17. Школа

Лидия Калашникова
ШКОЛА
Было начало 50-х, когда меня отдали в школу.
Моя первая школа – это одноэтажное здание похожее на барак. Напротив маленький магазин, куда мы бегали на большой перемене, а сзади железнодорожное полотно, поэтому мы часто слышали звуки проходящих поездов, разговоры диспетчеров и эти звуки были привычны и незаметны.
В школе было печное отопление. Это несколько печей, которые назывались "голландки". Они топились из коридора.  В коридоре находилась уборщица, она же истопник – "хозяйка" школы, которая следила за порядком, чистотой и звонила на уроки и перемены своим колокольчиком. Такие были звонки в те далекие годы.
В классах стояли обычные школьные парты, покрытые темной краской. Темный цвет был обычным в те послевоенные годы. Мы были одеты в темные, обычно коричневые форменные платья и черные фартуки, мальчики в костюмчики темные, но у всех были белые воротники, которые мы учились пришивать сами. А еще мальчики должны были быть стрижеными под машинку в начальных классах, иных причесок не было, а мы с косичками и бантами в большинстве, причем ленты были атласные и в будни темные!
За то в праздники белые фартуки словно бы освещали все вокруг и радовали. Так было и первого сентября. Этот день был особым. Все приходили с букетами цветов: разноцветные георгины, астры, золотые шары и гладиолусы. Вокруг школы были частные дома и в каждом росли какие-то цветы, да и соседи были рады нарвать цветов для букетов в этот первый день к началу учебного года. Было очень празднично и красиво и приятно сделать такой подарок любимой учительнице Зое Васильевне Чусовой. Мне казалось, что краше и лучше ее никого нет, и очень хотелось на нее быть похожей.
На переменах было весело. Мы водили хороводы, пели, танцевали, играли в общие игры, которым учили нас в школе. У нас были уроки пения и рисования, которые я очень любила, к тому же, у меня все это получалось.
Каждый год все школы готовились к выступлениям художественной самодеятельности, которые в начале были между классами. Потом между школами и дальше победители участвовали в каких-то других. В этом не было ничего необычного, ведь я ходила в детский сад и мы все это делали там. Правда, не все дети посещали детские сады, и потому кому-то было сложнее, чем нам. Мы пели хором и отдельно, кто-то танцевал, как моя одноклассница Люда Метелица, а я читала стихи и была ведущей, училась объявлять следующий номер программы.
На уроках мне было очень интересно всё, о чем рассказывала Зоя Васильевна. Она научила нас читать, красиво писать, считать. В моих тетрадках были только хорошие оценки. Писали мы с тетрадках, которые были разлинованы для удобства: по письму в косую линейку, по арифметике в клеточку. Поля мы прочерчивали сами с помощью линейки.
А писали мы перьевой ручкой, макая ее в чернильницу. Каждый приносил свою чернильницу с собой. Чернила помогали в нее налить родители, а позднее и сами мы научились. Правда, порой разливали чернила на стол, а то и на одежду, за что кое-кому попадало, ведь не столь богаты было большинство в классе, чтоб часто менять одежду. Чтоб красиво написать, нужно было, макнув перо в чернильницу, немного убрать лишние чернила, чтоб не получилось в тетрадке клякс. А еще уччитель рассказывала много о нашей Земле, о растениях, животных, обо всем, что населяло Землю.
Каждый класс делился на звенья. Звеньевые, которые возглавляли звенья, отвечали за них. Так прививались навыки руководства. Но в первом классе  этого еще не было, зато избирали санитаров, которые проверяли чистоту рук, воротничков перед началом уроков. Мне это нравилось, ведь на руке у меня была белая повязка с красным крестом, которая отличала меня от других. Звеньевой я стала позднее.
На большой перемене можно было купить пончики или калачики, чтоб перекусить. Для этого нам давали 10 копеек на завтрак. Школа была маленькой, поэтому столовой не было.
Класс наш был дружным, мы и после уроков часто были вместе, играли в войну, в казаков-разбойников или другие игры, а когда появились первые телевизоры, мы ходили смотреть кино в гости к Вере Медведевой. У нее папа был машинистом паровоза и потому первый телевизор появился именно у них. Мы садились на полу и смотрели все вместе дружно. Это было здорово.
Школьные годы в этой начальной школе пролетели быстро. Класс разделился, кто-то пошел в школу № 47, как и я, а кто-то в школу № 78.
С годами начальных школ в городах не стало, как не стало и этой школы № 30 у нас в Барнауле. Волей случая не стало с годами и моей следующей школы… А после 8 класса я пошла работать, доучивалась в школе рабочей молодежи, а экзамены сдавала уже экстерном за школу.
Но больше всего воспоминаний осталось именно о моей первой школе и тех, кто учился со мной рядом. Так началось разделение наше, и не всех одноклассников я встречала в следующие школьные годы. Кто-то разъехался по иным городам и весям, кто-то, как Люда Метелица, живет в другой стране. Зато память осталась о моих одноклассниках и первой учительнице – Зое Васильевне.