Спасибо, музыка тебе, спасибо... Прелюдия

Романов Владимир Васильевич
     Открываю недавно подаренный мне автором сборник Геннадия Пошагаева "Убережённая душа" и буквально на первой странице одноимённой повести читаю:
"…Едва заиграет радиола, мы шли поглазеть на девчат, а заодно послушать танцевальные ритмы. К тому времени многие из нас, ремесленников покуривали, тянуло на любовные подвиги, впрочем, не все отваживались приближаться к площадке и приглашать на танец девчонок. Я робел, обычно стоял в сторонке, наблюдал за танцующими… Едва зазвучит "Рио-Рита", любимый быстрый фокстрот, или танго – душещипательное, красивое "Как бесконечно жаль", и тотчас мурашки по телу защекочут, как муравьи ожившие расползаются по спине, с таким воодушевлением воспринимались мелодии оркестра, настолько я очаровывался ими, чувствуя, как нежность охватывает душу. В такие моменты хотелось любить, думать только о любви…"
     Вот-вот – "думать только о любви…" Каким-то образом Геннадию Григорьевичу удалось очень точно описать и мои былые ощущения от хорошей музыки – именно так: слушать её и страдать от ощущения желания любви. Нет-нет, не плотской, а возвышенной, потому что понятия "музыка" и "любовь" всегда идут рядом, иногда пересекаясь и высекая в момент пересечения из сердца и души огненные искры. Я имею в виду только приличную музыку, а не ту, не побоюсь этого сравнения, чушь собачью, которой сейчас бредит основная масса молодёжи.
     В книге, которую я пытаюсь таким образом начать, речь пойдёт о музыке, сопровождающей меня всю мою жизнь. И это будет не классическая музыка, до которой я, к сожалению, сколько ни старался, так и не дорос. Речь пойдёт о хорошей (и только хорошей) эстраде, которая теперь на западный манер называется поп-музыкой от английского слова "popular", что значит "популярная", или по-другому, лёгкая – для восприятия, прежде всего. Впрочем, на нынешнем расхлябанном слэнге эту штуку чаще пренебрежительно называют "попсой", а её носителей – представителями шоу-бизнеса (заметьте: бизнеса, а не искусства). И попса эта облегчена настолько, что для её понимания, пардон – восприятия, зачастую даже одной извилины в сером веществе бывает много. Опять же, следует иметь в виду, что недостаток мозгов как у исполнителей, так и у потребителей с лихвой восполняется видеорядом извивающихся вокруг горе-певца (певицы) год от года всё более и более обнажающихся соблазнительных, слава Богу, преимущественно женских тел…
     А потом поговорим и о близкой моему сердцу рок-музыке, без которой с некоторых пор музыкальную тему представить уже невозможно. Но тоже не о всей. Я не буду расписывать своё отношение к таким группам, как немецкая Rammstein или австралийская AC/DC – их "ревущее" исполнение не моя тема. Так же не буду акцентировать внимание читателя на таких "технарях", как Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) или Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore), поскольку даже в тяжёлом роке для меня главным является наличие гармонии, а не голая техника исполнения.
     К сожалению, ушли те времена, когда в любой музыке (не классической, с которой, слава Творцу, пока всё более или менее в порядке) превалировало качество. Музыка всё больше скатывается к примитивизму. Не нужен голос – в студийной записи звукорежиссёр вытянет до необходимых кондиций любого, даже самого безголосого , исполнителя; не нужно мастерское владение инструментом – можно просто нацепить гитару в качестве этакого реквизита…
     А что тогда нужно? Деньги, деньги и ещё раз деньги! Как пели в начале 70-х мои любимцы Пинк Флойд (Pink Floyd):

     Money, get away
     Get a good job with good pay and you’re okay
     Money, it’s a gas
     Grab that cash with both hands and make a stash...

