, полностью расслабившись, Иосиф Давыдович спросил у меня

     - А открытки-то когда будем подписывать? Ты приготовила?

     - А можно?!

     - Да конечно!

     - Я сейчас, сейчас! Только сбегаю куплю на всех. Вы же всем нам подпишете?

     И я понеслась в ларёк тогда ещё "Союзпечати" (Это те, которые сейчас называются "Роспечать").

     Купила открыток с георгинами на весь класс, и Иосиф Давыдович, допив чай, и придвинув поближе к себе одноногий столик, расписался на каждой.

     Вот такой чудесный у меня выдался тогда день, и омрачало его немного только то, что я заметила, что широкие белые манжеты на моём форменном коричневом ученическом платье не так уж и белы, как надо бы. Увы...

    Вот и теперь, когда я с удовольствием вспоминаю то событие, эти манжеты обязательно вылезут из памяти, и внесут свою серенькую нотку.

     Потом был классный час, на котором я рассказала о концерте и раздала всем по открытке с автографом Мастера.

    Мы, решив отблагодарить Кобзона за такое к нам внимание - скинулись, и купили полированный камень орской яшмы на металлической подставке.

    Проникли в гостиницу втроём, не помню уже, как узнали номер номера, но узнали. Легонько постучали в дверь. Ещё постучали. Открыл сдерживающий раздражение Иосиф Давыдович, видимо хотел рявкнуть на мешающих (в проёме двери метнулись симпатичные полосатые брючки жены), но увидев нас с подарком в руках, с сияющими восторгом глазами, обмяк, улыбнулся. Мы забормотали-забормотали запинаясь, вручили свой красивый камушек (артист принял его улыбаясь) и унеслись смущённые.

     Ну что сказать? Большой артист. Профессионал. Умный человек. Спасибо ему.

     Второй и последний раз я видела Кобзона у нас в Геленджике на Карнавале. Он вышел на импровизированную сцену у Морпорта, посетовал, что его голос будет расходиться со звуком музыкантов, поискал и нашёл лучшую позицию.

     Короче, как всегда сделал всё что возможно в данной ситуации.

02.09.2018 г.