Искусство изучения теософии Карлос К. Авелин

Ольга Крубер-Федорова
«Учить – не значит передавать знания, но создать возможности
 для собственного производства или для его строительства».
 
 Пауло Фрейре
 
 Читатели часто пишут редакторам связанных с нами веб-сайтов и задают один или два вопроса, имеющих для них решающее значение.
 
 Они хотят знать, какой метод является лучшим в изучении теософии.  Они хотят получить информацию о правильной последовательности чтения текстов по эзотерической философии.  Не все из них довольны ответом; в изучении оригинальных учений теософии независимость так же важна, как и взаимопомощь.  Мудрость можно приобрести только индивидуально.  Испанский поэт Антонио Мачадо показал это в стихотворении:
 
 «Нет пути, о, странник; 
путь появляется, когда идёшь». [1]
 
 Фактически, ни одна учебная программа не может быть эффективной для всех изучающих, и любые курсы по теософии должны учитывать это.  Путь или обучение строятся по мере того, как «идёшь» и должны разворачиваться шаг за шагом.  Во внутренних измерениях путь к всеобщей мудрости всегда один и тот же.  Во внешнем мире каждый изучающий должен следовать своей собственной траектории в поисках знаний.  В «Голосе Безмолвия» мы находим такое предупреждение:
 
 «Приготовься, ибо дальнейший путь ты должен будешь совершить один. Учитель может лишь указать направление. Путь един для всех, но средства для достижения цели должны быть различны для каждого странника». [2]
 
 Поэтому невозможно сказать людям, что именно они должны читать, или как они должны учиться.  Воспитательная задача изначальной теософии заключается в предоставлении элементов информации, чтобы каждый ученик мог строить свой собственный путь и метод обучения.
 
 Хотя многие секты и церкви поощряют слепую веру, путь философии лишь указывает на правильное направление.  Великие мудрецы всех стран учили и учат, что нужно понимать жизнь самостоятельно.  Поиск истины должен строиться из сердца каждого человека.  Бразильский мыслитель Пауло Фрейре (1921-1997гг.) определил философский метод обучения следующими словами:
 
«Учить – не значит передавать знания, но создать возможности
 для собственного производства или для его строительства». [3].
 
 И Фрейр добавляет:
 
 «Уважение достоинства и права на самоопределение любого человека является этическим законом, а не тем, что мы можем сделать для людей, если хотим». [4]
 
 Взаимопомощь имеет фундаментальное значение; в то же время каждый должен уметь мыслить самостоятельно.  Вот почему одним из девизов наших сайтов является «братская независимость».  В мире истинной теософии нет места для священнослужителей, жрецов, любителей церемоний, гуру или учителей, которые думают и решают за своих учеников, которые таким образом становятся человеческими овцами.
 
 Теософия показывает обманчивый характер «посредника».  Поиск философских знаний должен быть индивидуальным, потому что кармическая ответственность перед жизнью лежит на каждом человеке и не может быть передана лидеру или организации.  Хотя мотивация теософа является альтруистической, принятие решений и ответственность должны быть в основном индивидуальными.
 
 Изучение теософской философии способствует расширению сознания, что невозможно достичь через веру во внешних спасителей.
 
 Правильная точка зрения, с которой можно рассматривать учения, появляется постепенно. Результативная мотивация идет бок обок с различением.  Способность дифференцировать истинное от ложного приобретается с практикой «постоянного приложения максимальных усилий, учась на наблюдении результатов».
 
 Заходя на наши веб-сайты исследователь может читать то, что больше всего привлекает его внимание.  Надо наблюдать за тем, какие тексты и авторы вызывают в нем чувство внутренней близости.  Принимая решение о направлении изучения и исследования, необходимо руководствоваться критерием родства.
 
 Чтобы информация стала знанием, она должна быть проверена и подтверждена на опыте.  Умственная лень – это одно из препятствий на пути к победе, но есть и эмоциональная лень. Нужно установить творческую связь между чтением и повседневной жизнью, но это происходит постепенно.  Таким образом, человек видит перед собой открытый путь к самопознанию, самодисциплине и к самоосвобождению.
 
