Как писателям сохранять здоровье глаз

Евгений Солнечный

«МИНУТКА» ЧАС БЕРЕЖЁТ

Опыт, полученный на проводимых мною курсах скорочтения, позволил сделать совершенно противоположные обычным выводы. Оказывается мозг устаёт больше не от сверхнагрузок, на которые он, видимо, запрограммирован самой природой, а от отсутствия их. Когда нет напряжения, обусловленного творческим интересом, посторонний фон и собственные мысли отвлекают внимание. А без внимания нет понимания и запоминания, и время тратится впустую. И, наоборот, как быстрая горная река не дает загрязнять себя мутными стоками, так и оптимальная нагрузка на мозг не даёт ему отвлекаться на посторонние мысли. В результате, ребята на курсах работали в таком напряженном ритме, без перерыва, помногу часов, и не уставали.

Конечно, не в каждой теме присутствует интерес, питающий творчество. А в общеобразовательных школах, к сожалению, не применяются широко не только элементы психогигиены, но и приёмы научной организации труда: алгоритмы запоминания, рационального мышления, концентрации внимания. То есть, не учат учиться. Вот и захотелось мне поделиться одним из методов активизации умственной деятельности, который мы применяли у себя на занятиях. Тем более, что он уже приносит свои плоды. Ребята, которые его освоили и постоянно применяют, сохраняют бодрость в течении всего дня и заметно повысили свою успеваемость даже в школе.

Приём этот, скомбинированный из фрагментов различных методик и, названный «Минуткой», т.к. занимает не больше минуты времени, относится к разряду психогигиены. Он упреждает наступление усталости, позволяя длительно поддерживать умственную энергию и эффективно повышать производительность любого труда, оказывающего большую нагрузку на глаза, через которые в наш мозг поступает до 80% всей информации. А поскольку, умственный труд зависит, главным образом, от качества произвольного внимания, а оно, в свою очередь, не удерживается, как известно, более 20 минут, то и проводиться «Минутка» должна не реже, чем через те же 20 минут.

«Минутка» не требует никаких специальных условий, поэтому тренировать её можно везде: на работе, в очереди, в общественном транспорте. Так, например, я за 15 минут дороги с работы домой, полностью снимал усталость рабочего дня, успев за это время мысленно побывать в лесу и вообразить себя купающимся в озере. Полезна «Минутка» может быть и для спортсменов, особенно на соревнованиях, когда появляется потребность во «втором дыхании», в перемене стратегии, тактики, в самовнушении уверенности в победе.

Состоит она из следующих элементов, выполняемых после обучения комплексно:
1) Пальминг - наложение ладоней на глаза даёт им хороший отдых. По возможности, сидя за столом, ноги на ширине плеч, всей подошвой на полу, спина прямая, локти на столе. Сложенные крест-накрест, лодочкой, ладони наложить на глаза так, чтобы основания скрещенных мизинцев лежали на переносице, а зрачки совпадали с центрами ладоней. Открытыми глазами проконтролировать отсутствие света, а затем закрыть их. Для расслабления мышц лица желательно улыбаться.

2) Дыхание носом (можно и полуоткрытым ртом), с акцентом на вдохе, производить свободно, без пауз. Вы как бы надышиваетесь для 20-и минутного нырка в работу. Это помогает ускорить общее расслабление - цель данного метода. Но ставить её специально и тем более ожидать не следует. Лучше, по возможности, мысленно перенести себя в состояние комфорта.

              3) Мысленное представление любимого места отдыха, кусочка природы, моря, неба, зелёной травы, кому, что по душе - открывает путь положительным эмоциям, усиливающим общее расслабление. Людям мыслительного типа, испытывающим затруднения в воображении, предлагается, на первых порах обучения, просто думать о чём-нибудь приятном.

4) Самовнушение, многократно повторяемыми фразами, типа: «Я приятно отдыхаю!» и «Я спокоен!», подкрепляет ощущение отдыха. Ощутив прилив энергии комфорта, поделитесь ею с окружающими, сказав, например, фразу: «Пусть будет миру хорошо». Вы заметите, что от этого получите ещё больший эффект.

            5) Приведение себя в рабочее состояние после расслабления достигается 2-3-мя мобилизующими дыхательными циклами, только с акцентом, наоборот, на выдохе. Делаете продолжительный вдох, снимаете ладони с глаз и через небольшую паузу производите резкий сильный выдох ртом. Последний глубокий вдох делаете носом, во время затаивания дыхания напрягаете все мышцы тела, сжав руки в кулаки, и с шумом сильно выдыхаете ртом, открываете глаза. Мысленно решительно проговариваете: «Я полностью готов к работе!»

Этот способ настройки на работу применим и перед её началом и при смене темы, чтобы избавиться от старых уже не нужных мыслей и настроиться на новые. Например, при подготовке различных домашних заданий или в классе, в середине урока, перед изложением нового материала.

При большей усталости, а также во время перерывов, предлагается ещё один способ снятия умственной усталости: исходное положение - стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях. Проделать попеременно в обе стороны 50-100 поворотов, не отрывая ступней от пола. Дыхание состоит из одних коротких вдохов на каждый поворот. Риска «лопнуть» нет. Рот раскрыт и воздух выходит произвольно.

Оба эти метода хотя и самостоятельны, но не взаимоисключают и не подменяют друг друга. Наоборот, предполагают применения вместе с ними и других физических упражнений. Если позволяют время и обстановка, очень полезны различные прогибы и растяжки спины. Можно просто расслабленно повисеть на перекладине. Все эти упражнения вольют дополнительную силу и энергию, а стало быть, принесут успех в работе.

Но хочется предупредить, что манны небесной в жизни не бывает. Прежде чем получить урожай, хозяин его 2-3 месяца готовит. Так и здесь, отдача последует, как минимум недели через 2-3, пока не выработается устойчивый навык и потребность в такой «минутке». Зато потом, когда вы будете вооружены надёжным средством саморегуляции, возможностью компенсировать биоритмические спады настроения, произвольно, по желанию, приводить себя в комфортное, радостное состояние, весь этот предварительный труд окупиться сторицей. А это впоследствии выведет вас на мысль, что можно обойтись и без этих эпизодических вливаний и коррекций, если изменить негативное мышление на позитивное, но об этом в следующих главах.