     В моём немножко вольном переводе содержание выглядит примерно так:

     Деньги, их – под нож:
     есть работа, есть зарплата – ты хорош.
     Деньги – это блеск:
     кэш – обеими руками и – хоть в лес…

     На днях мне довелось скачать и посмотреть замечательный фильм 1986 года американского режиссёра Уолтера Хилла "Перекрёсток" (Crossroads). В Википедии об этом фильме сказано:
     "Начинающий и честолюбивый гитарист Юджин, влюблённый в блюз старается быть похожим на своих кумиров и стать настоящим блюзменом. Парень узнаёт легенду о потерянной мелодии Роберта Джонсона. Чтобы разыскать её, юноша устраивается уборщиком в дом престарелых, где по его сведениям доживает свой век близкий друг Роберта – Вилли (Джо Сенека).
     В молодости Вилли вышел на тот самый перекрёсток, что и Роберт Джонсон, и заключил сделку с дьяволом: душа в обмен на славу и успех музыканта. Сделки со Стариной Скрэтчем (так зовут дьявола в этом фильме) мало кому удавалось выиграть, и теперь старик хочет попасть на это волшебное место, чтобы вернуть свою душу и обрести покой.
     Старик и начинающий музыкант договариваются: юноша помогает Вилли бежать из богадельни и добраться на "перекрёсток" в обмен на обещание сыграть ему ту самую мелодию. Так начинается их нелёгкое путешествие через всю страну…"
     Так вот, в этом фильме есть один примечательный эпизод, когда умудрённый жизненным опытом Вилли говорит мальчишке о том, что настоящий блюз получается только из пережитых страданий. Пока ты не пройдёшь через потрясения, которыми с лихвой наградит тебя судьба, ничего путного из тебя не получится…
     Два дня назад на 81-м году жизни умер Иосиф Давыдович Кобзон – не только замечательный певец, но и человек-эпоха. Песни его сопровождали меня, а вместе со мной многие миллионы людей бывшего Советского Союза и нынешней России от Бреста до Владивостока и от Калининграда до Кушки. Практически все основные телевизионные каналы посвятили его памяти передачи, сюжеты, концерты. Это вам не жалкие "герои" MTV, "Европы-Плюс" и прочих каналов-фантиков, распространяющих
безмозглую псевдомузыкальную инфекцию…
Печально всё это. Нет, не смерть Иосифа Кобзона – он прожил замечательную и более чем достойную жизнь. Печальна нынешняя деградация эстрады, где главную роль играют не таланты, а всё те же money, money, money…
     Надеюсь, это не навсегда. Надеюсь, что когда-нибудь отойдёт в небытие эта шелуха и снова возобладает музыка, в которой будут сочетаться прекрасные мелодии, умные тексты и замечательные голоса, как когда-то было сказано об исполненной Альбертом Асадуллиным песне к фильму "Осуждение Паганини" "Дорога без конца". Позволю себе привести здесь текст песни полностью, потому что он как нельзя лучше иллюстрирует моё отношение к музыке:

     "Кто поpоднил нашу жизнь с доpогой без конца?
     Только любовь, только любовь.
     Кто повенчал в этом миpе песню и певца?
     Только любовь, только любовь.

     Доpога без конца, доpога без начала и конца
     всегда в толпе, всегда один из многих.
     Hо веpнее многих ты любишь песни и цветы
     любишь вкус воды и хлеба и подолгу смотpишь в небо,
     и никто тебя не ждёт.

     Доpога без конца, доpога без начала и конца.
     Свисти как птица и не жди нагpады.
     Hет на свете тишины, только плач твоей стpуны,
     только вечность даpит звуки, да в гpуди огонь жестокий,
     твой единственный огонь.

     Кто подсказал эту музыку твоей душе?
     Только любовь, только любовь.
     Кто повтоpит тихим голосом твои слова?
     Только любовь, только любовь.

     Доpога без конца.
     И музыка, котоpой нет конца,
     они тебя вовеки не обманут.
     Hу, а если спpосят вдpуг, где любимая и дpуг,
     пpомолчи в ответ с улыбкой, пусть никто не видит сеpдце
     поседевшим от pазлук.

     Доpога без конца, она когда-то выбpала тебя,
     твои шаги, твою печаль и песню.
     Только вот идти по ней с каждым шагом всё больней,
     с каждой ночью всё светлее, с каждым словом всё смеpтельней,
     с каждой песней всё тpудней!

     Доpога без конца, доpога без начала и конца..."

28.08…01.09.2018