Проза о войне на войне

Ирия Гай Вторая
(НА ФОТО ПЕРЕД ОЧЕРКОМ -  КОЛОКОЛОВ ГРИГОРИЙ КУЗЬМИЧ)

Это не мой фронт, не моя война, не моя часть. Общего с «моим» - только два слова - «сводный полк» 17-й сд. Той, первой, которая встретила войну с генерал-майором Т.К. Бацановым. Наша МСДНО в конце сентября свой номер приняла от нее.
«Сводный полк» - завуалированное название того, что осталось от личного состава дивизии. Скорее, для отчетов «наверх», чтобы не так горько и резко. В истории нашей ополченческой в конце октября 1941 г. тоже будет период «сводного полка». Но это потом. А тогда, в раскаленном июле 390 ап РГК «усиливал» остатки первой 17 сд (I ф), отходя из Полоцкого УРа.

Никогда бы не обратила внимания на этот артполк, если бы не  его ЖБД. Нет, ну всякие ЖБД  приходилось читать. А этот  просто песня какая-то! Эренбург, Ортенберг, Симонов и Гроссман "нервно курят в сторонке".:) Повторюсь, - передо мной ЖБД, т.е. ни что иное как ЖУРНАЛ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ!

«18.07.1941 г. … позади нас, поднимая густую дорожную пыль, двигалась наша пехота. Узкая проселочная дорога извилистой змейкой велась среди пересеченной местности. Было необычайно тихо. Лишь ровное гудение наших автомашин да беззаботное щебетание птичек в густых рощах нарушали утреннюю тишину…/…/ Лишь седые малосильные старики остались в деревнях. Одного мы встретили в местечке Харино.
Это был лысенький дедок с седой бородой. Он долго наблюдал  за нами со своего огорода, очевидно, не разобрав, чья это колонна – советская или фашистская, и лишь только когда убедился, что это свои, радостно заковылял нам навстречу. Дрожащими от старости руками он закурил и аппетитно затянувшись, заговорил: «- Да! Бродит проклятый немец по нашему району. Вчерась опять был, да что-то быстро ушел»…/.../
14.12.1941 г… Наградили полк баяном и патефоном с набором пластинок».


ЖБД представлен в двух редакциях: «краткой», на 12 страницах машинописного текста, и «пространной», - рукопись чернилами в ученической тетради в клетку. Читается, как хорошая, добрая повесть, хотя хочется плакать. Потому как через строчки оптимизма, искреннего пафоса автора все же читается боль пройденных фронтовых дорог с первого дня войны и до начала нового, 1942 года.
Авторы его, несомненно, заслуживают светлой, доброй памяти о себе. Когда читала ЖБД, была мысль, что записи вел кто-то  явно обладавший литературным талантом.  Сложно сказать, когда, в каком году данный журнал был переписан (перепечатан). Но события изложены в нем явно постфактум, уже отрефлексированы и пережиты ни один раз. Очень грамотный текст, и по стилю, и по пунктуации с орфографией,  что довольно редко для подобных документов тех лет.

Этот язык, как и язык наградных листов, еще ждет своего исследователя: что именно и какими словами описывали как подвиг, что входило в это семантическое поле в представлении одних, и что должно было в него входить в представлении вышестоящих. И т.д. В тч. внутренний мир и отражение картины мира в слове автора (авторов). Исследовать там много чего есть еще, в тех текстах, но сейчас меня интересует только лишь человеческая Судьба.

Собственно, авторы. Не знаю, кому все-таки приписать авторство. Командиру артполка? Начштаба, в обязанности которого входило следить за ведением журнала? Или все же комиссару?
Впрочем, это был довольно спаянный коллектив. Могли сочинять и втроем. В любом случае, такие люди уже легенды. И если бы не данное шедевральное «литпроизведение» с базы данных «Память народа» в сцепке с тэгом «17 сд», я бы тоже о них ничего не знала. Ох уж товарищ полковник П.С. Козлов! Сколько же ты судеб открыл, по крайней мере, для меня.

Командир артполка майор Колоколов -  Колоколов Григорий Кузьмич, 1906 г/р, д. Портена, Курской губернии. Участник гражданской войны в Испании. Командовал артполком до 1942 года.  14.07.1941 г. при ликвидации прорвавшегося противника в р-не Боровуха-1 один из дивизионов полка под его командованием обеспечивал действия «сводного полка» 17 сд (Iф).

 В начале 1942 года в боях под городом Ржев 390-й гаубичный артиллерийский полк  переименовали в 440-й армейский пушечный артиллерийский полк и назначили нового командира. (Впрочем, Григорий Кузьмич еще вернется туда. В далеком будущем, в декабре 1952 года, - командиром 28-й гвардейской пушечной артиллерийской Краснознаменной бригады, чья история началась в т.ч. и с этого артполка.

 Великую Отечественную войну Колоколов Г.К. закончил в звании гвардии подполковника,  будучи командиром  3 – й гвардейской отдельной истребительной противотанковой бригады, участвовавшей в сражении на Курской дуге, освобождении Белоруссии, боях у р.Одер…За боевые заслуги награжден орденом Суворова 2-й ст, орденом А.Невского, орденом Красного Знамени. Орденом Красной Звезды.

Начальник штаба капитан Железников – Железников  Николай Владимирович. Судя по всему, после получения нового назначения, Г.К. Колоколов своего прежнего начштаба не бросил. Летом 1942 г. он уже подполковник, командир 280 – го противотанкового истребительного полка той самой, 3-й гвардейской отдельной иптбр.