 Изучая теософию, я должен спросить себя, каким образом она меняет мою жизнь к лучшему.  Ответ не всегда будет очевидным, поскольку прогресс как в гомеопатии, и вначале почти незаметен.
 
 Теософия учит нас жить, руководствуясь мудростью, но пробуждение происходит медленно.  Эффектные формы прогресса вводят в заблуждение.  Полезно записывать в дневнике или записной книжке свои мысли и наблюдения относительно своего пути и прилагаемых усилий с обозначением даты.  Со временем у исследователя сложится документально зафиксированный отчет о реальном процессе обучения, который не является лишь умозрительным, но исцеляет и освобождает.
 
 Необходимо регулярно проверять, какие принципы и методы уже известны и практикуются, а какие из них понятны, но пока не могут быть осуществлены.  Внутреннее обучение происходит, молча, а проблемы и препятствия часто легче видеть, чем реальный прогресс.
 
 Необходимо понимать значение фразы «применять на практике».  Все вещи реальны, не обязательно физически.  Спокойное изучение всеобщих законов является очень практичным действием, независимо от внешних проявлений.  Философское мышление должно практиковаться каждый день, поскольку оно открывает новые, более широкие области восприятия и активности мозга.  Это позволяет человеку услышать свою бессмертную душу, чей тихий голос не нуждается в словах.
Поэтому изучающему следует избегать любых готовых подходов к теософским исследованиям.  Какие книги и статьи стимулируют лучшее. Что есть в нем?  Возможно, это – «Дхаммапада» Будды.  Или, возможно, «Афоризмы йоги Патанджали», короткие статьи Е. П. Блаватской, Роберта Кросби, Джона Гарригса и Уильяма К. Джаджа.  Его сознание можно значительно развить чтением статей о настоящей планетарной эволюции  или об истории теософского движения.
 
 Эти и другие области исследований изучаются в Yahoo Group, E-Theosophy.  Все они необходимы.  Изучающий может составить свой список приоритетов, чтобы создать свой собственный путь поиска истины через классическую теософию.
 
 Эзотерическая философия указывает путь к знанию, в общих чертах. Она дает нам главный ключ, чтобы открыть дверь мудрости.  Она предоставляет исследователю возможность приблизиться к такой точке зрения, с которой он может лучше понять философию и предания разных народов, древних и современных.
 
 Решающим фактором является принятие братского отношения к независимости.  Каждый должен быть сам себе хозяином и учеником.  Обучение и изучение являются неотделимыми действиями, которые сочетают право на самоопределение, единство и взаимоуважение.  Однако критический анализ идей является правом и обязанностью всех исследователей.  Теософское движение – это сообщество исследователей.  Самый мудрый исследователь может научиться у самых неопытных, ведь у каждого исследователя есть что-то ценное, чтобы научить других.  Каким бы ни был объем знаний, нужно задавать себе следующий вопрос:
 
 «Что для меня важнее: то, что, как мне кажется, я знаю, или то, чего я еще не знаю, но чему могу научиться?»
 
 Теософия течет более свободным потоком для тех, кто решает научиться, исследуя разные аспекты жизни, и делиться с другими результатами своих усилий.
 
 Ссылки:
 
 [1] На испанском языке: «Caminante no hay camino, se hace camino al andar».
 
 [2] См. второй абзац фрагмента III или части III «Голоса Безмолвия» Елены П. Блаватской.  Издание Theosophy Co., стр.  49.
 
 [3] «Pedagogia da Autonomia» «Воспитание самостоятельности», Пауло Фрейре, Ред.  Paz e Terra, Brazil, девятое издание, 1998, карманное издание, 165 стр., См. стр.  52.
 
 [4] «Pedagogia da Autonomia», Пауло Фрейре, стр.  66.