О фильме Бег

Светлана Шакула
     Выдержки из газетных и журнальных статей 1971 года


   Главное актёрское открытие фильма «Бег» – Владислав Дворжецкий в роли Хлудова.
   Не исключено, что среди соображений, которыми руководствовались Алов и Наумов при выборе актёра, были и соображения типажные, однако Дворжецкий и игрой своей показал, что выбор был правилен. Этот моложавый человек с неистово-пронзительным, не только прожигающим, но и выжженным взглядом и страшен, и интересен нам, ибо мы видим не природную извращённость, не маниакальность убийцы, а жуткую трагедию человека, затянутого в бездну и по инерции тянущего за собою и других.
   Блестящий дебют Владислава Дворжецкого в роли генерала Хлудова – бесспорная творческая удача, открытие для кино нового, самобытного таланта.
   ____________________

   Фильм «Бег» – о беге времени, о тех, кто бежал от революции на чужбину, в пустоту одиночества. Фильм «Бег» о том, что судьба каждого человека неразрывно связана с судьбой своего народа, своей родины и что вне их жизнь становится бесплодной и бессмысленной.
   Этот фильм также и о любви – о любви, которая кажется неуместной и странной в дни, когда в мире царят хаос, кровь и борьба. 
   Экран повествует об этом сильно, красочно, ярко. Сочными крупными мазками воссоздают авторы эпизоды истории, атмосферу эпохи, на фоне которых выписаны самобытные людские судьбы, удивительные характеры.
   ____________________

   Наиболее сложным в воплощении жёсткой и одновременно обречённой на гибель силы является в фильме образ Хлудова в талантливом исполнении актёра Владислава Дворжецкого. Вся линия взаимоотношений Хлудова и солдата Крапилина (Н. Олялин) носит одновременно характер и бытовой, и обобщённо-философский.
   В показе этих героев авторы как бы сталкивают два мира, две морали, решают драму двух антиподов, попеременно давая крупные планы то одного, то другого. Длинные крупные планы позволяют вглядеться в глаза противников, понять состояние их души, внутренние борения. Ясные, укоряющие, бесстрашные глаза Крапилина и пустые, полубезумные, напряжённые глаза Хлудова. В этом поединке победа достаётся Хлудову – он отдаёт приказ повесить Крапилина, смело бросившего в лицо злодею: «Шакал, только одними удавками войны не выиграешь!..»
   Но победа Хлудова обернулась поражением. Ему до конца жизни не забыть осуждающих глаз солдата Крапилина. В жутких снах Хлудову будет сниться, что его судит Крапилин, что он припоминает ему все его злодеяния.
   ____________________
 
   Многие артисты в «Беге» играют не просто хорошо, они играют неправдоподобно правдиво. Они не боятся комикования, фарса, гротеска, шаржа, они играют самозабвенно. Но все оттенки исполнения, вся его выразительность соподчинены и организованы системой сопоставлений, контрастов, столкновений. Поэтому и играют они не одинаково эксцентрично, а по-разному, исполняя не только заданный драматургом характер, воплощая не только «сюжетную функцию», но и сложное движение всего образа фильма.
   Так неподвижность Хлудова оттенена суетливостью Чарноты, так различны характеристики офицеров-самоубийц, Корзухина, Тихого, содержателя тараканьих бегов. Естественно, другую задачу, другую тему несут красные командиры, которые оттеняют в своих ролях деловитый пафос. Стиль их исполнения примыкает к стилю характеристики вестового Крапилина, которому трудно удержаться в рамках естественности, если учесть, что он выполняет функцию не столько живого человека, сколько материализованной совести, той совести, с которой отчаянно борется Хлудов и оказывается не в силах её победить.
 ___________________
 
   …Булгаков в своих произведениях не описывает битв революционных, он показывает битвы внутренние – битвы, которые происходят в душах людей, жизнь которых перевернула и сломала революция. И артист Дворжецкий талантливо передал эту внутреннюю битву – через муки совести своего героя, через его душевную драму.
   Дворжецкий не просто играет, а невероятно талантливо передаёт высокую трагедию Совести и Расплаты.