«Командир иптап подполковник Железников Николай Владимирович, находясь в бригаде с начала ее формирования и на протяжении ее участия в боях с немецким фашизмом, с 12 июня 1942 г. показал себя смелым, энергичным командиром. В боях за Касторную и Сахарный Завод с 1 по 4 июля под личным руководством тов. Железникова полк уничтожил 117 танков, 15 автомашин и до 2-х батальонов пехоты. Несмотря на превосходящие силы противника, находясь без прикрытия пехоты, полк смело отражал все атаки противника. 5-6 июля 1942 г., оказавшись в окружении без горючего тов. Железников сохранил матчасть, вывел полк из окружения, на пути подбив 8 танков, 2 автомашины. После чего опять вступил в бой в районе Каменка, Ломово, Суриковы выс., Лебяжье…/…/ С 25 января 1943г. полк тов. Железникова участвовал в наступательных операциях в районе Тербуни с 15 сд.; по шоссе Орел-Фатеж поддерживал наступление 260 сд… Тов. Железников в честь первой годовщины бригады за умелое руководство полком в боях достоин награждения орденом Красной Звезды».

А до ордена за бои лета 1941 г. ранее был награжден медалью «За отвагу». После, в июле 1943 г, за бои на северном фасе Курского выступа, за то, что «все время боя находился в боевых порядках полка. Личным примером мужества и хладнокровия воодушевлял бойцов на подвиги», подполковник Н.В.Железников получил орден Красного Знамени. В апреле 1944 г. – орден Отечественной войны 1-й ст. Наградные листы подписаны боевым товарищем, старшим командиром – гвардии подполковником Колоколовым.

17 апреля 1945 г. подполковник Н.В. Железников женился на однополчанке, Вере Петровне. Свадьбы у четы Железниковых не было - просто поехали в отпуск и там расписались. После войны служил в центральной группе войск в Австрии - заместителем командующего артиллерией по боевой подготовке…

А вот с военным комиссаром 390 ап чуток «загадочней».
В звании старшего батальонного комиссара в 1942 г. он обнаруживается в 81 тбр 39 армии. Отчаяния и отваги ему тоже занимать не нужно было. «Товарищ Вдовиченко лично вел в бой танк, своим примером увлекал все экипажи бригады на борьбу с противником. Так тов. Вдовиченко ворвался в расположение противника, гусеницами раздавил ПТО, пулеметное гнездо, наблюдательный пункт и расстрелял из пулемета несколько десятков немецких солдат» Так что не только за «умелую организацию партийно-политической работы», но и за «личный пример в бою»  комиссар Вдовиченко был награжден 03.10.1942 г. орденом Красного Знамени.

Той же осенью он принял на себя ответственность, заменив собою погибшего в бою командира танковой бригады. «Танкофронт определяет Федора Корнеевича Вдовиченко в комбриги с 13 декабря 1942 г. Наградной лист и указ о награждении показывает несколько иную дату, отмечая награжденного (уже как подполковника) 12.03.1943 г. орденом Отечественной войны 1 ст. все еще как ВРИД командира 81 тбр.

«25.11.1942 г. тов. Вдовиченко, приняв на себя командование бригадой, находясь в боевых порядках бригады, сумел на основе взаимодействия с пехотой и артиллерией правильно организовать бой бригады, несмотря на труднопроходимую местность, наличие водной преграды, минных полей противника и лесистой местности, используя огонь и маневр танков, выполнил поставленную перед бригадой задачу».

А бой там, судя по телеграмме командующего опергруппой Герасимова на имя комфронта, в котором в тч. ходатайствует о награждении Ф.К. Вдовиченко, был серьезным: 21.01.1944 г. полковник Ф.К. Вдовиченко – начальник политотдела 34-й гвардейской краснознаменной танковой бригады, Приказом по 3 Ударной армии награжден орденом Отечественной войны 2 ст., не только за обеспечение «мобилизации личного состава на выполнение приказов», но и за то, что « в бою за д. Кузьмино когда танки замедлили продвижение вперед, /…/тов. Вдовиченко лично организовал атаку и обеспечил овладение деревней»…

С 23.03.1944 г. (по справочнику «Танкофронта») полковник Ф.К. Вдовиченко  - начальник политотдела (замполит) 5 танкового корпуса. В котором в этом же звании и должности закончил войну.

                ********************

Все трое подписывали ЖБД 390 АП РГК. Наверняка, в начале 1942 г., т.к. пару месяцев спустя  их пути разойдутся на дорогах войны. Автором мог быть каждый из троих. А мог и не быть. Могли только подписать журнал, сочиненный писарем, в обязанности которого это действо входило. Главное, что текст вполне соответствовал их чаяниям, воспитанию, образу жизни. И был для них правдой.
Прочтите эти боевые «стихи в прозе», не поленитесь. Замечательный стиль и язык того, ушедшего в Историю времени.
 Когда читала, то сожалела, что не было в нашей, 17 сд, такого одаренного «летописца». А может и был. Да сожгли всё 11 ноября 1941 г., оставив лишь несколько «раздаточных ведомостей» и приказов «ни о чем». Даже ЖБД не оставили. А  что сохранили, то упрятали за «семь амбарных замков». Сожгли  полностью Историю дивизии октября 1941 года и тысячи солдатских судеб вместе с судьбой ее первого Комдива…