Матушка Рафаила. Чудеса

Маргарита Мон
Православное велопаломничество

 «Язык до Киева доведет» - так говорили наши предки, когда шли пешком в паломничество, преодолевая десятки и сотни километров в святую Киево-Печерскую лавру поклониться святым угодникам Божиим, почивающим нетленными мощами в древних лаврских пещерам.

 «Если мои предки из Почаева были среди этих паломников и пешком, преодолевая препятствия, ходили в Киев, почему сейчас нельзя совершить паломничество из Киева в Почаев, но не пешком, а на велосипедах» - такая идея настоятеля Свято-Феодоровского киевского храма о. Петра воплотилась в крупномасштабный проект, аналогов которого еще не знала история православного паломничества в нашем стране.

Велопробег, который начался в Киеве и закончился в Почаеве на двунадесятый праздник Вознесения Господне, превратился в грандиозный крестный ход, который полноводной рекой прошел по Киевской, Ривенской и Тернопольской областях, объединяя две великие святыни Украины - Свято Успенскую Киево-Печерскую лавру и Свято-Успенскую Почаевскую лавру.

Организаторы велопробега имели целью еще пропаганду здорового образа жизни и вовлечения в лоно православной церкви молодежи. Среди участников этого мероприятия были и  профессиональные спортсмены  и начинающие, разного возраста и пола, младшему велопаломнику 14 лет, самому старшему 64.

 Особого уважения заслуживает группа участников из реабилитационного центра слабовидящих и людей с другими физическими недостатками, в частности подросткиов аутистов со своими родителями. Они на специальных велосипедах тандемах принимали участие в велопаломничестве.
Впереди сидел спортсмен, а второе место занимал человек из  реабилитационного центра.

Было нелегко, но на протяжении всего пути колону сопровождала машина скорой помощи, врачи которой оказывали необходимую медицинскую поддержку.
С собой, по всему маршруту эти мужественные люди вместе со своим родными, которые их сопровождали и были их глазами и опорой, пронесли по всему маршруту икону великомученика Пантелеимона, написанную на Афоне шрифтом Брайля. Икону в их центр привез слепой, что совершил паломничество на Святую Гору.

А возглавлял колонну велосипедистов неугомонный, неудержимый и энергичный вдохновитель этой спортивно благотворительной, а, главное, духовной акции настоятель Свято-Феодоровского храма в Киеве отец Петр.
Он и еще два священника были  на равных среди участников велопробега, разделяя с ними все трудности и неурядицы непростой велодороги и преумножая радость победы  в достигнутой цели.
 
Этот велопробег с уверенностью можно назвать и международным, так как среди участников был и иностранец, который приехал специально для участия в паломничестве с Германии, с Берлина.
 
Колонна велопаломников проехала 400 км. Участники посетили и помолились в монастыре в честь святой Анастасии Римляныни и Преображенском кафедральном соборе в Житомире, Покровском монастыре в с. Гоща, Свято-Троицком Корецком женском монастыре, Свято-Никольском Городокском монастыре в г. Дубно и Богоявленском женском монастыре в Кременце.

В Житомире  и в Дубно правились Божественные  ночные литургии, на которых служили и пели наши  батюшки, а велосипедисты имели возможность исповедоваться и причаститься.

На протяжении всего пути, а это больше 400 км, велосипедистов во всех городах и селах встречали с песнями и музыкой, а главное, с открытым сердцем любви и надежды. Особенно много было детей, которые на своих детских велосипедах с восторгом сопровождали колону по улицам родного города, а потом , затаив дыхание, слушали беседу о. Петра о здоровом образе жизни, о спорте, о жизни, о вере.
Это велопаломничество еще раз показало, как важно  и нужно не замыкаться  и не обосабливаться, а смело нести веру православную в мир с открытым сердцем и силой духа.


Уставшие, но счастливые участники велопробега завершили свою миссию на Святой Почаевской горе в день Святого Вознесения Господня.
Прошли четыре напряженных дня велопаломничества, в течение которых были трудности и неожиданности, были и слезы и улыбки, неудачи и победы.

Здесь не было соревнования и соперничества, в нелегком пути ценились другие добродетели - взаимопомощь, милосердие, преданность, доброта и поддержка.
Эти непростые дни испытаний что-то изменили в душах многих, открылось сердце на восприятие духовной радости и благодатных Даров Божьих, которые не обходят тех, кто хочет ощутить прикосновение Крылья Ангела.


Матушка Рафаила.

У Господа целый сонм святых угодников Божьих, но особое место, принадлежит блаженным.  Многие из них уже причислены к лику святых и их знает весь православный мир   но сколько неизвестных или малоизвестных. Они, предстоя у престола  Божьего  за свое нестяжание, кротость, болезни, мирские страдания и неустанную молитву за ближнего, получили от Господа  великие дары - утешать, вразумлять, исцелять и  спасать нас, живущих в этом грешном мире, слабых, беспомощных, но горделивых и заносчивых, спасать порой не только от житейские ситуаций, но и от  самих себя.

