Пекинский человек

Владимир Врубель
Наши самые далёкие  предки дома не строили, а пользовались пещерами и гротами: сухо и хорошо. А чтобы не съел какой-нибудь пещерный медведь или саблезубый тигр, разжигали костёр.
 
Есть в Китае вблизи поселка Чжоукоудянь пещера Котцетанг.
Так вот, в той пещере толщина пепла шесть метров. Можете себе представить, сколько поколений в ней обитало!

В пещере работали китайские, европейские и американские палеонтологи.  2 декабря 1929 года китайскому палеонтологу Вэньчжуну Пэему баснословно повезло - он нашёл череп, принадлежавший самому древнему человеку.

Этому черепу, получившему название «Пекинский человек», сотни тысяч лет, научная ценность находки невероятная. Но есть и другая её сторона – стоимость костей оценена в миллионы долларов.

В 1941 году китайские учёные передали драгоценные кости для сохранения в американское посольство. Оттуда их вывезли в лагерь морской пехоты как совершенно секретный материал, чтобы доставить в США.

Но японские войска захватили отряд американцев, направлявшийся из Пекина в Циньвандао, где предстояла погрузка на корабли. Дальше история драгоценного черепа тёмная со многими вариантами.

По одной из версий японцы, прекрасно понимая его ценность, отыскали кости в захваченном багаже и в 1945 году отправили в Японию на госпитальном судне «Awa Maru». Этот океанский лайнер был построен в 1942 году для перевозки пассажиров и грузов.

Его реквизировало правительство и после доработки лайнер в 1945 году стали использовать как госпитальное судно. На нём также доставлялось продовольствие для военнопленных американцев и союзников.

По этому вопросу имелось соглашение с японцами, поэтому лайнер находился под защитой Красного Креста.


О его маршруте японцы сообщили американскому командованию. Соответственно лайнеру обеспечивался безопасный проход. Но кто во время войны соблюдает договорённости с противником!

Японцы в Сингапуре демонстративно погрузили на лайнер мешки с рисом, а когда стемнело, рис выгрузили и на судно доставили сорок тонн золота, 12 тонн платины, 30 кг необработанных алмазов и много других стратегических материалов, а также произведения искусства и среди них «Пекинского человека».


Вместо раненых на борт лайнера поднялись сотни морских офицеров, дипломатов, гражданских лиц, моряков с потопленных судов. «Awa Maru» вышел из Сингапура 28 марта.

Поздним вечером в Тайваньском проливе командир американской подводной лодки USS «Queenfish» (SS-393) принял лайнер за эсминец и атаковал его, удачно попав торпедой.


Из 2004 человек пассажиров и команды выжил только один, Кантора Симода, которого впору заносить в книгу рекордов Гиннеса. Этот везучий японец, служил стюардом у капитана, а до этого выжил при потоплении судов, на которых он плавал: «Heiyo Maru»  21 января 1943 года, «Teiko Maru» 22 февраля 1944 года  и «Teia Maru»  потопленного 18 августа 1944 года.

Его спасла подводная лодка, потопившая «Awa Maru».
Командира подводной лодки коммандера Чарльза Лофлина по приказу командующего флотом отдали под военно-полевой суд. Лофлин был одним из самых заслуженных американских подводников, имел много боевых наград, которые произвели впечатление на суд.

Кроме того, спасённый японец рассказал об истинном грузе «Awa Maru» и его пассажирах. В результате с коммандера сняли обвинение в потоплении госпитального судна с ранеными, но и отрешили от командования подводной лодкой.

Чарльз Лофлин завершил свою карьеру на флоте в звании контр-адмирала. 14 августа 1945 министр иностранных дел Японии Того, в день капитуляции Японии отправил письмо правительству США, требуя 52,5 миллиона долларов компенсации за потопление «госпитального судна».


Естественно, японцы не получили ни копейки. В 1977 году китайцы сумели найти место затопления лайнера. Несколько лет они пытались добыть золото, платину и бриллианты, а также произведения искусства, включая «Пекинского человека», но, потратив около 100 миллионов долларов и достав лишь несколько артефактов, успокоились и прекратили работы.

Клад остался под водой.