Французский скульптор Осип Цадкин 1890-1967

Койфман Валерий
Осип Цадкин, «Разрушенный город»
(Памятник разрушенному Роттердаму)

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Осип Цадкин (Ossip Zadkine), собственно Иосель Аронович Цадкин, выдающийся французский скульптор. Вместе с Н. Габо, А. Певзнером (см. Певзнер Антуан и Наум) и Ж. Липшицем Цадкин относится к плеяде выдающихся скульпторов-евреев, стоявших у истоков авангардной скульптуры 20 века. Работы мастера выставлены в музеях, украшают городские улицы и площади Европы и Америки.
Родился 14 июля 1890 года в семье еврея-выкреста профессора классических языков Смоленской семинарии Ефима Цадкина. По материнской линии - потомок шотландских кораблестроителей, поселившихся в России еще при Петре I.
Учился в ремесленном училище в Витебске, брал уроки рисования у Ю. М. Пена.
В 1906 переехал в Лондон, где обучался резьбе по дереву в Школе искусств и ремесел. Работал резчиком по дереву и камню. Изучал классическую скульптуру в Британском музее.
Уехал в Париж в 1909 году, где поселился в квартале художников Ла Рюш («Улей»)
на Монпарнасе. Познакомился с Г. Аполлинером, Б. Сандраром, М. Жакобом, П. Пикассо, А. Модильяни, К. Бранкузи, Э. А. Бурделем, А. Архипенко, Ж. Липшицем,
И. Эренбургом и другими.
В 1915 году добровольцем вступил во французскую армию, работал санитаром в полевом госпитале.
Демобилизован после отравления газами в 1917 году.
В конце 1910-х годов обратился к кубизму. В дальнейшем он успешно использовал в творчестве также приемы экспрессионизма, сюрреализма в сочетании с различными историческими стилями. Художник применял разнообразные материалы, часто в комбинациях: мрамор и известняк, дерево и перламутр, алебастр и хрусталь.

Вершиной творчества Цадкина, его главным произведением, стал бронзовый Разрушенный город (Памятник разрушенному Роттердаму, 1947—1948, завершен в 1953, Роттердам) - проклятие всем войнам, террору.

«Город с пробитым сердцем» - так называют иногда памятник, гигант, воздевающий руки к небу среди пустынной площади, производит неизгладимое впечатление.

Цадкин хорошо знал довоенный Роттердам, прекрасный старинный город.
14 мая 1940 город был сметен с лица земли фашистскими бомбами. Разрушено 11 тысяч зданий. Погибли десятки тысяч жителей.
Скульптура представляет и человека, и гибнущий город. Формы человеческого тела чудовищно искорежены, пластические объемы подчинены резким, изломанным ритмам — передана "не реальность натуры, а реальность чувств" (Цадкин).
Рот разорван воплем, в середине статуи на месте сердца зияет огромная брешь, как от взрыва. Подобия рук взметнулись вверх, словно пытаясь удержать низвергающееся на землю небо.
Так оказалось, что ученик еврейского мастера из Витебска Юрия Пэна, уроженец Смоленска еврей Осип Цадкин создал самое мощное и сильное произведение мировой антивоенной скульптуры XX века.
Художник скончался 25 ноября 1967 года в Париже. Похоронен на столичном кладбище Монпарнас.
В Париже открыт музей Цадкина. Именем скульптора названа улица в XIII округе Парижа.