Такой была старина Рафаила, схимонахиня Свято-Анастасьевского монастыря в  городе Житомире,
Она была среди тех, кто основал в 90-е годы на месте развалин старого княжеского замка и полуразрушенных корпусов бывшего санатория в сосновом бору, духовный оазис на Житомирщине – Свято-Анастасьевскую женскую обитель, а 50-метровый собор во имя Анастасии Римляныни, покровительницы Житомира, выстроенный под руководством матушки Рафаилы, стал духовным украшением  монастыря,  его горящей свечой.

Схимонахиня Рафаила, в миру Нина Чернецкая, в 9 лет переболела тяжелой болезнью, после которой ее тело перестало расти в отличии от всех внутренних органов.  Матушку Рафаилу возили на колясочке, она не могла самостоятельно переворачиваться и двигаться.  И с годами ее тело, которое весило всего 16 килограмм, стало источником постоянной, порой нестерпимой, боли.

Матушка Рафаила прожила 50 лет и все эти годы несла невообразимо тяжелый и по человеческим меркам  немыслимый крест болезней, прожила земную жизнь,  наполненную физическими страданиями и болью, но никто и никогда не видел ее унылой или раздражительной.

Все, кто знал матушку и встречался с ней поражались,  как в этом крохотном теле умещалась такая огромная Душа, наполненная состраданием, терпением, молитвой, а главное, любовью. Это был настоящий стойкий воин Христов, исполненный благодати Святого Духа, подвижник.

Шли и шли к матушке люди, сотни, тысячи людей отовсюду со своими горестями и проблемами и всех старица принимала, одаривая великой любовью, удивляя всех своим духовным опытом, знаниями и рассуждением.
Никто не уходил от нее неутешен и не вразумлен.

Похоронена схимонахиня Рафаила в своем монастыре. Рядом с могилкой стоит часовенка, где каждый может помолиться и оставить записочку-прошение в специальном закрытом ящичке.
 
Могилка матушки всегда в цветах, служатся панихиды, ставятся свечи. Тишина. Покой. Лесной бор, как стража вокруг могилки и только колокольный звон, зовущий на службу, нарушает эту тишину – тишину сугубой молитвы каждого приходящего к матушке, скрытого сердечного общения и тайного прошения.
 
Много удивительных историй и чудес происходит на могилке матушки Рафаилы, говорят, что сестры записывают рассказы людей, которые возвращаются поблагодарить старицу за явное чудо, которое с ними произошло. Я не слыхала этих рассказов, но одну историю, свидетелем, которой я  стала, хочу поведать и вам.

 

Жила-была одна семья


Среди участников велопаломничества Киев-Почаев 2015 были разные люди.
Это потом уже, чуть позже,  велосипедисты узнали друг друга поближе и стали друзьями, пройдя вместе, плеч о плеч, ни один километр и не только в Почаев, но и в Чернигов, Канев, Чернобыль,  Харьков, Черкассы, Золотоношу и другие города.
В пути вместе преодолевали дорожные проблемы, уставшим помогали, а отстающих брали на прицеп,  делились водой и едой,  пели песни на привале и ели прямо с травы рассыпанное ведро клубники.

 После напряженного дня непростой дороги, стояли на ночных службах в монастырях и подходили под благословение на исповеди к отцам, рядом с которыми весь день крутили педали, а у отцов из-под подрясника выглядывали спортивные штаны и кроссовки,  а лица их были так же обветрены солнцем и встречным ветром.
Да много было еще эпизодов и мелочей, из которых и складывается слово «дружба».
А в  самый первый раз собрались люди разного уровня подготовки, дилетанты и профессионалы, верующие и атеисты, при полной спортивной экипировке и в резиновых шлепанцах.
 
Люди разных возрастов и убеждений, а, главное, не все понимали, что основная цель данного велопаломничества это не доказать себе и другим свое спортивное превосходство и завоевать первенство в велокроссе, а проехать с хоругвиями и иконами по святым обителям, поклониться святыням, постоять на литургии, помолиться,  т.е. стать участником великой духовной и миротворческой миссии всех крестных ходов, в том числе и вело.

Героя, о котором хочу рассказать, зовут Василий. О нашем велопаломничестве он узнал случайно, в интернете, заинтересовался и стал участником, для него это было ново и интересно.  Как профессионал Василий часто принимал участие в велокропробегах на разные дистанции и с разным контингентом, но о такой форме велопробега еще не слыхал.

