Фарадей - удивительный учёный и благословенный чел

Борис Ейский
Фарадей - удивительный учёный и благословенный человек

Можем ли мы представить себе современный мир без электричества? Попробуйте вообразить небоскрёбы без лифтов, улицы мегаполисов без освещения, а наши уютные квартиры без утюгов, микроволновок, компьютеров... Это кажется совершенно немыслимым! Но было время, когда люди жили без этих благ. Давайте же вспомним человека, которому, вероятно, в большей степени мы обязаны открытием, позволившим человечеству войти в новую эпоху - эпоху электричества.

«Только очень немногие люди столь значительно изменили облик мира, как это сделал Фарадей. Он был одним из величайших экспериментаторов и мыслителей нашей страны, а может быть, и всего мира, и среди всех его открытий ни одно не имело таких грандиозных последствий, как сделанное им в 1831 году. На нём основаны те формы применения электричества, которые составляют мускулы и нервы нашей современной жизни». Эти слова произнёс достаточно компетентный человек – лауреат Нобелевской премии по физике Уильям Генри Брэгг.

Майкл Фарадей родился в семье обычного деревенского кузнеца. Мальчик был третьим в семье. Его детство проходило в перенаселённой квартирке или на улице, в играх с друзьями. Семья жила весьма скромно, а порою и бедно. И тем не менее можно сказать, что это была счастливая семья. У Фарадеев было одно сокровище, которое приносило утешение, покой и радость. У них была живая христианская вера.

Майкл получил самое скромное образование и, казалось, не было никаких предпосылок, что именно этот мальчик станет великим учёным, способным внести большой вклад в науку и благосостояние всего человечества.

В тринадцать лет будущий учёный начал трудовую деятельность – разносил газеты и книги. В то время Майкл мечтал стать переплётчиком и книготорговцем. Воплощая свою мечту, он пошёл в подмастерья, но, соприкоснувшись с книгами, он стал всё больше времени уделять чтению. В этот период в душе Майкла разгорелось неукротимое желание получить более полное образование.

Реставрируя потрёпанный томик Британской Энциклопедии, Майкл погружался в чтение и жадно впитывал её содержание. Особенно его заинтересовала статья об электричестве. Вскоре у молодого человека появилось желание повторить опыты, описанные в энциклопедии. С того времени Фарадей пытался не упустить из виду ни одной книги или статьи об электричестве.

Всё более и более интересуясь наукой, Майкл начал тяготиться своей работой. Однажды, побывав на научных лекциях члена Королевского Института сэра Хамфри Дэви, он сделал тщательный конспект, аккуратно, красивым почерком переписал его и переплёл в книгу. Жажда заняться любимым делом придавала молодому человеку смелости, и он решился написать письмо Хамфри Дэви. К этому письму Майкл приложил изготовленную им книгу.

Как часто бывает, настойчивость и прилежание не остаются без награды. И хотя первый ответ учёного был весьма уклончивым, в один прекрасный день к дому Фарадея подъехал элегантный экипаж, и лакей передал письмо, которое с трепетом ожидал Майкл. Молодой человек был приглашён на собеседование, а спустя некоторое время принят в Королевский Институт лаборантом. Несмотря на то, что пылкому молодому человеку выделили очень скромное жалование, Майкл не унывал – он был на пути к своей цели.
 
Однако, очутившись в Королевском Институте, Фарадей встретился с трудностями, которых он не мог предвидеть. Будучи воспитанным в христианской семье, он, оказавшись под влиянием Хамфри Дэви, стал всё больше сомневаться в своих убеждениях. Нужно сказать, что Хамфри имел необычайный авторитет. Он был не только великолепным учёным, но, казалось, был воплощением доброты, благородства и хороших манер. Это приводило к мысли, что совсем не обязательно быть верующим, чтобы быть замечательным человеком. Но, познакомившись поближе с этим знаменитым учёным, Майкл всё же сделал вывод, что без благодати Божией человек остаётся порочным и своими силами не может противостоять натиску греха.

Майкл продолжал учиться. Он читал много и внимательно. Но, как бы он ни уставал, он не забывал о своих близких. Через день он отказывался от обеда, чтобы выделить деньги на обучение своей сестры. Вскоре Фарадей начал читать лекции. К этому времени многие заметили, что этот обычный на вид юноша не просто ассистент учёного – в нём таится большой потенциал. Майклу ещё не исполнилось и тридцати, но он уже сделал ряд открытий, которые привлекли внимание научной общественности.

Вскоре Фарадей решил предпринять серьёзный шаг в жизни. Он предложил руку и сердце Сарре Бернард. Эта девушка посещала ту же церковь что и Майкл. Однако избранница была обеспокоена тем, что Фарадей столь страстно посвящён науке. После некоторых колебаний и усердных молитв она дала согласие. Стоит отметить, что этот союз стал одним из самых замечательных и достойных подражания. Сорок семь лет Майкл и Сарра прожили в атмосфере преданности, любви, взаимопомощи и взаимопонимания.

Как мы помним, Фарадей был воспитан в христианской семье. Оказавшись в научных кругах, он мало говорил о своих убеждениях. Вскоре после свадьбы он принял серьёзное решение – сделал заявление, что, совершив молитву покаяния, получил прощение грехов. Теперь он желал открыто присоединиться к церкви.

