Растворились в воздухе

Владимир Врубель
16 апреля 2007 года шкипер и команда рыболовного судна во время ловли рыбы у рифа Боуен увидели белый катамаран с порванным парусом. На борту никого не было видно. Катамаран  боком несло течение между рифами.

Как потом сказал на следствии шкипер Хоуленд, ему показалось странным, что парусник находится на мелководье и у рифов. Но он не стал ничего выяснять. Следователю шкипер заявил, что придерживается правила никогда не подходить к другому судну. Может быть он и прав, а может быть и нет. Это вопрос морали.

18 апреля вертолёт австралийской береговой охраны заметил парусное судно вблизи Большого Барьерного рифа. По мнению наблюдателей, парусное судно терпело бедствие. Поэтому к нему направилось судно береговой охраны.

Когда подошли к паруснику, то определили, что это десятиметровый катамаран «Kaz II», который уже разыскивали. Спасатели высадились на судно, но никого на нём не обнаружили.

Все спасательные жилеты были на месте, работал двигатель. Радио находилось в исправном состоянии, прибор GPS тоже. Спасательная лодка была привязана и находилась на своём месте.

На столе спасатели увидели включённый ноутбук, расставленную посуду и столовые приборы.

Везде был полный порядок: карабины и патроны хранились, как положено, удочки аккуратно сложены, висело выстиранное бельё, нигде ни малейших следов борьбы.

Словом, всё хорошо, только не было экипажа из трёх человек, закадычных друзей: двух братьев, Питера и Джеймса Тунстедов и Дерека Баттена.

Они отправились15 апреля 2007 года из Эйрли-Бич в путешествие вокруг Северной Австралии в Западную  Австралию. Все давно уже не юноши: Питеру Тунстеду стукнуло 69 лет, его брату Джеймсу – 63, а Дереку Баттену исполнилось 56 лет.

На катамаране нашли видеозапись того дня, на которой видно, все три мужчины находятся в прекрасном настроении и наслаждаются своим плаванием. Единственное, на что обратили внимание следователи, что на них не были надеты спасательные жилеты.

Катамаран принадлежал Баттену. Его жена, Дженнифер, сказала, что муж был очень осторожным человеком, опытным яхтсменом. Он получил сертификат рекреационного шкипера, который позволял ему катать на яхте людей в  качестве оздоровительного отдыха.

Она сама много раз плавала с ним на яхтах разного типа, практически, они все отпуска проводили на воде. Когда муж купил «Kaz II», их первую собственную яхту, о которой он давно мечтал, они оба прошли шестимесячные курсы обучения плавания на яхтенных судах.

Кроме того, Баттен окончил  курсы радистов. Катамаран был в идеальном порядке. К этому плаванию, её муж и их соседи Тунстеды, готовились несколько месяцев. Они не раз плавали вместе ещё с юношеских лет и были друзьями, как говорится, не разлей водой.

Когда Баттен перестал выходить на связь, жена встревожилась и обратилась в службу спасения.

Поисково-спасательные работы начались 18 апреля. Помимо государственных служб к ним подключилось добровольное общество «Морское спасение», члены которого осматривали побережье и острова.

Кроме того, поиски вели волонтёры из нескольких городов и береговая охрана, которая выделила два спасательных вертолёта, девять самолётов и два судна.

Исследовались и данные системы GPS. Поиски прекратились 21 апреля, когда стало ясно, что людей с катамарана нигде нет.

Я вспоминаю рассказ капитан-лейтенанта Леонида П., с которым мне довелось служить. Он командовал подразделением, в котором во время шторма унесло в океан от острова Итурупа десантную баржу с тремя солдатами и сержантом.

Их потом обнаружили американцы. Это была знаменитая «четвёрка отважных», руководимая Асхатом Зиганшиным. Весь поиск состоял из одноразового вылета истребителя, который осмотрел сектор на расстоянии 150 километров, никого не обнаружил, потому что к тому времени баржу унесло дальше.
 
Леонид просил в рапорте организовать поиск большими кораблями, но этого делать не стали, почему, догадайтесь сами. Зато, как только их обнаружили американцы, сразу затребовали от командира, замполита и особиста соответствующие характеристики.
 
Вернёмся к нашим персонажам. Все они имели хронические болячки, соответствующие возрасту, но с медицинской точки зрения были достаточно здоровы, чтобы предпринять такое путешествие.

Полицейские несколько часов осматривали катамаран, но нигде не обнаружеили ни малейших признаков борьбы. Версий исчезновения экипажа имеется несколько, но это только версии. Каким образом три опытных яхтсмена могли, можно сказать, раствориться в воздухе, навсегда останется  загадкой.


На фотографии: Питер и Джеймс Тунстеды и Дерек Баттен