Характер у Василия покладистый, натура оптимистичная, сердце доброе и он сразу гармонично влился в коллектив, а душа? Душа скрытная, глубокая, молчаливая, которая хранила в самых потаенных своих уголках тихую печаль, а может даже скорбь.  Дело в том, что Василий был женат, вот уже скоро 15 лет, а детей Бог им не дал. Жена его, прекрасный человек, верный друг и любимая женщина очень страдала от этого, да и сам несостоявшийся отец скорбел, что дом их пуст без детского смеха.

 Что только не делала супружеская пара, куда только не обращались, где только не бывали, но все безрезультатно. А годы идут, вот уже и за 40 перевалило и ему и жене. Надежда, с которой они жили все эти годы совсем утончилась, фитилек ее уже вот-вот погаснет…

Свято-Анастасьевский  женский монастырь в Житомире был первым привалом в велопаломничестве Киев-Почаев 2015, здесь же был запланирован ужин и  ночлег.
Уставшие велосипедисты после долгой дороги под жгучим майским солнцем, хотели только одного – под душ и отдых, ведь завтра с самого утра снова в путь.

 Но сестра хозяйка, встречающая группу, сообщила, что первым делом все паломники, приезжающие к ним в монастырь, идут помолиться к могилке основательницы их обители схимонахине Рафаиле.  И пока готовиться ужин - вот вас уже ожидает сестра, она и проведет вам экскурсию по монастырю. 

Оставив своих боевых железных коней в специально приготовленном помещении, переодевшись, все участники велопаломничества пошли на экскурсию.
Рассказ о жизни монастыря, о его традициях и святынях был интересным и живым, но, когда сестра начала рассказывать о жизни и подвиге матушки Рафаилы, группа заинтересовалась еще больше. Тем более, что монахиня-экскурсовод лично была знакома с матушкой и рассказ ее был вдвойне увлекательным, трогательным и вдохновенным.

Подошли к могилке, к кресту, к часовенке. Здесь сестра стала рассказывать о чудесных историях, которые случались по молитвам паломников к матушке Рафаиле.
- Вот и вы, кто хочет, что попросить, о чем посоветоваться, пожелать, напишите записочку и оставьте в ящичке. Здесь каждый день служатся панихиды и молебны, а когда ящичек набирается до края, эти записки, не читая, сжигают. Здесь я вас оставляю, у вас будет свободное время перед ужином, помолитесь.

Мы не знаем, о чем думал в это время Василий, какие порывы, мысли или сомнения его одолевали, а может, наоборот, сразу и без колебаний было принято решение – попросить матушку Рафаилу о сокровенном.
Мы этого не ведаем, т.к.  Василий никому ничего не говорил и как все, после ночлега в монастыре, отправился дальше в дорогу, в Почаев.

Но только ровно через девять месяцев, на Рождественские праздники о. Петр после литургии сообщил нам радостную весть – у Василия родился сын и назвали его Захарием, в честь родителя Богородицы.
На Рождество Пресвятой Богородицы в церкви поют  «Неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашей».
Теперь счастливая семья  - и Василий и его жена славят Господа, которому все возможно, что человеку невозможно.
Дивны дела твои, Господа!



Прости, мама!

Участники велопаломничества после молебна у Феодоровского храма, готовились к старту, проверяя свои велосипеды, упаковывая рюкзаки и карематы в сопровождающий колону автобус, набирали воду в дорогу и обсуждали предстоящий на сегодняшний день маршрут.
 
И вот среди этой пестрой, веселой, разноголосой толчеи появился молодой парень с кинокамерой на плече.
- А, где отец Петр, - спрашивал он у всех, причем это обращение «отец» звучало у него как-то непривычно для него и натянуто. Все показывали в разные стороны, заняты своими делами. Наконец к нему сам подошел настоятель.
- Кто меня ищет? А это вас прислали из телеканала, да-да, я просил, чтобы вы сопровождали нас и снимали дорожный репортаж, а потом смонтировали фильм. Хотелось бы запечатлить это историческое событие. Как  вас зовут?
- Миша, Михаил, - как-то неуверенно произнес  молодой человек. Он в недоумении смотрел на о. Петра. Перед ним стоял моложавый, крепкий в велосипедном костюме и в велосипедном шлеме спортсмен и только густая рыжая борода выдавала в нем священнослужителя, а лукавые подбадривающие глаза улыбались.
- Ну, что Михаил, в дорогу!
- А, кто режиссер?  Я же только оператор!
- Режиссер не предвидеться. Так, что будем что-то вместе решать и придумывать, - сказал о. Петр, садясь на свой велосипед.
- А вы, Михаил садитесь в автобус, который нас сопровождает, - крикнул он, махнув рукой, отъезжая.

