Мое отношение к Кобзону

Александр Щербаков 5
По-видимому, у человека даже традиционной сексуальной  ориентации может быть любовь с первого взгляда к человеку своего пола. Именно такая любовь появилась у меня к Иосифу Кобзону  во время первых его гастролей в Хабаровске в начале 60-х годов.  К этому времени его популярность только начиналась  у молодежи, особенно после его песни «А у нас во дворе» композитора Аркадия Островского на слова поэта Льва Ошанина, прозвучавшей по радио в передаче «Доброе утро». 

Я учился в старших классах школы,  и на лето меня отправляли в более теплые края из нашего северного поселка.  Этим теплым местом  был город Хабаровск, вернее, даже не сам город, а его далекий пригород,   в районе Ильинки. Моим наставником по городской жизни был мой дядя Вова, всего на один год старше меня. Мы с ним и проводили лето, изредка приезжая в город. В тот 1962 год, когда я впервые увидел на концерте Кобзона, на летние каникулы к родителям приехала тетя Алла, на 7 лет старше меня. Она училась в институте в городе Днепропетровске.  О Кобзоне мы уже слышали, нам нравился его приятный баритон и его песни – «Мальчишки», которую он пел с Виктором Кахно, и уже в тот  год ставший шлягером  «А у нас во дворе»,  другие песни.  И Алла решила нас повести на концерт своего почти земляка,  Иосифа Кобзона, она слышала, что мать Кобзона живет в Днепропетровске.  Мне было 15 лет, в Вовке 16 лет.  Вот тогда я и увидел этого певца, как говорится, живьем, на концерте в Доме офицеров Советской Армии. И заболел им.

Как многие мальчишки тех лет, в одиночестве стал петь песни Кобзона и скоро выучил все тексты их.  Уже звучали «И опять во дворе», «Бирюсинка», песни Пахмутовой из цикла о Братске и Ангаре.  Потом появилась книга о поездке авторов песен Добронравова, Гребенникова и композитора Пахмутовой по Сибири. Я её увидел в книжном магазине и купил. Вместе с поэтами и композитором ездили Кобзон с Кахно, выступая перед молодежью на этих комсомольских стройках.  В этой книге мне запомнились такие строки, написанные кем-то – «Пусть от Братска до Гудзона раздается бас Кобзона.»  И вторая – «Цепь фамилий велика теноров на букву К. Но кончаются на О лишь Карузо и Кахно». Странно, но они запомнились больше, чем на 50 лет.

В это время я уже несколько лет играл в школьном духовом оркестре и знал ноты. А так как в конце книги были тексты и мелодии некоторых песен Пахмутовой, стал играть из по нотам на баяне, и негромко подпевать. Обычно я этим занимался, когда родителей не было дома.  А вот летом, приезжая снова к бабушке под Хабаровск, пел в голос, выйдя на улицу. Поэтому мои кузины, двоюродные сестры многочисленной родни, таким, поющим Кобзона, меня и запомнили.

Однажды мама получила письмо от сестры Аллы из Днепропетровска. В конверт была вложена небольшая заметка  местной газеты с критикой Кобзона.  Якобы на всех его концертах в этом городе присутствовала его мама, и он каждый раз представлял её публике. Тогда это было не принято, поэтому заметка называлась  «Зазнавшийся земляк».  Но этот выпад местных  корреспондентов, завидующих растущей популярности Кобзона,  остался без последствий.  И у меня это не вызвало отторжение, каждый раз, когда Кобзон выступал с концертами в Хабаровске, я ходил на них.

А в 11 классе мы с моим кузеном Яном Щербаковым даже рискнули спеть со школьной сцены песню «Мальчишки» на  два голоса. И хотя даже заработали аплодисменты, но весьма жидкие. Голосов у нас с ним не было, одно желание.

С тех пор я следил за творчеством Иосифа Кобзона. Он выступал на комсомольских стройках, в воинских коллективах, даже по время войны в Афганистане ездил туда, чтобы выступить перед солдатами. Репертуар песен Кобзона поражал. Тут и песня «ЛЭП-500», «Голубая тайга», «Таежный вальс», целый цикл песен о Великой отечественной войне. А когда вышел фильм «Семнадцать мгновений весны»,  все узнали голос Кобзона, исполняющего песни в этом сериале.

Что же написано об этом исполнителе в официальных справочниках?