Через три года Фарадей был избран членом Королевского Общества. У него была своя лаборатория, где он проводил нескончаемое количество экспериментов. После смерти Хамфри Дэви Майкл Фарадей возглавил научно-исследовательскую деятельность всего института.

Мы сделаем небольшой экскурс в техническую сторону вопроса. Во время деятельности Фарадея электрический ток получали при помощи трущихся пластин, или же благодаря большим и дорогим химическим батареям. Благодаря неустанному поиску и множеству экспериментов Фарадей изобрёл первую в мире динамо-машину. Именно это открытие учёные считают началом века электричества.

Фарадею было немногим более сорока лет, когда его имя стало широко известно в научных кругах всего мира. Оксфордский университет удостоил его докторской степени. На научную деятельность учёного теперь выделялись государственные средства. Стоит отметить, что сам Майкл в это время получал совсем небольшое жалование. Среди сведущих людей было немало тех, кто не понимал учёного. При его способностях и знаниях, используя уже сделанные открытия, можно было зарабатывать большие деньги, а учёный продолжал поиски и тратил время на, как казалось некоторым, нелепую возню с магнитами и проводами.

1846 год. Фарадей совершил ещё один научный прорыв. Он много размышлял о природе света и пришёл к пониманию этой природы. Спустя годы его открытиями воспользовался Максвелл, а затем и Эйнштейн.

Чтобы составить более полное представление об этом человеке, мы оставим научное окружение и вспомним, чем ещё жил великий учёный.
Надо признать, что Фарадей мало интересовался жизнью светского общества. Свободное время он посвящал семье и церкви. Когда ему было около пятидесяти лет, его избрали одним из служителей церкви. С неизменным постоянством, каждую неделю Майкл проповедовал с церковной кафедры.  Прослышав об этом, его коллеги нередко заходили послушать проповедь Фарадея. Сохранились некоторые воспоминания очевидцев: «Он прочитал длинный отрывок из Евангелия, медленно, благоговейно, и с таким глубоким чувством, что мне показалось, как будто я в первый раз слышу такое превосходное чтение». Слушатели замечали, что Фарадей ставил перед собой задачу наиболее полно и точно передать суть Писания. Было хорошо видно, что он досконально знает Библию, часто и точно цитируя её на память.

Если не считать некоторых колебаний в юности, Майкл был всегда предан своим христианский убеждениям. Учёный Лорд Кельвин, хорошо знавший Майкла, писал о нём: «Всю свою жизнь Фарадей твёрдо держался своей веры».

Стоит вспомнить знаменитые лекции Фарадея в Королевском Институте. Эти научно-познавательные мероприятия посещали и подростки, и весьма знаменитые люди. (Лекции часто посещал супруг королевы с принцем Альбертом и принцем Эдуардом). И всё же кажется, что самыми благодарными посетителями были именно дети и подростки. Они с большим интересом наблюдали научные опыты и очень любили смеяться над остроумными шутками Фарадея. Однако будет уместно вспомнить, что несмотря на порой весёлую, а порой серьёзную научную обстановку, учёный-мыслитель часто вплетал в свои лекции рассуждения на духовные темы. Благодаря конспектам его лекций мы имеем возможность «услышать» голос Майкла Фарадея: «Хотя человек стоит выше окружающих его созданий, в него вложено стремление к ещё более высокому и благородному положению. Бесчисленное множество страхов, надежд и ожиданий наполняет ум человека, когда он думает о потусторонней жизни. Я уверен в том, что невозможно открыть для себя истину о той жизни, напрягая силу ума, каким бы великим он ни был. Эта истина открывается людям через изучение чего-то другого, чем их собственные познания, - её получают через простую веру в данное нам свидетельство. Пусть никто ни на миг не допустит мысли, что столь важное для этой жизни самообразование, в похвалу которого я намерен сейчас говорить, имеет какое-либо отношение к надежде на вечную жизнь, или что с помощью умозаключений можно познать Бога».

Майкл Фарадей пришёл к пониманию смысла жизни через Священное Писание – Библию. Эту Книгу он старательно изучал, он верил тому, что там написано, он преподавал библейские истины другим. Фарадей хорошо осознавал греховность человеческой природы, необходимость покаяния и посвящения своей жизни Христу. «Если нет осознания греховности, - говорил учёный, - тогда для христиан нет и основания для надежды на вечную жизнь».

Многие люди считают Фарадея великим учёным. В конце жизни он обладал девяносто семью почётными титулами от Академий наук различных стран. Его считают успешным человеком. Всё это так. Но есть кое-что ещё очень существенное – Майкл Фарадей был счастливым человеком. Он ушёл в вечность в 1867 году. Незадолго до смерти он сказал: «Мои земные силы слабеют изо дня в день. И наше счастье в том, что истинное благо - не в них. По мере того, как наши силы тают, пусть они сделают нас похожими на маленьких детей, которые доверяют себя Отцу милосердия, принимая Его невыразимый дар. Я преклоняюсь перед Тем, Кто есть Господь всего».

Стоит отметить, что Фарадей не только оставил после себя передовые научные мысли и идеи, которые впоследствии принесли немалую пользу науке, но и послужил замечательным примером. Лорд Кельвин, Кларк Максвелл, Джон Флемин, продолжавшие исследования Фарадея, искренно держались христианских убеждений. Они открыто говорили о той удивительной перемене, которую они пережили после своего обращения к Богу.

По материалам книги П. Мастерса «Люди высокой цели».