Михаил проводил  колону велосипедистов с грустью и хотя, чисто автоматически, сработала привычка профессионала, он  успел снять отъезд спортсменов  с разных ракурсов,  настроение у него было явно испорчено.
Такой неорганизованной и хаотичной командировки у него еще не было. Ему вчера только сказали, что необходимо ехать, что это не просто велопробег, а паломничество и, что на 4 дня он должен их сопровождать, но не предупредили, что не будет режиссера, да и вообще, что за паломничество такое, какие делать снимки и запись, если они уехали, а он здесь, где ночевать, говорят в монастырях, о, Господи, этого только не хватало.
 
Это все  очень напрягало Михаила, тем более и к церкви, и к церковникам он никогда не имел никакого интереса и относился к этому весьма отстраненно, ни в коем разе себя не причисляя к категории верующих.
И этот «отец» такой не типичный, явно выпадал из его представления об этой братии. 
Но делать нечего, Михаил сел в автобус,  и он тронулся вслед велосипедистам, навстречу неизвестности.

***
Я не буду описывать каждый день этого удивительного паломничества. Скажу только, что Михаил с каждым днем, все больше и больше втягивался в общий настрой группы.
Его многое удивляло и казалось непонятным и необъяснимым, но он попробовал не анализировать и не задавать себе и другим вопросы, но ответы на свои недоумения он получал тут же и ответы эти, порой, были для него неожиданными.

На протяжении поездки, Михаил посещал вместе со всеми монастыри и церкви, спал вместе со всеми на полу в храмах, ел вместе со всеми в монастырских трапезных, бывал на службах, купался в источниках, общался с велосипедистами, постоянно чувствовал их поддержку и ненавязчивую заботу,  разговаривал с батюшкой о разных вещах и понимал, что ему хочется этих разговоров и этого общения – открывалась внутри  какае-то потаённая дверца, о существовании которой он даже не подозревал.
 
Он снимал, снимал, снимал – из окна автобуса, из салона скорой помощи,  с кабины милицейских сопровождающих колону машин, на привалах, в пути, на службах.
Снимал величественные лаврские соборы и скромные сельские церквушки. Снимал лица людей – улыбающихся и напряженных, веселых и уставших,  доброжелательных  и счастливых.
 
Особенно его потрясла Почаевская лавра,  он там был впервые – удивительная и поражающая история,  красота, торжественность и величие храмов, строгая сдержанность монахов,  благолепие и святость.
В Киев он возвращался один, сел на маршрутку и уехал почти ни с кем не попрощавшись, отказался от предложений подвезти. Хотелось побыть одному, подумать  после 4-х  напряженных дней и новых непривычных ощущений и впечатлений.

***
После паломничества все возвращалось на круги своя в привычную колею.
Где-то через месяц Михаил, вдруг, появился в Феодоровском храме, нашел о. Петра, теперь уже в подряснике и с наперстным крестом на груди, и попросил уделить ему время на разговор. Они зашли в пономарку и не успев присесть Михаил начал говорить:
- Отец, у меня умерла мама. Теперь я понимаю, что должен её не просто похоронить , а как-то по-церковному, а как Я НЕ ЗНАЮ. Помогите.
- А как это произошло?

И Михаил рассказал свою непростую историю.
- Дело в том, что у меня с матерью были непростые отношения. Два года назад мы с ней очень сильно повздорили,  и я ушел из дому. Все эти два года я с ней не общался, ни звонил, и на ее звонки не отвечал, не интересовался, вычеркнул ее из своей жизни, так злился на неё и прощать не хотел.
После поездки с вами в Почаев во мне что-то изменилось, что-то дрогнуло, исчезла  жесткость  и непримиримость.   Когда я вернулся домой много передумал и переосмыслил и, вдруг, понял, что мне нужно помириться с мамой.
Недолго думая, без звонка я к ней поехал. И сразу, еще в дверях, выпалил:
- Прости меня, мама!

Как она обрадовалась, как плакала, какая была счастливая. Как она страдала, как ждала меня. Я понял, что очень сильно люблю её, но не успел ей сказать об этом – на следующий день она умерла.
И вот теперь я пришел к вам просить о помощи похоронить ее так, как надо, так как она хотела, ведь она ходила в церковь и была верующим человеком. Выходит, как я теперь понимаю, это по её молитве я оказался с вами и узнал, увидел и почувствовал то, о чем раньше даже не подозревал.

Маму Михаила отпел о. Петр в храме Феодора Освященного. На отпевание пришли все велопаломники, которые стали его верными друзьями.

А фильм, который снял Миша смотрели чуть позже на общей встрече. Фильм получился необыкновенный – насыщенный фактами, интервью, потрясающими кадрами и сюжетами, качественным музыкальным сопровождением, комментариями и профессионально смонтирован.
 
Чувствовалось, что автор фильма делал его на одном дыхании.
При просмотре многие плакали.

Дивны дела Твои , Господи!