1. 3 Переправа

Однако интересным для меня оказалось ещё и расположение дороги, по которой мчался в Москву экипаж Андрея Тимофеевича. Ознакомившись с полной версией послания, можно констатировать, что путь писателя пролегал со стороны Городни. Хотя к настоящему времени эта дорога сохранилась, она не является основной, соединяющей Москву и Тулу. Вполне возможно, что пару веков назад в эти города можно было добраться несколько иначе. Неоспоримым остаётся только факт, что село наше в то далёкое время лежало на пути следования в столицу Российского государства.

Записки путешествующего прозаика увлекают читателя за собой описанием мест, по которым пролегал маршрут.
 Отметив спуск с горы, Болотов продолжает:
«…Тут внизу не было тогда еще того селения, которое находится ныне, а украшался берег реки обширною и прекрасною рощею из дерев высоких, которой ныне и следов почти неприметно, а единые только пни свидетельствуют о существовании оной тут во времена прежние. Подъезжая к переправе чрез Оку нашли мы величественную реку сию от бывших до того дождей так наводнившеюся, что все пристани и помосты водою были поломаны и плавали по оной, и переправа сделалась от того труднейшею.

Тогда не было еще чрез ее того плывучего моста, который ныне толико облегчает всем переезд чрез оную, и за который все мы должны благодарить великую Екатерину, повелевшую существовать всегда оному.

Колико веков до того прошло, а никому из обладателей России не приходило на мысль или паче не удавалось произвесть сие нужное дело, и облагодетельствовать тем толь многие тысячи путешествователей всегдашних.

Как переправляться иначе было нам не можно, как на пароме, а сим за повреждением пристаней к берегу подъезжать было не можно, то принуждены мы были дожидаться, покуда перевозчики их опять помостят и вооружиться до того времени терпением».

Дабы внести ясность в вопрос, связанный с дорогой и переправой через Оку, приведу несколько строк из публикаций местных краеведов В. Шахова («Михайловка», «Серпуховские вести», 1992 г.) и Ю. Беспалова («Южный рубеж Московии», г. Пущино, 1990 г.).

«В древности Михайловка находилась в Тишиловском стане, а с образованием волостей и уездов вошла в Липицкую волость Каширского уезда Тульской губернии. В 1924 году входит вместе с волостью в Серпуховский уезд Московской губернии. Михайловку и Липицы разделил Тульский почтовый тракт, так называемая столбовая дорога, построенная во времена Екатерины II на месте скотопрогонного тракта. У деревни через Оку был разборный наплавной мост, по которому проезжали почтовые тройки. На дороге на каждой версте стоял красный столб, отсюда и название «столбовая дорога», и посажены по обеим сторонам деревья. Через 100 лет рядом с селом Лукьяново был построен через Оку мост и проведены железная и шоссейная дороги, и михайловский переезд потерял своё значение».

Отметим, что, действительно, железнодорожный и гужевой мосты в районе села Лукьяново были выстроены лишь в 1867 году. Записки А.Т. Болотова датированы не позднее 1816 года, а потому переправа через реку могла тогда состояться только вблизи деревни Михайловки.

Вот что пишет он в своём письме:

«Чтоб ожидание сие сделать для себя менее чувствительным, то занялся я опять многоразличными помышлениями, относящимися более до реки, передо мною быстрые свои струи катящей.

Я воображал себе опять те древние времена, когда широкая и многоводная сия река служила вместо стены и наилучшею оградою и оплотом отечеству нашему от набегов татарских.

"О, сколько раз, – говорил я сам в себе, – доходили сии грабители до берегов сих и паивали здесь струями сими лошадей своих! Сколько раз трепетала Москва от набегов сих и прибрежные заречные жители со страхом и трепетом сматривали на шатры и станы их, разбиваемые на сих низких и ровных местах поемных. И поныне видимы еще неподалеку отсюда превеликие холмы и бугры, насыпанные ими на могилах умиравших начальников и вельмож их, и останутся навек памятниками тогдашнего бедственного состояния России".

Далее, увидя плывущие струга, говорил я: "Сколько громад таковых и колико сокровищ принесла ты, река многоводная, и приносишь и поныне по хребтам своим из одних мест в другие, отдаленные отсюда, и доставляешь ими пищу и снеди целым миллионам народа…

…Но были времена, в которые едва ли и лодочка какая плавала по тебе, и ты многие сотни лет текла здесь, никем будучи невидима и не посещаема…

…Сколь многие тысячи людей питаешь ты рыбами и поишь струями своими, и сколько напротив того и погуляешь ты смертных в полыньях, при вешних страшных разлитиях твоих и при других случаях; у сколь многих жен похитила ты мужей, а у отцов детей их! И поныне не проходит еще года, в который бы не погибало множество людей в тебе, а то же бессомненно будет случаться и в грядущие времена"…»

Читая о сожалении постороннего для нашего села человека, видя искренность его чувств, невольно задаёшься вопросом: неужели для нас, родившихся тут и, возможно, не одно десятилетие проживших в селе, не интересна собственная история? Давайте, осторожно ступая по её страничкам, двигаться вперёд без боязни оступиться и сделать неверный шаг, ведь ещё в Священной книге сказано было, что только идущий осилит путь.


Рецензии
Своя рубаха ближе к телу,вот так поступают слуги народа ,за счёт которого живут припеваючи, на те средства, которые принадлежат и нам, в том числе.С уважением Сергей Егоров9.

Сергей Егоров 9   02.09.2018 09:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.