Ио;сиф Давы;дович Кобзо;н (11 сентября 1937, Часов Яр, Сталинская область, Украинская ССР, СССР — 30 августа 2018, Москва, Россия) — советский и российский эстрадный певец, российский политический и общественный деятель, музыкальный педагог.
Герой Труда Российской Федерации (2016). Народный артист СССР (1987). Лауреат Государственной премии СССР (1984), премии Ленинского комсомола (1976), премии Правительства РФ (2011).
Депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации II—VII созывов (1995—2018). Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по культуре (2011—2018). Член партии «Единая Россия» с 2007 года.
В 1960-х годах сформировалась исполнительская манера певца — сочетание техники бельканто с непринуждённостью, вниманием к слову, к поэтической интонации. Певческий голос полностью оформился к 1970-м годам. Звукозаписи 1960-х показывают, что в самом начале карьеры (конец 1950-х — 1960-е годы) Кобзон пел другим звуком, нежели в 1970-е и более поздние годы. Начинал карьеру в дуэте с Виктором Кохно (лирический тенор), репертуар дуэта в основном составляли лирические и гражданские песни Аркадия Островского. Композитор часто сам аккомпанировал певцам на аккордеоне.

Голос Кобзона — лирико-драматический баритон ясной высветленной окраски. Положительные качества — специфический красивый и благородный тембр, моментально узнаваемый с первых звуков, и прекрасная дикция.

В 1960—1970-е годы ездил с концертами на ударные комсомольские стройки, активно боролся за мир во всём мире, неоднократно входил в состав официальных делегаций, посещающих зарубежные страны с визитами дружбы.
В 1980-е годы выступал для ограниченного контингента советских войск в Афганистане, ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Член КПСС с 1973 года.
С мая 1989 по сентябрь 1991 годы — народный депутат СССР от общесоюзных общественных организаций по квоте профессиональных союзов. Входил в состав депутатской группы «Союз» (выступавшей за сохранение СССР как федеративного государства).

Широко известен своей миротворческой деятельностью во время подавления чеченского сепаратизма в 1990-х годах, а также во время нейтрализации банды М. Бараева, с которыми он вёл переговоры, 23-26 октября 2002 года в здании Театрального центра на Дубровке (Москва).
Во время захвата Театрального центра на Дубровке, террористы, по свидетельству его самого, назвали среди политиков, с которыми согласны вести переговоры, Кобзона, Г. Явлинского, И. Хакамаду и Б. Немцова. Хакамада ответила, что готова, и ради вызволения заложников отправилась вместе с Кобзоном в Театральный центр на встречу с террористами. В результате переговоров Кобзон и Хакамада смогли вывести из захваченного террористами зала женщину и троих детей.  (прим. – «демократы» Явлинский и Немцов струсили,  и не пошли к террористам, за что их так ненавидят в Чечне).

В репертуаре Кобзона тысячи песен, и он все их знал, никогда не пользовался телесуфлером.  Это сейчас видишь, как у исполнителя  в ухе торчит приспособление  для подсказки текстов, или перед певцом стоит пюпитр с текстами. Однажды на телепередаче, которая одно время была популярной и называлась «Жизнь прекрасна», у Михаила Швыдкого выступала не очень популярная певица Сенчукова, жена Виктора Рыбина из ансамбля «Дюна». Ей поручили спеть простую песенку, и она не сумела это сделать без подглядывания в текст. А ведь передача шла по всей России. Видимо, поэтому и не популярная певица. И на этой же передаче был Иосиф Кобзон. В процессе разговора со Швыдким всплыла тема выступлений артистов перед нашими олимпийцами на разных соревнованиях. Явная импровизация, но как достойно из неё вышел Кобзон. Он вместе с Левоном Оганезовым, который участвовал во всех передачах Швыдкого, исполнил много старых песен, 70-90 годов, когда он с тем же Лещенко и другими исполнителями ездили на Олимпийские игры поддерживать спортсменов.

Я с некоторым волнением ожидал юбилейный концерт Иосифа Кобзона по случаю его 80-летия.  Как выдержит артист многочасовое выступление перед огромным залом?   Ведь ему уже немало лет, да и болячки есть, в том числе сахарный диабет, об этом все знали. Но Кобзон не позволил себе расслабиться на протяжении 3-х часового концерта. Его голос звучал по-прежнему мощно, завораживал весь зал. И снова он выступал без телесуфлера. Вот что значит уважение к своему зрителю.  Только за это можно уважать Иосифа Кобзона.  Но еще больше я уважаю его на патриотизм,  любовь к своей Родине. Для нынешнего поколения, привыкшего к песням практически без текстов, творчество Кобзона не всегда понятно. Но для нашего поколения это значит очень много. И не только песни о войне имеют такое гражданское звучание в исполнении Иосифа Давыдовича, а все песни в его репертуаре.

Теперь еще об этом явлении, связанном с именем Иосифа. Не раз слышал, что у него на голове лысина, и он выступает с накладкой. Если это так, то накладка, а сейчас парик,  сделаны у него великолепно.  Сейчас-то точно видно, что он выступает в парике, ни одного седого волоска в его шевелюре не видно, а ведь когда-то она была на висках.

Мне кажется, что имя Иосифа Кобзона будет так же в памяти нашего народа, как имена Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Муслима Магомаева, Марка Бернеса.  По крайней мере, для меня точно.  Пусть земля будет пухом этому выдающемуся исполнителю.